СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтобы чтением вызвать в душе ребенка чувства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование полноценного навыка чтения учащихся начальной школы невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность.

Просмотр содержимого документа
«Чтобы чтением вызвать в душе ребенка чувства»

Чтобы чтением вызвать в душе ребенка чувства

Формирование полноценного навыка чтения учащихся начальной школы невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность.

Сформировать у ребенка навык выразительного чтения – значит добиться того, что он будет осознанно читать, воспроизводя голосом все оттенки содержания.

Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе.

Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся.

Как много умеет в этой жизни маленькое человеческое слово! Оно, как волшебник, может быть добрым и злым. Недаром народные пословицы подмечают:

Доброе слово и кошке приятно.

Сказал – как топором отрубил.

То же слово, да не так бы молвить.

В чем же заключается сила слова? Может быть, стоит внимательнее прислушиваться к их звучанию, постараться заглянуть в разные словари и узнать сведения об их значении, рождении, изменениях.

При работе над произведением надо добиваться, чтобы дети не копировали чтение учителя, а самостоятельно размышляли над текстом и находили верные интонации. Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально, с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с предложением.

Через школу и уроки чтения проходят все, а вот привычка к чтению художественной литературы и вкус возникают не у каждого. Почему? Ведь в арсенале учителя сейчас большое количество хороших учебных книг по чтению! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить: а что же главное на уроке чтения? Одни считают, что главное – знание. Обширное, прочное. И это верно. Но, с другой, надо от знаний идти к чувствам – это главное! Отсюда и задача уроков чтения – вызвать в душе учеников отклик, определенные чувства, без которых невозможно глубокое восприятие жизни и ее понимания. А ведь искусство надо воспринимать душой.

Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, нужно убедиться: понял ли он тему, основное содержание и смысл текста, сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев, представил ли ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует довести до слушателей.

Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя включает в себя: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить с его поступком, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, то есть умение определять свое отношение, отношение автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

В работе над выразительностью речи необходимо уделять большое внимание средствам речевой выразительности – это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Большое значение имеет хорошая дикция. Она облегчает дыхание, работу голосовых связок. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы, стихи, скороговорки.

При работе над развитием выразительного чтения необходимо выяснить жанр произведения. Это важно потому, что каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка – напевности, медленного типа чтения; лирические стихотворения – задушевности; гражданская поэзия – четкости, торжественности звучания; басни – особого разговорного жанра с выделением специфической структуры басни.

Чтение – предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научит его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши питомцы с удовольствием будут читать художественную, научную, энциклопедическую литературу, будут успешно учиться по всем предметам.



Литература:

  1. Гуро-Фролова В.Г. «Работа над выразительными средствами речи», Начальная школа, 1991

  2. Земская Л.И. «Выработка эмоциональной окрашенности речи», Начальная школа, 1985

  3. Николаева Л. «Пусть в речи отразится чувство», Начальная школа, приложение к газете «1 сентября», №30,31, 1997

  4. Поляк Н.Ф. «Выразительная возможность слова», Начальная школа, №6, 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!