муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Г. Катайска
Чудо земли – хлеб!
Подготовила: учитель начальных классов
Варганова Любовь Павловна
2020 год
Внеклассное мероприятие: «Чудо земли – хлеб!»
Цели:
воспитание чувства бережливого отношения к хлебу, уважительного отношения к труду механизатора, пекаря, любви к родной земле.
Задачи:
расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
познакомить с историей хлеба, растениями, из которых получают муку, профессиями людей, которые трудятся на полях;
воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, уважения к людям, вырастившим его;
развивать мышление, наблюдательность, память.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
познавательные УУД
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Оборудование: плакат «Музей истории Санкт-Петербурга»; карточки со словами, загадками, муляжи хлебобулочных изделий ; иллюстрации с этапами обработки земли и выращивания зерна, помол, выпечка хлеба.
Ход мероприятия
I. Организационный момент:
Ребята собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли - хлебе. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Выходит ученица, держит в руках хлеб-соль.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин
Вручает хлеб-соль гостям мероприятия.
II. История хлеба
Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб?
(Рассказывают ученики)
1.
Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.
2.
В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.
3.
Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.
4.
А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной - настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.
5.
Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.
6.
Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.
7.
Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки - «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».
8.
В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.
9.
С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.
Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас "Что такое хлеб?"
1ученик: Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!»
2 ученик: Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!»
3 ученик: Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!»
4 ученик: Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!»
5 ученик: Ешь его, расти и помни,
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
III. Инсценировка сценки «Каравай»
- На Руси хлеб называли «Каравай».
Исполняется сценка «Каравай»
К третьеклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай.
Каравай:
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй.
Кого хочешь – выбирай!
Пекарь:
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Мельник:
Хлебопашца!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеб растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашец:
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами!
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
IV. «Как хлеб на стол пришел».
-Ну а все же, как хлеб приходит к нам на стол?
А какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.
( На доске вывешены иллюстрации с этапами обработки земли и выращивания зерна, помол, выпечка хлеба.) Учащиеся показывают иллюстрации и рассказывают:
1. Весной колхозники пашут землю.
2. Затем землю удобряют и рыхлят.
3.На специальных машинах - сеялках сеют зерно.
4. Летом обрабатывают поля химикатами, защищают от вредителей.
5.Осенью зерно созревает, его косят комбайном и обмолачивают.
6.Зерно сушат и везут на мельницу.
7.На мельнице из зерна получают муку.
8.Муку везут на хлебопекарню, там из нее делают тесто и выпекают хлеб.
9.Готовый хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.
10.Так хлеб приходит к нам на стол!
- Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.
V. Физкультминутка «Найди меня»
Если вы услышите профессию, связанную с хлебом, необходимо встать.
Агроном, повар, механизатор, хлебороб, электрик, комбайнёр, тракторист, печник, пекарь, продавец, пахарь, кондуктор, кассир, мукомол, тестомес, селекционер, мельник, дрожжевар.
VI. Игра «Откуда берется хлеб»
Расставь глаголы в правильном порядке.
Выпечь
Посеять
Собрать
Высушить
Обмолотить
Сохранить
Смолоть
Вырастить
Вспахать
Давайте проверим.
Вспахать
Посеять
Вырастить
Собрать
Обмолотить
Смолоть
Высушить
Сохранить
Выпечь
Игра «Хлебные загадки»
- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
- В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
- Что полезного вы сегодня услышали?
Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова».
5