СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка в жизни ребенка. Цели и задачи музыкального воспитания дошкольников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы хотим вырастить наших детей эстетически образованными, духовно богатыми и разносторонне развитыми личностями и для этого нужны уроки музыки, рисования, литературы.

Научные исследования музыки и ее влияние на человека существуют сегодня в мире как взаимосвязанные изыскания психологии, биологии, медицины, образования, музыкальной терапии с использованием новейших компьютерных технологий.

 

Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Музыкальная деятельность повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления, координацию в единстве многих  ее параметров (тембра, ритма, звуковысотности, артикуляции, громкости и т.д.), что свидетельствует о глубоких биологических корнях музыки.

 

Занятия музыкой в ряду других занятий искусств имеют уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации телесного и духовного, интеллектуального и эмоционального, приблизиться к которой возможно лишь расставшись с логическими науками, которые ничего не знают о восхищении и жалости, любви и сочувствии и многом другом, что делает жизнь человека подлинной и настоящей.

Общеизвестно, что во все времена музыка была надежным убежищем уязвимой человеческой психики. Она была, есть и будет, прежде всего, средством общения человека с самим собой, волшебным и ничем не заменимым средством познания собственного внутреннего мира.

 

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом.

Например,  древнегреческий философ Пифагор в основанной им в Южной Италии школе (университет в Кротоне) начинал и закачивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

 

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.

 

Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

 

Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.

 

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927, русский и советский психиатрневропатологфизиологпсихолог, основоположник рефлексологии  и  клинической психологии в России, академикТайный советник, генерал-майор медицинской службы царской армии) еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

 

Все люди рождаются музыкантами.  Чтобы отыскать музыкально одаренного ребенка, далеко ходить не  надо - достаточно взглянуть на любого малыша. Задолго до того, как  он начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку. Вот почему многие родители инстинктивно предпочитают общаться со своими детьми с помощью мелодий.

Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром.

 

О пользе музыки в развитии ребенка говорили многие известные личности в разные исторические периоды.

Например, древнегреческий философ Аристотель, отмечая способность музыки «оказывать известное воздействие на этническую сторону души», предлагал включить её «в число предметов воспитания молодежи».

Русский писатель В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше... она наполнит гармонией мира их юные души».

А педагог В.А. Сухомлинский считал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Наша современница Мария Флетчер в своей статье «Музыка, которая лечит» сообщает: «Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать. Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» от головной боли, для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала».

 

Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и развитию речи.

 

Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. 

 

Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

 

Еще в середине XX века, врач-фониатор, отоларинголог Альфред Томатис (Франция) предположил что ухо - орган слуха, возбуждаемое звуковыми колебаниями, способно как маленький генератор заряжать энергией мозг, а через него соответственно - и весь организм!

А. Томатис успешно преуспел в использовании музыки даже для коррекции речи у детей, а также и развития их способности к коммуникации. Из всей классики талантливый исследователь особо выделил австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Он нашел, что - тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса. И уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров - совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга!

 

В результате своих исследований Альфред Томатис впервые ввел в употребление термин «Эффект Моцарта».

 

Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в раннем возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся более способные к развитию мышления.

 

Согласно выводам  ученых, исследовавших «эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта - лучшее лечебное средство при аутизме (расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения) и дислексии (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению).

Ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.

 

Моцарт - “самый подходящий” композитор для детей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества - в т.ч. и самые маленькие слушатели.

 

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает слух и речь. Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор, но широкий диапазон медицинских и психологических исследований ученых всего мира независимо друг от друга продолжает выявлять ее благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.

 

 

Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел... французским и к тому же заикался.

Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум... слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.

 

В своей книге “Здоровье по нотам” Сергей Ваганович Шушарджан  - советский и российский музыкальный терапевт, дипломированный врач, кардиолог, рефлексотерапевт, профессиональный оперный певецдоктор медицинских наукпрофессор, основоположник российской научной музыкотерапии и вокалотерапии - говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.

Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

звук “о - и - о - и” массирует сердце;

звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции;

звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3-4 раза).

 

Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей?

Часто ли они что-нибудь напевают, играя или рисуя, или мастеря? Часто ли они слышат музыку? А ведь музыка в большей степени доступна ребенку, чем какой либо другой вид искусства.

Младенец рождается с неразвитым зрением, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонацию. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его.

Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем мире уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка.

 

Мы заботимся о том, чтобы игрушки, одежда, коляска, стены комнаты ребенка были яркими, жизнерадостными, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это очень важно для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

Малыш растет, все большую роль в его системе воспитания играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему очень мало обращаем внимания.

 

И вот результат: большинство детей равнодушны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальные.

Из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по ТВ и на дисках.

Они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получая от этого удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема.

Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние чувство вины.

Искусство же позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

 

Истинная музыка это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус» т.е. способность отличать красивое от безобразного.

 

Музыка создает благоприятный фон и для общения в кругу семьи.

 

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

 

Вся работа детского сада по музыкальному воспитанию на это нацелена. Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой.

От уровня нашей компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника.

 

Музыкальное воспитание ребенка осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада.

 

В отличие от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, в режимных моментах, на прогулках, в ходе игр.

 

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

 

Фоновая музыка является важнейшим компонентом системы речевого воспитания и для детей с нарушением речи.

 

Педагоги ДОУ используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

 

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

Музыкальная деятельность - это чаще всего коллективная деятельность, поэтому она становится и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

 

Итак, в заключение всего сказанного можно сделать следующий вывод.

 

Вся доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы.

При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения.

 

Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.

Понимая воспитательную силу музыки, педагог заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы.

 

Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.

 

Разработала следующие рекомендации для педагогов:

-задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

-музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

-степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;

-перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;

-использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

 

Время звучания фоновой музыки в режимных моментах

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий эмоциональный фон

7:30-8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40-9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:00-12:30

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00-15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный

 

Включение музыки в образовательную деятельность

Форма восприятия музыки

Содержание деятельности педагога

Активная

 

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное

содержание, средства выразительности (мелодия,

темп, ритм и др.)

Пассивная

 

Педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане

 

Примерный перечень музыкальных произведений для слушания в группе (дома)

Музыка для подъема

 

Музыка, настраивающая на

занятия

Музыка перед сном

«Просыпательная»

музыка

А. Дворжак

«Славянский танец № 2».

 

Ф. Лист «Венгерские

Рапсодии».

 

В.-А. Моцарт «Маленькая

ночная серенада».

 

Л. Бетховен

Увертюра «Эгмонт».

 

Б. Монти «Чардаш».

 

Э. Григ «Утро».

 

И.-С. Бах «Шутка».

 

И. Брамс «Венгерский танец № 7».

 

И. Штраус «Весенние голоса».

 

Ф. Шопен «Прелюдии»

А. Вивальди «Времена года».

 

С. Прокофьев «Марш».

 

И.-С. Бах «Ария».

 

П.И. Чайковский

«Времена года».

 

Ф. Шуберт «Музыкальный

Момент».

 

В.-А. Моцарт «Гроза».

 

В.-А. Моцарт

Симфония № 40.

 

Д. Шостакович

Прелюдия и фуга фа

минор

 

Ф. Шуберт «Вечерняя Серенада».

 

И. Брамс «Вальс №3».

 

К. Дебюсси «Облака».

 

А.П. Бородин «Ноктюрн» из

струнного квартета.

 

К.-В. Глюк «Мелодия».

 

К.-В. Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

 

В.-А. Моцарт «Реквием».

 

Ш.-К. Сен-Санс. «Карнавал

Животных».

 

Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы».

 

Г.-Ф. Гендель «Музыка на воде»

П.И. Чайковский «Вальс цветов».

 

Л. Бетховен Увертюра «Эгмонд».

 

Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28».

 

П.И. Чайковский.

«Шестая симфония», 3-я часть.

 

М.И. Глинка. «Камаринская».

 

В.-А. Моцарт «Турецкое рондо»

 

 

 

 

 

 

 

Примерный репертуар фоновой музыки

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака».

А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.

К.-В. Глюк. «Мелодия».

В.-А. Моцарт. «Реквием».

К. Сен-Санс. «Карнавал животных».

Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада».

И. Брамс. «Вальс № 3».

Р. Шуман. «Детские сцены», «Грезы».

Г.-Ф. Гендель. «Музыка на воде».

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

И. Брамс. «Венгерский танец № 7».

А. Дворжак. «Славянский танец № 2».

Ф. Лист. «Венгерские рапсодии».

В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».

Э. Григ. «Утро».

И.-С. Бах. «Шутка».

И. Штраус. «Весенние голоса».

Ф. Шопен. «Прелюдии».

Б. Монти. «Чардаш»

Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский. «Шестая симфония», 3-я часть.

Л. Бетховен. «Увертюра Эдмонд».

В.-А. Моцарт. «Турецкий марш».

Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».

М.И. Глинка. «Камаринская».

В.-А. Моцарт. «Турецкое рондо»

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. «Жаворонок».

А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

К. Сен-Санс. «Лебедь».

Ф. Шуберт. «Серенада».

П.И. Чайковский. «Вальс цветов»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.-С. Бах. «Ария"».

А. Вивальди. «Времена года».

С. Прокофьев. «Марш».

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

В.-А. Моцарт. «Гроза».

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. «Времена года»

Без музыки, без музыки нельзя прожить никак.

Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак.

И в танце не покружишься, и маршем не пройдешь,

И песенку веселую ты в праздник не споешь.

 

Зачем нужна ребенку музыка? Странный, на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут и педагоги, и родители. И у каждого ответ будет свой.

Из сказанного можно сделать вывод о том, как важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной  целью музыкального воспитания дошкольников является создание условий для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей.

Основные задачи музыкального воспитания дошкольников:

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Формировать умение детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Приобщить детей к русской народной и мировой музыкальной культуре.

Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Развивать коммуникативные способности детей.

Просмотр содержимого документа
«Музыка в жизни ребенка. Цели и задачи музыкального воспитания дошкольников»


Музыка в жизни ребенка. Цели и задачи музыкального воспитания дошкольников


Все мы хотим вырастить наших детей эстетически образованными, духовно богатыми и разносторонне развитыми личностями и для этого нужны уроки музыки, рисования, литературы.

Научные исследования музыки и ее влияние на человека существуют сегодня в мире как взаимосвязанные изыскания психологии, биологии, медицины, образования, музыкальной терапии с использованием новейших компьютерных технологий.


Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Музыкальная деятельность повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления, координацию в единстве многих ее параметров (тембра, ритма, звуковысотности, артикуляции, громкости и т.д.), что свидетельствует о глубоких биологических корнях музыки.


Занятия музыкой в ряду других занятий искусств имеют уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации телесного и духовного, интеллектуального и эмоционального, приблизиться к которой возможно лишь расставшись с логическими науками, которые ничего не знают о восхищении и жалости, любви и сочувствии и многом другом, что делает жизнь человека подлинной и настоящей.

Общеизвестно, что во все времена музыка была надежным убежищем уязвимой человеческой психики. Она была, есть и будет, прежде всего, средством общения человека с самим собой, волшебным и ничем не заменимым средством познания собственного внутреннего мира.


Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом.

Например,  древнегреческий философ Пифагор в основанной им в Южной Италии школе (университет в Кротоне) начинал и закачивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.


Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.


Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.


Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.


Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927, русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии  и  клинической психологии в России, академик. Тайный советник, генерал-майор медицинской службы царской армии) еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.


Все люди рождаются музыкантами. Чтобы отыскать музыкально одаренного ребенка, далеко ходить не надо - достаточно взглянуть на любого малыша. Задолго до того, как он начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку. Вот почему многие родители инстинктивно предпочитают общаться со своими детьми с помощью мелодий.

Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром.


О пользе музыки в развитии ребенка говорили многие известные личности в разные исторические периоды.

Например, древнегреческий философ Аристотель, отмечая способность музыки «оказывать известное воздействие на этническую сторону души», предлагал включить её «в число предметов воспитания молодежи».

Русский писатель В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше... она наполнит гармонией мира их юные души».

А педагог В.А. Сухомлинский считал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Наша современница Мария Флетчер в своей статье «Музыка, которая лечит» сообщает: «Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать. Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» от головной боли, для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала».


Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и развитию речи.


Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. 


Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.


Еще в середине XX века, врач-фониатор, отоларинголог Альфред Томатис (Франция) предположил что ухо - орган слуха, возбуждаемое звуковыми колебаниями, способно как маленький генератор заряжать энергией мозг, а через него соответственно - и весь организм!

А. Томатис успешно преуспел в использовании музыки даже для коррекции речи у детей, а также и развития их способности к коммуникации. Из всей классики талантливый исследователь особо выделил австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Он нашел, что - тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса. И уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров - совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга!


В результате своих исследований Альфред Томатис впервые ввел в употребление термин «Эффект Моцарта».


Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в раннем возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся более способные к развитию мышления.


Согласно выводам ученых, исследовавших «эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта - лучшее лечебное средство при аутизме (расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения) и дислексии (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению).

Ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.


Моцарт - “самый подходящий” композитор для детей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества - в т.ч. и самые маленькие слушатели.


По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает слух и речь. Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор, но широкий диапазон медицинских и психологических исследований ученых всего мира независимо друг от друга продолжает выявлять ее благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.



Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел... французским и к тому же заикался.

Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум... слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.


В своей книге “Здоровье по нотам” Сергей Ваганович Шушарджан  - советский и российский музыкальный терапевт, дипломированный врач, кардиолог, рефлексотерапевт, профессиональный оперный певец, доктор медицинских наук, профессор, основоположник российской научной музыкотерапии и вокалотерапии - говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.

Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

звук “о - и - о - и” массирует сердце;

звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции;

звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3-4 раза).


Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей?

Часто ли они что-нибудь напевают, играя или рисуя, или мастеря? Часто ли они слышат музыку? А ведь музыка в большей степени доступна ребенку, чем какой либо другой вид искусства.

Младенец рождается с неразвитым зрением, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонацию. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его.

Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем мире уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка.


Мы заботимся о том, чтобы игрушки, одежда, коляска, стены комнаты ребенка были яркими, жизнерадостными, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это очень важно для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

Малыш растет, все большую роль в его системе воспитания играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему очень мало обращаем внимания.


И вот результат: большинство детей равнодушны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальные.

Из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по ТВ и на дисках.

Они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получая от этого удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема.

Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние чувство вины.

Искусство же позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.


Истинная музыка это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус» т.е. способность отличать красивое от безобразного.


Музыка создает благоприятный фон и для общения в кругу семьи.


Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.


Вся работа детского сада по музыкальному воспитанию на это нацелена. Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой.

От уровня нашей компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника.


Музыкальное воспитание ребенка осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада.


В отличие от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, в режимных моментах, на прогулках, в ходе игр.


Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.


Фоновая музыка является важнейшим компонентом системы речевого воспитания и для детей с нарушением речи.


Педагоги ДОУ используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.


Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

Музыкальная деятельность - это чаще всего коллективная деятельность, поэтому она становится и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.


Итак, в заключение всего сказанного можно сделать следующий вывод.


Вся доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы.

При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения.


Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.

Понимая воспитательную силу музыки, педагог заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы.


Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.


Разработала следующие рекомендации для педагогов:

-задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

-музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

-степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;

-перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;

-использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.


Время звучания фоновой музыки в режимных моментах

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий эмоциональный фон

7:30-8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40-9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:00-12:30

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00-15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный


Включение музыки в образовательную деятельность

Форма восприятия музыки

Содержание деятельности педагога

Активная


Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное

содержание, средства выразительности (мелодия,

темп, ритм и др.)

Пассивная


Педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане


Примерный перечень музыкальных произведений для слушания в группе (дома)

Музыка для подъема


Музыка, настраивающая на

занятия

Музыка перед сном

«Просыпательная»

музыка

А. Дворжак

«Славянский танец № 2».


Ф. Лист «Венгерские

Рапсодии».


В.-А. Моцарт «Маленькая

ночная серенада».


Л. Бетховен

Увертюра «Эгмонт».


Б. Монти «Чардаш».


Э. Григ «Утро».


И.-С. Бах «Шутка».


И. Брамс «Венгерский танец № 7».


И. Штраус «Весенние голоса».


Ф. Шопен «Прелюдии»

А. Вивальди «Времена года».


С. Прокофьев «Марш».


И.-С. Бах «Ария».


П.И. Чайковский

«Времена года».


Ф. Шуберт «Музыкальный

Момент».


В.-А. Моцарт «Гроза».


В.-А. Моцарт

Симфония № 40.


Д. Шостакович

Прелюдия и фуга фа

минор


Ф. Шуберт «Вечерняя Серенада».


И. Брамс «Вальс №3».


К. Дебюсси «Облака».


А.П. Бородин «Ноктюрн» из

струнного квартета.


К.-В. Глюк «Мелодия».


К.-В. Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».


В.-А. Моцарт «Реквием».


Ш.-К. Сен-Санс. «Карнавал

Животных».


Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы».


Г.-Ф. Гендель «Музыка на воде»

П.И. Чайковский «Вальс цветов».


Л. Бетховен Увертюра «Эгмонд».


Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28».


П.И. Чайковский.

«Шестая симфония», 3-я часть.


М.И. Глинка. «Камаринская».


В.-А. Моцарт «Турецкое рондо»








Примерный репертуар фоновой музыки

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака».

А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.

К.-В. Глюк. «Мелодия».

В.-А. Моцарт. «Реквием».

К. Сен-Санс. «Карнавал животных».

Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада».

И. Брамс. «Вальс № 3».

Р. Шуман. «Детские сцены», «Грезы».

Г.-Ф. Гендель. «Музыка на воде».

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

И. Брамс. «Венгерский танец № 7».

А. Дворжак. «Славянский танец № 2».

Ф. Лист. «Венгерские рапсодии».

В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».

Э. Григ. «Утро».

И.-С. Бах. «Шутка».

И. Штраус. «Весенние голоса».

Ф. Шопен. «Прелюдии».

Б. Монти. «Чардаш»

Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский. «Шестая симфония», 3-я часть.

Л. Бетховен. «Увертюра Эдмонд».

В.-А. Моцарт. «Турецкий марш».

Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».

М.И. Глинка. «Камаринская».

В.-А. Моцарт. «Турецкое рондо»

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. «Жаворонок».

А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

К. Сен-Санс. «Лебедь».

Ф. Шуберт. «Серенада».

П.И. Чайковский. «Вальс цветов»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.-С. Бах. «Ария"».

А. Вивальди. «Времена года».

С. Прокофьев. «Марш».

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

В.-А. Моцарт. «Гроза».

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. «Времена года»

Без музыки, без музыки нельзя прожить никак.

Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак.

И в танце не покружишься, и маршем не пройдешь,

И песенку веселую ты в праздник не споешь.


Зачем нужна ребенку музыка? Странный, на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут и педагоги, и родители. И у каждого ответ будет свой.

Из сказанного можно сделать вывод о том, как важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной целью музыкального воспитания дошкольников является создание условий для формирования и развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей.

Основные задачи музыкального воспитания дошкольников:

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Формировать умение детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Приобщить детей к русской народной и мировой музыкальной культуре.

Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Развивать коммуникативные способности детей.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!