СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудо рядом с тобою

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАССНЫЙ ЧАС

Чудо рядом с тобою.

Цель: повысить качество знаний детей о природе; пополнить словарный запас детей; расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес к природе, чувство удивления и восхищения, научить видеть необычное в привычном; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстративный материал, конверт с письмом, плакат с деревом.

Вид занятия: беседа-диалог.

Ход занятия:

I Организация класса

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами узнаем много интересного.

II Сообщение темы и цели занятия

- Для начала, давайте отгадаем загадку.

Приказало солнце: стой,  Семицветный мост крутой!  Тучка скрыла солнца свет -  Рухнул мост, и щепок нет.

- Что же это? Да, это удивительное явление природы - радуга!

- Очень часто мы куда – то спешим, не видя всего удивительного, что происходит с нами. Возможно, стоит остановиться и посмотреть по сторонам. В своей повседневной жизни мы встречаемся с чудом, но не замечаем его.

- Итак, тема нашего сегодняшнего занятия называется «Чудо рядом с тобой»

III Основная часть

1. Стихотворение

Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло – голубое,  Солнце светит золотое, Ветер листьями играет,  Тучка в небе проплывает. Поле речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года –  Это всё вокруг - … природа!

- Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте загадки.

2. Загадки

Пушистая вата плывет куда-то, 

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

 

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает

И бормочет, поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

- Молодцы.

- Итак, вначале мы поговорим о погоде.

- Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление?

- Конечно, можно узнать по радио, телевидению, из газет.

- Да, эти сведения нам дают синоптики.

- А вы знаете, кто такие синоптики?

Правильно, это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.

3. Синоптик – специалист по прогнозированию погоды.

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.

- Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. 

4.  Животные – синоптики.

- Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- Посмотрите, чей это домик? (Показ изображения улья)

- Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

- Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём – миллион. (Муравейник).

- Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики - пирамидки.

- Ещё одна загадка.

Восемь ног, восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи шёлк! (Паук).

- Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток? (Рыбы).

- Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? Оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

 -Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Ласточки летают низко – пред дождём.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

5. Игра «Я в образе»

-А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Я в образе»

- Тот, кого я вызываю, выходит к доске и вытягивает карточку с названием животного, вы должны показать пантомимой это животное, а остальные должны угадать.

(Кенгуру, медведь, комар, цапля, змея, обезьяна, кошка, собака, лягушка, слон, утка, корова, лев, лошадь, мышь, овечка, ослик, курица, пингвин, заяц, петух, цыплёнок)

6. Растения-синоптики

Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте продолжим. Мы поговорили о животных синоптиках, но предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

- Отгадайте, о каком синоптике идет речь? Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух? На нем платок пуховый, Всегда слететь готовый.

(Одуванчик) - Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.

- Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

                                    Время точное растения знают все без исключения.

                                    От росы и до росы счёт часам ведут они.

                                    На всё лето каждый год солнце им даёт завод.

 -Растения помогают людям определить время. С восходом солнца цветы раскрывают свои лепестки, а перед заходом их закрывают. Какие лесные цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, фиалки, ландыши, подснежник).

7. Стихотворения (Читают дети.)     

- А сейчас некоторые из вас прочитают нам стихотворения о цветах.

Ландыш.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?    

Подснежник.

Прибежал подснежник в мартовский лесок.

Заглянул подснежник в чистый ручеёк.

И, себя увидев, крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил, что пришла весна!»  

Фиалка.

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд,

Но всякий ей поклонится и бережно возьмёт.  

Мать – и - мачеха

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелёк,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках –

Круглые комочки.

Одуванчик

Носит (одуванчик)

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В жёлтенькое платьице.

    - Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше их остаётся в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Ребята, вам цветы прислали письмо. Давайте его прочитаем.

Письмо цветов. «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!»

- Что мы ответим цветам? (Ответы детей)

8. Викторина

- Сейчас я с вами проведу небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы.

1. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь.)

2.  На цветке этом гадают девушки (ромашка)

3. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб)

4. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Берёза.)

5. Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укусах насекомых. (Подорожник)

-Молодцы!

8. Знаешь ли ты, что...

Лягушка может пить ногой.

Пингвин - это птица.

Есть сладкое дерево в наших лесах. (Липа.)

В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)

Выше всех летает орел.

Самая маленькая птица в нашей стране - королек.

Самая маленькая птица в мире - колибри.

Летучая мышь спит вниз головой.

Самая высокая трава - бамбук.

Страус - самая большая птица в мире.

Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)

Ухо у кузнечика на ноге.

– Наша экскурсия заканчивается под девизом (хоровое чтение с доски).

«Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!»

 9. Рефлексия

Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

10. Анализ выбора детей.

IV. Подведение итогов занятия

- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

- Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках.

- Мы можем сказать, что чудо находится рядом с нами?

- Что вам запомнилось больше всего на занятии?

-Ребята, вы довольны своей работой сегодня?

- Я тоже довольна вашей работой, всем спасибо за занятие.

 

Просмотр содержимого документа
«Чудо рядом с тобою»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Чудо рядом с тобою.

Цель: повысить качество знаний детей о природе; пополнить словарный запас детей; расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес к природе, чувство удивления и восхищения, научить видеть необычное в привычном; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстративный материал, конверт с письмом, плакат с деревом.

Вид занятия: беседа-диалог.

Ход занятия:

I Организация класса

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами узнаем много интересного.

II Сообщение темы и цели занятия

- Для начала, давайте отгадаем загадку.

Приказало солнце: стой, 
Семицветный мост крутой! 
Тучка скрыла солнца свет - 
Рухнул мост, и щепок нет.

- Что же это? Да, это удивительное явление природы - радуга!

- Очень часто мы куда – то спешим, не видя всего удивительного, что происходит с нами. Возможно, стоит остановиться и посмотреть по сторонам. В своей повседневной жизни мы встречаемся с чудом, но не замечаем его.

- Итак, тема нашего сегодняшнего занятия называется «Чудо рядом с тобой»

III Основная часть

1. Стихотворение

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое, 
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, 
Тучка в небе проплывает.
Поле речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – 
Это всё вокруг - … природа!

- Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте загадки.

2. Загадки

Пушистая вата плывет куда-то, 

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)



Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает

И бормочет, поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

- Молодцы.

- Итак, вначале мы поговорим о погоде.

- Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление?

- Конечно, можно узнать по радио, телевидению, из газет.

- Да, эти сведения нам дают синоптики.

- А вы знаете, кто такие синоптики?

- Правильно, это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.

3. Синоптик – специалист по прогнозированию погоды.

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.

- Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. 

4.  Животные – синоптики.

- Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- Посмотрите, чей это домик? (Показ изображения улья)

- Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

- Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём – миллион. (Муравейник).

- Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики - пирамидки.

- Ещё одна загадка.

Восемь ног, восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи шёлк! (Паук).

- Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток? (Рыбы).

- Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? Оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

 -Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Ласточки летают низко – пред дождём.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

5. Игра «Я в образе»

-А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Я в образе»

- Тот, кого я вызываю, выходит к доске и вытягивает карточку с названием животного, вы должны показать пантомимой это животное, а остальные должны угадать.

(Кенгуру, медведь, комар, цапля, змея, обезьяна, кошка, собака, лягушка, слон, утка, корова, лев, лошадь, мышь, овечка, ослик, курица, пингвин, заяц, петух, цыплёнок)

6. Растения-синоптики

- Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте продолжим. Мы поговорили о животных синоптиках, но предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

- Отгадайте, о каком синоптике идет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух?
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый.

(Одуванчик)
- Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.

- Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

                                    Время точное растения знают все без исключения.

                                    От росы и до росы счёт часам ведут они.

                                    На всё лето каждый год солнце им даёт завод.

 -Растения помогают людям определить время. С восходом солнца цветы раскрывают свои лепестки, а перед заходом их закрывают. Какие лесные цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, фиалки, ландыши, подснежник).

7. Стихотворения (Читают дети.)     

- А сейчас некоторые из вас прочитают нам стихотворения о цветах.

Ландыш.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?    

Подснежник.

Прибежал подснежник в мартовский лесок.

Заглянул подснежник в чистый ручеёк.

И, себя увидев, крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил, что пришла весна!»  

Фиалка.

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд,

Но всякий ей поклонится и бережно возьмёт.  

Мать – и - мачеха

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелёк,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках –

Круглые комочки.

Одуванчик

Носит (одуванчик)

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В жёлтенькое платьице.

    - Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше их остаётся в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Ребята, вам цветы прислали письмо. Давайте его прочитаем.

Письмо цветов. «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!»

- Что мы ответим цветам? (Ответы детей)

8. Викторина

- Сейчас я с вами проведу небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы.

1. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь.)

2.  На цветке этом гадают девушки (ромашка)

3. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб)

4. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Берёза.)

5. Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укусах насекомых. (Подорожник)

-Молодцы!

8. Знаешь ли ты, что...

Лягушка может пить ногой.

Пингвин - это птица.

Есть сладкое дерево в наших лесах. (Липа.)

В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)

Выше всех летает орел.

Самая маленькая птица в нашей стране - королек.

Самая маленькая птица в мире - колибри.

Летучая мышь спит вниз головой.

Самая высокая трава - бамбук.

Страус - самая большая птица в мире.

Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)

Ухо у кузнечика на ноге.

– Наша экскурсия заканчивается под девизом (хоровое чтение с доски).

«Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!»

 9. Рефлексия

Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

10. Анализ выбора детей.

IV. Подведение итогов занятия

- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

- Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках.

- Мы можем сказать, что чудо находится рядом с нами?

- Что вам запомнилось больше всего на занятии?

-Ребята, вы довольны своей работой сегодня?

- Я тоже довольна вашей работой, всем спасибо за занятие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!