СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудо земли-хлеб!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб!", поможет детям расширить знания о хлебе, о тяжёлом труде хлебороба, познакомит с историей хлеба.

Просмотр содержимого документа
«Чудо земли-хлеб!»

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Г. Катайска











Чудо земли – хлеб!














Подготовила: учитель начальных классов

Варганова Любовь Павловна













2020 год

Внеклассное мероприятие: «Чудо земли – хлеб!»


Цели:

  • воспитание чувства бережливого отношения к хлебу, уважительного отношения к труду механизатора, пекаря, любви к родной земле.

Задачи:

  • расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

  • познакомить с историей хлеба, растениями, из которых получают муку, профессиями людей, которые трудятся на полях;

  • воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, уважения к людям, вырастившим его;

  • развивать мышление, наблюдательность, память.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.


Оборудование: плакат «Музей истории Санкт-Петербурга»; карточки со словами, загадками, муляжи хлебобулочных изделий ; иллюстрации с этапами обработки земли и выращивания зерна, помол, выпечка хлеба.







Ход мероприятия


I. Организационный момент:

Ребята собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли - хлебе. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.


Выходит ученица, держит в руках хлеб-соль.


Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин


Вручает хлеб-соль гостям мероприятия.


II. История хлеба

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб?

(Рассказывают ученики)

1.

Было это давным-давно. Как говорят ученые, бо­лее 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по поля­нам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предка­ми наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

2.

В каменном веке люди ели зерна сырыми, а по­том научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

3.

Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.




4.

А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной - на­стоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.



5.

Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантасти­ческих животных и просто круглой и продолговатой формы.

6.

Искусству выпекать хлеб из сброженного теста егип­тяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался само­стоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каж­дое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

7.

Хлебопекам Древней Греции, как считают уче­ные, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки - «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

8.

В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколе­ния в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

9.

С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Неда­ром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обо­значался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб бе­регли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.


Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас "Что такое хлеб?"

1ученик: Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!»


2 ученик: Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!»


3 ученик: Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!»


4 ученик: Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!»


5 ученик: Ешь его, расти и помни,

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!


III. Инсценировка сценки «Каравай»


- На Руси хлеб называли «Каравай».

Исполняется сценка «Каравай»

К третьеклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай.

Каравай:

Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй.
Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеб растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!
Он приехал к нам с дарами!
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.





IV. «Как хлеб на стол пришел».

-Ну а все же, как хлеб приходит к нам на стол?

А  какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.


( На доске вывешены иллюстрации с этапами обработки земли и выращивания зерна, помол, выпечка хлеба.) Учащиеся показывают иллюстрации и рассказывают:

1. Весной колхозники пашут землю.

2. Затем землю удобряют и рыхлят.

3.На специальных машинах - сеялках сеют зерно.

4. Летом обрабатывают поля химикатами, защищают от вредителей.

5.Осенью зерно созревает, его косят комбайном и обмолачивают.

6.Зерно сушат и везут на мельницу.

7.На мельнице из зерна получают муку.

8.Муку везут на хлебопекарню, там из нее делают тесто и выпекают хлеб.

9.Готовый хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.

10.Так хлеб приходит к нам на стол!


- Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.


V. Физкультминутка «Найди меня»

Если вы услышите профессию, связанную с хлебом, необходимо встать.

Агроном, повар, механизатор, хлебороб, электрик, комбайнёр, тракторист, печник, пекарь, продавец, пахарь, кондуктор, кассир, мукомол, тестомес, селекционер, мельник, дрожжевар.



VI. Игра «Откуда берется хлеб»

Расставь глаголы в правильном порядке.

Выпечь

Посеять

Собрать

Высушить

Обмолотить

Сохранить

Смолоть

Вырастить

Вспахать


Давайте проверим.

Вспахать

Посеять

Вырастить

Собрать

Обмолотить

Смолоть

Высушить

Сохранить

Выпечь


Игра «Хлебные загадки»

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)


Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)


Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)


Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)


Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)


Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)


Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)



- В Музее истории Санкт-Петербурга хранится кро­шечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

- Что полезного вы сегодня услышали?


Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова».



5