Классный час
«Что значит быть настоящим другом!»
Цель: формировать чувства дружбы, товарищества, чуткость по отношению к другим людям; развивать внимание, память, сообразительность; дать представление о понятии «дружба» и о правилах поведения с друзьями; сплотить детский коллектив.
Задачи:
- определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;
- провести самооценку учащимися собственных качеств и мотивировать желание самоизменения;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: запись песни В. Шаинского “О дружбе”; стихотворение Л. Измайловой “Монолог о дружбе”; карточки со словами ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ, ДРУГ; карточки с нравственными качествами, с ситуациями, “Правилами настоящего друга”.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Учитель:
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и послушайте песню В.Шаинского, подумайте, о чём пойдёт сегодня разговор на классном часе? (Звучит песня В.Шаинского “О дружбе”).
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш классный час. (Ответы детей). Вы догадались правильно, мы сегодня поговорим о дружбе. Дружба бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем.
II. Основной этап.
-
Проблемная ситуация.
- Послушайте стихотворение Л. Измайловой “Монолог о дружбе” и подумайте, о чём размышляет автор? Читает ученик:
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?” -
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?
Учитель: Итак, о чём размышляет автор?
-
Цель классного часа
Учитель: Подумайте, кто такой настоящий друг и что значит быть настоящим другом? (Ответы детей). На доске три слова:
ТОВАРИЩ ДРУГ ПРИЯТЕЛЬ
- Соотнесите эти названия с определениями, которые я прочитаю
а) близкий знакомый (приятель);
б) человек, который связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает (друг);
в) человек, близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе (товарищ).
3. Составление «модели дружбы»
Учитель:
- Как ты думаешь, кто такой друг? ( Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам).
- Можно ли прожить без друзей?
- А ты знаешь, что такое дружба? (Дружба – это когда ты общаешься с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, чтобы он что–то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды).
- А с чего начинается дружба? ( С улыбки, со знакомства, с ласкового слова, общих интересов и т.д.).
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком и т.д.)
4. Физкультминутка (Дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
5. Игра «Кто с кем дружит?»
Учитель: Мы с вами читаем много разных сказок, и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит.
Винни-Пух-Пятачок
Малыш-Карлсон
Кот-Леопольд – мышата
Баба-Яга
Львенок – черепаха
Мальвина – Буратино
Золушка – мыши
Чебурашка – крокодил Гена
Мальвина –Буратино
Учитель: Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит? Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе?
Дети: Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
6. Игра «Темные и светлые мешочки»
Учитель: У меня на доске изображено два мешочка. Эти мешочки мы с вами будем сегодня наполнять. В один мешочек мы будем складывать «темные» качества человека, а в другой – «светлые». Но вначале каждый из вас вытянет по листочку с написанным качеством. Вы будете называть качества и прикреплять таблички на мешочек.
«Светлые качества» «Темные качества»
Честность Лень
Аккуратность Хитрость
Доброта Непослушание
Заботливость Лживость
Дружелюбие Зависть
Отзывчивость Вредность
Тактичность Грубость
Ответственность Эгоизм
Вежливость Равнодушие
Щедрость Подлость
Бескорыстность Скупость
7. Викторина «Сказочные герои»
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
4. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.)
5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Учитель: Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
8. Физкультминутка
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).
9. Составление правил настоящего друга (работа в группах).
Учитель: Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.
Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.
1) Коля учится в 4-м классе, а его друг Вова во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо”.
Правильно ли Володя понимает дружбу?
Как вы предложите, поступит Володе.
Правило. Уступай другу.
2) Нина получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Тоня не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Тоне?
Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
3) Петя не смог решить задачу, Саша дал ему списать.
Как на месте Саше поступил бы настоящий друг?
Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.
4) По мнению Оли, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать
Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. Для кого выгодна такая дружба? Какой совет дадите Наташе?
Правило. Истинная дружба бескорыстна.
5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.
Петя часто называет Алёшу “конопушкой”, потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
Какой вы совет дадите Алёше.
Какой совет дадите Пете.
Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.
6) Катя и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Катя уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Катя промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Кате?
Что посоветуете Зое?
Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
7) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
Правило. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Умей признавать и исправлять свои ошибки.
10. Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда…
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я доволен другом…
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
– Я доверяю другу во всем
III. Заключительный этап
Рефлексия
Учитель: Что значит быть настоящим другом? (Обладать положительными нравственными качествами и поступать, как настоящий друг, нести ответственность за друга, волноваться, тревожиться, переживать, помогать, защищать, не предлагать совершать плохие поступки)
- Что больше всего запомнилось?
На этом наш классный час подошел к завершению, хочу процитировать вам стихотворение.
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.