СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что значит быть патриотом?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

Просмотр содержимого документа
««Что значит быть патриотом?»»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»






Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

«Что значит быть патриотом?»







Автор:

Солохина Юлия Сергеевна,

преподаватель специальных

и общеобразовательных дисциплин,

куратор группы




















г. Городец


2018 год

Пояснительная записка


Данный классный час основан на применении приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), позволят достичь следующих целей: создание условий для формирования активной гражданской позиции через актуализацию знаний о патриотизме.

В ходе работы предполагается решение взаимосвязанных задач:

  • Образовательная: формирование знаний о патриотизме как явлении и его проявлениях;

  • Развивающая: формирование умений работать с иллюстрациями, анализировать видеоролики, сравнивать, делать выводы, а также умении использовать личный опыт, и принимать мнения другого, развивать коммуникативные качества, активно взаимодействовать при организации групповой работы, развивать навыки общения;

  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества, способствовать формированию и развитию патриотизма.

Приёмы ТРКМЧП позволяют рассматривать большие объёмы информации, делая акцент на работе с понятиями, на сопоставлении различных примеров и точек зрения, на формировании собственных оценочных суждений. Они соответствуют возрастным особенностям, посильны для освоения обучающимися различного уровня успеваемости, вызывают неподдельный интерес и высокую мотивацию в ходе изучения данной темы.

Необходимые технические средства и наглядность

Классный час с использованием описываемых материалов проводится в кабинете, оборудованном столами и стульями, необходимыми по количеству участников и расставленными для групповой работы. Педагогу понадобятся:

  • видеоролики патриотической тематики;

  • подготовленный на доске кластер, распечатки аналогичных кластеров для каждой группы обучающихся;

  • раздаточный материал: «слова – подсказки» для составления кластера для каждой группы обучающихся;

  • ПК с колонками;

  • раздаточный материал для проведения рефлексии: схемы-опоры для составления отзывов - синквейнов.


Методические рекомендации по использованию представленных материалов

Работа с данными материалами может проводиться при сочетании фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации занятия (наиболее эффективно объединять обучающихся в группы).




Ход классного часа:


  1. Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятного рабочего настроя.

Вспомните поэму Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отчества достойный сын…

Как вы думаете, одинаковы ли понятие «гражданин», используемое Н.А.Некрасовым и современное понятие «патриот»? Предлагаю ответить на этот вопрос.

Сегодня на классном часе мы с вами рассматриваем очень важную тему для каждого человека и гражданина: «Что значит быть патриотом?».

II. Актуализация. Формулирование цели классного часа.

Ключевыми понятиями сегодняшнего классного часа являются «Родина», «патриотизм», «гражданская активность».

Давайте вспомним, что нам известно о нашей стране:

  1. Как называлось в прошлом наша страна? (Русь, Российская империя, РСФСР, СССР)

  2. Как называется наша страна сейчас? (Российская Федерация или Россия) это название появилось в 1991 году, оно закреплено в ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году.

  3. Что значит федерация? (в случае затруднения, следует сказать, что с этим понятием мы ближе познакомимся в течение урока).

  4. А теперь взгляните еще раз на тему нашего классного часа, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о Родине, любви к ней, преданности, о патриотизме, гражданской активности.)

III. Изложение темы классного часа.

Начнем с обсуждения, что для вас Родина?

На доске изображается кластер, который заполняется классным руководителем по мере поступления ответов обучающихся.

(Дидактический материал № 1). Пример кластера:

Земля предков



Школа

Память

Счастье

Мама






Место, где человек проживает


РОДИНА

Место, где ты родился





Друзья


Любовь


Надежда

Страна


Место, где человек чувствует себя комфортно






Долг

Радость






Эмоциональная актуализация темы происходит при помощи видеофрагмента - песня «С чего начинается Родина». Демонстрация видеофрагмента.

Согласны ли вы с поэтом? Нужно ли что — то добавить в кластер?

Наша Родина – это федерация. Под федерацией мы понимаем союз равноправных членов единого целого.


Теперь перейдем к понятию «патриот».

Эмоциональная актуализация темы при помощи просмотра видеофрагмента (демонстрация видеофрагмента «Один чудак…»)

Последующее обсуждение вопросов:

1) Достаточно ли родится в том или ином месте, чтобы считаться патриотом? 2) Кого Вы можете назвать патриотом в настоящий момент?

Патриот - человек, который приносит пользу Родине, встает на ее защиту при необходимости. Назовите пожалуйста профессии, которые требуют героизма, мужества, терпения (военнослужащие, пожарные, шахтеры, пилоты…).

Наши предки с давних времен считали патриотизм главным из качеств человека, что находит подтверждения в поговорках, пословицах.

Народные мысли о родине и патриотизме помогают осознать всю мощь патриотического чувства и уважение к своему отечеству, народу.

Посмотрите у Вас на столах лежит материал (Дидактический материал № 2), прочтите, пожалуйста, обсудите в группах смысл пословиц и выразите свое мнение, согласны ли с афоризмами-пословицами, изречениями народной мудрости. (Пословицы зачитываются и комментируются)

  1. Берегите землю родимую, как мать любимую

  2. В бою за Отчизну и смерть красна

  3. Дома и стены помогают

  4. Где родился, там и пригодился

  5. Главное в жизни – служить Отчизне

  6. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

  7. Дым Отечества светлее чужого огня

  8. Жить - Родине служить

  9. Кто за Родину горой, тот истинный герой

  10. Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот

  11. Кто Родину любит, тому она в долгу не будет

  12. Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно

  13. Любовь к Родине сильнее смерти

  14. На чужой стороне Родина мила в двойне

  15. На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость

  16. Нет в мире краше Родины нашей

  17. О тех и радио вещает кто Родину защищает

  18. Одна мать родна и Родина одна

  19. Родина – мать, умей за нее постоять

  20. Родину головой оберегают

  21. Родину, как и родителей не выбирают

  22. Родной край – сердцу рай

  23. С родной земли – умри не сходи

  24. Смело иди в бой, Родина за тобой

  25. Та земля мила, где мать родила

  26. Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.


Итак, патриот – это гражданин, проявляющий заботу о своей Родине, о ее природе, защищающий ее честь, знающий историю своей страны.

Обучающимся предлагается выполнить кластер и тем самым дать ответ на вопрос из темы классного часа: «Что значит быть патриотом?»

Работают на отдельном листе. (Дидактический материал № 3) При этом проигрывается видеофрагмент (Д. Майданов)

IV. Закрепление.

В.В.Путин высказался так: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее. Это и есть национальная идея». (См видеофрагмент «Путин о патриотизме»).

Национальная идея - это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения. Национальная идея держится на активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к словам Н.А. Некрасова о «гражданине», в каком значении он использовал данное слово?

Безусловно, для Некрасова понятие «гражданин» отождествляется с современным понятием «патриот».

Продолжите фразу: «Я хочу быть патриотом, потому что…»

Давайте составим синкейн:

Существительное – понятие тема(Например, гражданин, патриот…)

Два прилагательных…

Три глагола….

Предложение, выражающее основную мысль…

Существительное (синоним раскрываемого понятия, отражающее вывод)

Примеры синквейнов, написанных обучающимися по данной теме:


Патриотизм.

Добрый, честный.

Помогает, представляет, изучает.

Патриотизм – хорошее слово для народа.

Патриот.

Война.

Страшная, смертельная.

Стрелять, бить, терпеть.

Война – это голод и страх.

Жестокость.


Подводится итог разговора - быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!