СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  современном мире кроме проблем, связанных с интеллектуальным и физическим  развитием выступает проблема развития творческой личности.

        Вспомните себя и своих детей в детстве. С  кем вы хотели дружить, играть, просто общаться? С тем, с кем было интересно. Кто отличался от всех тем, что мог красиво рисовать, интересно рассказывать или талантливо обыгрывать ситуацию. Это как раз тот, кого принято называть творческой личностью. Что же лежит в основе формирования творческой личности?  Л.В. Выготский отвечает на этот вопрос так: …воображение – основа творческой личности, в современной психологии рассматривается как сложная «психологическая система». Именно воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность, что и представляет уникальную творческую личность. Современный психолог Я.А. Пономарев приводит два ключевых определения: творчество- это деятельность человека, направленная на создание новых оригинальных общественно значимых ценностей, а так же, творчество – это деятельность человека, направленная на самовыражение, самореализацию личности. 

Просмотр содержимого документа
«Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи. 

Константин Георгиевич Паустовский



Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества.



В современном мире кроме проблем, связанных с интеллектуальным и физическим развитием выступает проблема развития творческой личности.

Вспомните себя и своих детей в детстве. С кем вы хотели дружить, играть, просто общаться? С тем, с кем было интересно. Кто отличался от всех тем, что мог красиво рисовать, интересно рассказывать или талантливо обыгрывать ситуацию. Это как раз тот, кого принято называть творческой личностью. Что же лежит в основе формирования творческой личности? Л.В. Выготский отвечает на этот вопрос так: …воображение – основа творческой личности, в современной психологии рассматривается как сложная «психологическая система». Именно воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность, что и представляет уникальную творческую личность. Современный психолог Я.А. Пономарев приводит два ключевых определения: творчество- это деятельность человека, направленная на создание новых оригинальных общественно значимых ценностей, а так же, творчество – это деятельность человека, направленная на самовыражение, самореализацию личности.

Творческие способности человека проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность – потребность в самореализации.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к деятельности.

Творчество вплетено в игровую (ведущую деятельность в дошкольном возрасте), изобразительную, музыкальную, двигательную, конструктивную, коммуникативную. Причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат. Иногда творчество выступает как компенсация за неудачи в других видах деятельности. Например, «я плохо считаю, зато умею красиво рисовать и мои рисунки нравятся многим ».

Творческий процесс в дошкольном возрасте сфера очень тонкая. И для того, чтобы ребенок испытал истинную радость творчества, ему необходимо создать определенные условия, стимулирующие проявление творческого процесса.

Непременным условие для развития творческих способностей является создание психологической атмосферы свободы и безопасности. В рамках этого условия ребенку разрешается:

- в любой ситуации поступать по своему усмотрению;

- за ребенком остается право на самостоятельный выбор, вплоть до отказа выполнять какое-либо задание;

- ребенок может поступать с продуктом своего творчества по своему усмотрению;

- выполнять задание так, как хочется: рисовать или писать, использовать краски или карандаши, взять клей или использовать природный материал, как он умеет, при этом, не объясняя, что имелось в виду.

Следующим условием проявления творчества является специально подготовленный взрослый, т.е. педагог, который проявляет симпатию и теплоту к творческим опытам ребенка, он доброжелателен, ему чужд педагогический нажим, повышенный тон голоса, скрытые угрозы. Творческий педагог избегает оценок, поощряет детские вопросы, терпеливо принимает любой творческий продукт, независимо от его качества, использует разнообразные вопросы для стимулирования процесса фантазирования, ласковым тоном на протяжении всей деятельности подбадривает, успокаивает детей, демонстрируя открытость и эмоциональную расположенность к детям.

Немаловажным условием стимулирования творческого процесса является многообразие средств, для его реализации.

Креативность изначально заложена в ребенке, поэтому дошкольный возраст признан наиболее благоприятным для развития творчества. Она формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования.

Ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого, поэтому задача педагога не только сохранить в ребенке творческое начало, но и помочь ему проявить себя как творческую личность. Для этого целесообразно использовать приемы, развивающие воображение детей и создающие особую творческую атмосферу.

Так, в творческом рассказывании можно использовать следующие приемы:

- Рассказ сказки от лица одного из героев.( Н-р, рассказать сказку «Репка от лица Жучки или самой Репки.)

- Прием «Я начну, а ты закончи»

- Придумывание сказки на неожиданную тему. (В дождливые дни феи занимались стиркой облаков . Если они старательно стирали, то облака после стирки были светлыми и пушистыми, а день радостным. Когда же феи ленились , ...)

- Включение в известную сказку персонажей из других сказок или мультфильмов. (Например, в сказку «Колобок» включить Крокодила Гену или Львенка с Черепахой)

- Необычный поворот сюжета. (Например, когда Маша из сказки «Три медведя» пришла в избушку медведей и обнаружила там беспорядок, к приходу медведей починила избушку, переставила мебель, приготовила угощение для медведей и т.д.) Развивают творческое воображение такие приемы как:

- Усовершенствование предметов. Требуется изменить данную игрушку так, чтобы с ней было еще интереснее играть.

- Использование предметов в другом качестве. Ребенок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.

- Необычное использование знакомых предметов. Ребенок должен перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).

- Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

- «Спроси- угадай». Ребёнку предъявляются картинка. Требуется:

1. Задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке;

2. Перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображённая на картинке ситуация;

3. Перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, изображенной на картинке.

Существуют специальные приемы для активизации творческого процесса детей и в непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству:

- Экспериментирование с красками и бумагой. Детям на бумаге большого формата предлагается изобразить волну, облако, крючок, запятую, а затем после сгибания листа на получившемся абстрактном полотне попытаться отыскать очертания фигурок животных, предметов или растений. Для более четкой картины предложить дорисовать недостающие детали. Это очень увлекательное и интересное занятие не только для детей ,но и для взрослых , находящихся рядом с ними.

- Рисование в парах. Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая три правила: рисовать по очереди, изображать не больше двух предметов за один раз, не рассказывая о задуманном . После завершения процесса, каждый рассказывает, какова была его задумка и как она изменялась в зависимости от действий партнера.

-Прием «Рисуем секрет». Ребенку предлагается задумать предмет и нарисовать один из элементов задуманного, а задача остальных детей отгадать, что хотел нарисовать ребенок.

Все эти приемы способствуют развитию творческой активности , но существуют внутренние и внешние факторы, тормозящие ее. Внешними являются факторы, которые зависят от взрослого, находящегося рядом с ребенком:

- излишне требовательное отношение к ребенку,

- чрезмерное покровительство,

- жесткие правила в семье,

- запрет рискованных действий,

- требования беспрекословного подчинения воле взрослого,

- акцентирование взрослым внимания на полоролевых особенностях.

Внутренние факторы торможения креативности включают в себя:

- боязнь риска

- боязнь отклониться от общепринятых норм,

- внутренняя цензура,

- боязнь показаться смешным или неумным,

- торопливость, нетерпеливость как желание найти результат немедленно.

Известный американский психолог Н.Роджерс с целью создания климата, благоприятного для развития креативности , предлагает придерживаться основных посылов- исходящих от взрослого уверений в ценности того, что будет создано каждым ребенком .

«Я буду рядом с тобой, но не буду вторгаться в твой мир»

«Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и твои мысли»

«Я буду всегда уважать тебя и твои решения»

«Я буду подбадривать и поддерживать тебя, но никогда не буду толкать тебя силой»

«Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который познаю вместе с тобой»

Выполняя все эти условия , взрослый сможет помочь ребенку удовлетворить свою основную потребность - потребность в самореализации, ощутить гармонию, а соответственно будет готов изменить мир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!