СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утренник для учащихся 4 классов О доброте и вежливост.

Просмотр содержимого документа
«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.»

Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

Утренник

Оборудование: пословицы о доброте и вежливости, сочинения детей на тему «Что такое вежливость и доброта», фонограммы песен: «Если добрый ты», «Улыбка», рисунки детей «Делай добро», «Помоги тем, кому трудно».

Учитель: Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте всем известную песенку и спойте вместе.

( фонограмма «Если добрый ты»)

Учитель: Чему учит нас эта песня? (Доброте)

Тема нашего утренника 2Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть», Не только доброте и вежливости пойдёт сегодня у нас разговор.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI в. «вежа» означало «знаток».- тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Правила вежливости

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому не приятностей и обид.

  2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

  3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

  4. Вежливый человек приветлив и внимательный к другим.

Попробуем определить, какие вы « знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми были действия. То вы поднимаете зелёный шар, а если нет, то - красный.(Детям раздаются воздушные шары – красные и зелёные.)

- Поздороваться при встречи….(вежливо).

- Толкнуть, не извиниться … ( невежливо).

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо).

- Не встать, обращаясь к учителю …(невежливо).

- Взять билет в автобусе..(вежливо).

- Не уступить место пожилому …. (невежливо).

Учитель: А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.

  1. Олег, выскочил из дому, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?

2) Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.

- Каким будет настроение у Игоря?

- Почему?

3) Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?»

- Он допустил 4 ошибки, назовите их. Исправьте его.

4) Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе меня один мальчишка зовёт Галька.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- Я ему просто кричу: « Эй, ты!»

- Права ли Галя?

Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

- а сейчас группа учащихся исполнит частушки.

1 ученик: Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2 ученик: Лида в круг вбежала смело,

Катя завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

3ученик Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

- Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

4ученик В поезде входят три юнната,

«Ух, народу сколько тут.

Занимай места, ребята,

А то бабушка займут».

5 ученик Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

- Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

6ученик А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

7 ученик Витя очень умный парень,

Может, всё он смастерить,

Только «здравствуй» и « спасибо»

Не умеет говорить.

Учитель: Вот такие случаи происходят с детьми, А у нас так бывает?

(Ответы учащихся)

- А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова…

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

  1. Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

  1. Если больше есть не в силах

Скажем маме мы ( спасибо)

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,(здравствуйте)

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

  1. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ( до свидания).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините.

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Учитель: а сейчас я расскажу вам сказку о том, что вежливость может помочь и даже спасти от опасности.

Вежливый Кролик.(Мексиканская сказка)

Жил- был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шёл из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи. Закрывая солнце, полил дождь, на пути была огромная пещера. ролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь? Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:

- Заходи ,Кролик!

Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:

- Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой.

Змея, разозлилась, с ужасом зашипела.

- Ох, уж эти мне вежливые кролики.

Учитель: - Понравилась сказка?

А вас когда- нибудь выручала вежливость? (Случаи из жизни детей)

Скажите, вежливый человек может быть злым? Конечно ,нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда они искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

Что такое доброта? «Добро» - что скрыто за этим словом из 5 букв.

(Зачитываются отрывки из детских сочинений)

- Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?

Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.

Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство – доброта, помогающая людям жить. Творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра.

Добро начинается с любви к живому.

Добрый человек – это тот, кто уважает людей , помогает им, он любит. Охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добро, он спокоен, весел, от него исходит тепло. В одной из своих сказок, великий русский писатель Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.

«Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел её съесть. Белка стала просить : «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я нушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете.» Белка сказала: « Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу. А то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

- Какова главная мысль?( Хорошо тому , у кого доброе сердце)

Давайте поговорим от отношениях человека и животных. У кого из вас есть домашние животные? Какие? Как вы друг к другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту? Но бывают такие случаи,когда сердце у некоторых людей черствеет и человек предаёт друга. Как реагирует животное на это?

(Ученик читает « Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова)

Я думаю, что здесь не может быть никакого обсуждения. Собака – это преданность, идущая до конца, преданность до последнего вздоха – есть такие слова: « Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноко»

Доброта помогает людям жить, творить. Делает жизнь красивой и даже прекрасной.

« Сейте разумное, доброе, вечное» - сказал когда- то Н.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.

Добро начинается с любви к живому.

Ученик: 1 Добрым быть совсем,

Совсем не просто,

Не зависит доброта

От роста,

Не зависит доброта

От цвета.

Доброта – не пряник,

Не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Ученик: 2 «Давайте поклоняться доброте…»

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал и в жизнь унёс когда-то.

И лучевой строкой в моём труде

Вдруг стала эта заповедь солдата.

«Давайте поклоняться доброте ...»

Давайте с думой жить о доброте,

Вся в голубой и звёздной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом.

Давайте воевать за доброту.

Совсем необычный случай произошёл в 1941 году с одним лейтенантом Советской Армии. Потеряв товарищей, истекая кровью. Он ползком дотащился до старой заброшенной мельницы, кое-как забрался в неё и потерял сознания. Очнулся среди ночи, и от страха мурашки забегали по спине: вокруг передвигались фосфоресцирующие огоньки, чьи-то глаза. Много глаз… постепенно уяснил: кошки. Вся мельница была населена – перенаселена кошками. Поблизости находилась деревня. Немцы сожгли её, жителей угнали. И кошки с пепелища сбежались сюда. Здесь был кров, где можно спрятаться от непогоды и была пища – много мышей.

Так началось это необыкновенное сожительство: раненый человек и полсотни кошек… Сперва они приняли его враждебно6 боялся – вот-вот выцарапают глаза; как набросятся все разом – не сдобровать! Но постепенно дикари свыклись с его присутствием, некоторые стали подходить и тереться, мурлыкали.- вероятно. Вспоминали прежнее житьё- бытьё. Хотя одичать успели все изрядно.

Лейтенант кормил их хлебными шариками – лепил колобки из мучной пыли. Раз кошки приволокли голубя, в другой раз кролика. Лейтенант всё съел. Мало – помалу отлеживался, поправлялся; ждал лишь, когда сможет подняться на ноги.

А кошки куда-то уходили, возвращались, плодились. По всем углам пищали котята. Только, если пропадал котёнок – беда: примчатся матери, опять береги глаза.

Так шли дни: лейтенант уже прикидывал, когда сможет проститься с этим кошачьим убежищем, приютившим его, как вдруг однажды под вечер нагрянули немцы.

Было уже довольно темно, когда внезапно раздалась чужая речь, загремели кованые сапоги, очевидно, фашисты хотели устроить здесь ночлег.

Это шла часть отряда карателей, направленных против партизан. Они сбились с пути и решили дождаться утра. Если он попадёт к ним в руки – конец.

Но едва передний из них, поднявшись по шатким ступеням. Переступил порог мельницы, навстречу, вдруг раздался такой оглушительный дьявольский концерт, что не выдержал бы даже смелый и сильный. Кошки взвыли разом. Вслед затем что-то тёмное пронеслось по воздуху и впилось в лицо гитлеровца. Это был большой чёрный кот, глава хвостатой колонии, страшно злобный и неподкупный. Его нападение нагнало на гитлеровского вояку такой ужас, что тот попятился, свалился с лестницы и увлёк в своём падении других. Немцы с позором отступили от мельницы, даже не остались ночевать. Опасность миновала.

А утром пришли наши партизаны. Они забрали с собой лейтенанта. Перед уходом, прощаясь с кошками, он попросил: « Как-то отблагодарить бы их. Ведь друзья… Без них, пожалуй. Не было бы меня в живых! Может, еды, что ли дать»

У партизан были кое-какие припасы. Они разложили куски мяса и сала на ступеньки лестницы, на порог и ушли.

Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением е нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных да и самой природы.

Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.

Заканчивая наш утренник, я уверена, что в ваших сердечках доброта стало немного больше, вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде.

Учитель: О каких важных качествах человека мы сегодня говорили?

Что для себя взяли? Изменится ли ваше отношение к окружающим в лучшую сторону?

А эти шары – символы двух прекрасных качеств – доброта и вежливость, остаются у вас.

Не стой в стороне равнодушной.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Если кому-то, кому-то поможем

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты зря.

Спасибо вам. Всего доброго!