«Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание».

Пусть будет в человеке всё прекрасно: И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши, 

Воспитывайте в детях, берегите, 

Храните экологию души!

 

 

         В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни,  окружающей его природы, с  животных родного края.

         Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания  является бережное отношение к природе.  Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

         Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика  роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

         При ознакомлении детей с природой   открываются возможности  для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную  сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

         Ведущим направлением  моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы:  «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе».  

         Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Я стараюсь подвести  детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

 

Основная Цель моей работы:

Воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.

 

Для реализации поставленной цели определены основные задачи:

· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

· обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

 · воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

· вовлекать детей в элементарную  природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

      Работу я строю следующим образом:

  1. Организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы,
  2. Целевые прогулки, экскурсии в природу,
  3. Наблюдения за растительным и животным миром,
  4. Опытно – экспериментальная деятельность, эксперименты,
  5. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада,
  6. Чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, картинок, иллюстраций о природе,
  7. Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций,
  8. Организация игровых праздников, досугов, развлечений,
  9. Продуктивная деятельность по экологическим тематикам, выставки детских работ,
  10. Проектная деятельность экологической направленности.

 

         Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

         Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

         Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним. Работа в уголке природы формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. 

         Ухаживая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем надо их кормить. На доброту животное привязывается к ребёнку, воспитывая в детях доброту и сердечность.

         Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

         Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

         На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляем правила поведения.

         Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

         Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

         Особое место отводится произведениям Е.И.Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

         Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность, которой я люблю заниматься с детьми. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость.  Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

         Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

         Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Поездка в лес», «Звери из леса в гостях у ребят»  помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.

         Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю игровые развивающие ситуации, например: «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных  чаем».  Игровые ситуации  воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.

         Посещение конкурсов  «Я живу на красивой планете», »Юные экологи», «Друзья природы» воспитывает ответственность, развивает доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране.

         Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна-красна», «Масленица» -  закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

          Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.

           Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма,  любовь к Родине, к родному городу.

          «Эту истину знаю от роду

           И её никогда не таю:

           Кто не любит родную природу

           Тот не любит Отчизну свою».

         Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы.  Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

         Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе,  научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала  уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания.

         В индивидуальных беседах и на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей приучать детей:

  1. Не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
  2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
  3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.
  4. Учить замечать красоту окружающей природы.
  5. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.  

          Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

         Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

         Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей.   Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

         Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.  

         Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

         Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

         Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г.Асино Томской области







Выступление на районном семинаре

по теме:

«Духовно-нравственное становление детей

через экологическое воспитание».

(Из опыта работы)







Подготовила и провела:

воспитатель Комарова О.В.

-Асино 2017-

Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши, 

Воспитывайте в детях, берегите, 

Храните экологию души!



В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Я стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.


Основная Цель моей работы:

Воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.


Для реализации поставленной цели определены основные задачи:

 развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

 обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

 воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

 вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Работу я строю следующим образом:

  • Организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы,

  • Целевые прогулки, экскурсии в природу,

  • Наблюдения за растительным и животным миром,

  • Опытно – экспериментальная деятельность, эксперименты,

  • Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада,

  • Чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, картинок, иллюстраций о природе,

  • Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций,

  • Организация игровых праздников, досугов, развлечений,

  • Продуктивная деятельность по экологическим тематикам, выставки детских работ,

  • Проектная деятельность экологической направленности.


Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним. Работа в уголке природы формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.

Ухаживая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем надо их кормить. На доброту животное привязывается к ребёнку, воспитывая в детях доброту и сердечность.

Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляем правила поведения.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Особое место отводится произведениям Е.И.Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность, которой я люблю заниматься с детьми. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Поездка в лес», «Звери из леса в гостях у ребят» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.

Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю игровые развивающие ситуации, например: «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.

Посещение конкурсов «Я живу на красивой планете», »Юные экологи», «Друзья природы» воспитывает ответственность, развивает доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране.

Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна-красна», «Масленица» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.

Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе,  научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала  уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания.

В индивидуальных беседах и на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей приучать детей:

  1. Не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

  2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

  3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.

  4. Учить замечать красоту окружающей природы.

  5. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас