Тема урока: Что значит быть патриотом
Цель урока:
-воспитывать детей в любви к своей Родине, к ее традициям, ее прошлому и настоящему;
- учить детей уважать далекое прошлое и сегодняшнее настоящее;
- учить детей высказывать, что такое проявление патриотизма, посильный труд на общее благо , бескорыстная забота о родной природе, памятных местах страны, участие в спортивных и творческих конкурсах, состязаниях, олимпиадах;
-прививать детям осознание того, что их патриотизм не только задача будущего, но и вполне конкретный вклад в улучшение жизни страны уже сейчас.
План изучения нового материала
1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
2.Русский язык – государственный.
3.За что мы любим свою страну.
1)Обсуждение ответов на следующие вопросы:
А).Как называлась в прошлом наша страна? Как она называется сейчас?
Б).Что означает понятие «федерация»?
Уч-ся вспоминают, что когда-то наша страна называлась Русь, Российская империя, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), СССР.
Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название зафиксировано в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.
? Как называется столица нашего государства?
- Москва.
-Обсудим вместе:
-Что бы ты ответил на вопрос: «Что такое Родина?»
- Это земля предков, место, где человек родился и живет.
-2-
Работа с текстом рубрики: Наша Родина – Россия, Российская Федерация»
( зачитать из Конституции РФ)
Вопросы:
1)Что такое федерация? ( союз равноправных членов единого целого)
2) Что такое субъект Федерации? ( каждый из участников такого объединения – субъект Федерации – имеет необходимые признаки полноценного государственного образования:
- свою территорию;
- свои органы власти;
- свой основной закон – конституцию или устав;
- свой герб, флаг.
( Работа с картой)
Вопрос: В каком субъекте Российской Федерации вы живете?
- Найдите его на карте.
Задание: Найдите в параграфе 15 определения слова «федерация» и словосочетания «субъект Российской Федерации».
2.Русский язык – государственный язык
А) Зачитать о государственном языке из Конституции РФ ( ст. 68)
Б) Назовите признаки государственного языка:
- официальное использование его в государственном делопроизводстве ( на русском языке пишутся официальные государственные документы, ведутся переговоры с другими государствами);
- обязательное изучение его в школах Российской Федерации.
Задание: Назовите русских писателей, которые прославили русский язык.
Закрепление с помощью задания 3 рубрики «Проверь себя».
3.»За что мы любим свою страну» Вопрос: Как вы понимаете слова: патриот, патриотизм, Родина, Отчизна?
Составьте предложения с этими словами.
Запишите в тетрадь.
- 3 -
Рубрика «Жил на свете человек» ( чтение по цепочке)
? 1).Достаточно ли родиться в том или ином месте, чтобы считаться патриотом?
Сам по себе факт рождения - важное условие, но не единственное.
2). Как вы думаете, можно ли назвать В.И.Даля патриотом?
- Пример жизненного пути Даля помогает понять, что нередко истинными патриотами России были люди, чьи предки являлись выходцами из других стран, но сами они служили на благо России, способствовали культурному развитию страны, вносили свой вклад в важные для народа области деятельности, т.е. были настоящими патриотами. Задание: Приведите примеры таких людей.
-Военачальники Михаил Богданович Барклай – де –Толли, Петр Иванович Багратион, архитекторы Варфоломей Варфоломеевич Расстрелли, Карл Иванович России и другие.
Обсуждение вопроса: «Что дает человеку принадлежность к отечеству?»
Слова Даля об Отечестве как земле предков, с которой человек связан историей, культурой, языком, традициями, верой. Эта связь проявляется прежде всего в том, что человеку есть чем гордиться, его духовные корни, уходящие в прошлое, дают возможность использовать опыт предков, опираться на их достижения и заслуги.
Рубрика «Картинная галерея». Обсуждение плаката «Родина – мать зовет!»
? 1) Как вы думаете, с какими событиями связан этот плакат?
2)Чем близки понятия «мать» и «Родина»?
3) Что вы можете сделать для своей Родины?
- Посильный труд на общее благо
- Бескорыстная забота о родной природе, памятных местах страны.
- Участие в спортивных и творческих конкурсах, состязаниях, олимпиадах.
Учитель:
- Ваш патриотизм, ребята, это не только задача будущего, но и вполне конкретный вклад в улучшение жизни страны уже сейчас.
- 4 -
Рубрика «Поэтическое слово» ( строки из стихотворения А.С.Пушкина)
Задание: 1).Ребята, а с чего начинается Родина?
( Дети отвечают, приводят слова из песни М.Матусовского)
2)А как называют вашу малую родину?
Дополнительный материал ( Пословицы о Родине и патриотизме. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1957 г.).
Учитель: Ребята, скоро наш народ отметит замечательную дату, связанную именно со словами патриот, патриотизм, родина. Что это за дата?
Домашнее задание: Рассказать на следующем уроке о герое Великой Отечественной войны, патриоте совей Родины.
Задание: Изобразите в рисунке свое видение Родины.
«Где жить, там и слыть»
«В каком народе живешь, того и обычья держись»
«На чужбине и собака тоскует»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».
«Всякому мила своя сторона»
«Чужбина слезам не верит».
«Без корня и полынь не растет»
«Своя земля и в горсти мила»
«На чужой стороне и весна не красна»
«Своя печаль чужой радости дороже».
«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»
«Где сосна взросла, там она и красна»
«Глупа та птица,которой гнездо свое не мило».
«На чужой стороне рад своей воронушке»
«Всяк кулик свое болото хвалит»
«Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест»
«Чужая сторона – мачеха»
«Чужбина слезам не верит»
«Родных нет, а по родной сторонке сердце ноет».
«Где кто родится, там и пригодится».