Модуль раздела рабочей программы | Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения |
Тема занятия: | Чувства бывают разные |
Количество часов на тему: | 1 час |
Цель занятия: | Формировать умение различать эмоции и эмоциональные проявления; словесно обозначать свое эмоциональное состояние; |
Задачи: | обучающая: раскрыть значение понятия эмоции и чувства; |
коррекционно - развивающая: способствовать формированию умения различать эмоции и эмоциональные проявления; словесно обозначать свое эмоциональное состояние. |
воспитательная: способствовать развитию рефлексии, навыков сотрудничества, работы в группе. |
Вид деятельности: | ценностно-ориентационная деятельность |
Форма организации деятельности: | Групповая, индивидуальная. |
Методы | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Приемы | организационные технические логические |
Материально-дидактическое оснащение занятия | ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, раздаточный материал: карточки (« Мои эмоции»), ручки. |
Формируемые УУД: | регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий. |
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность педагога | Деятельность нейротипичных обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
1. Организационный этап (5 мин.) Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу. |
Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся. Педагог предлагает отгадать, что изображено на слайде | 1.Приветствие отгадывают, что изображено на слайде. Называют тему занятия | Определяют изображение по дополнительным наводящим вопросам педагога |
2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.) Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия. |
Задает вопрос «Для чего нам нужны эмоции?» Постановка целей занятия 1. Изучить что такое эмоции, как они проявляются внешне. 2. Познакомится с понятиями мимики, жестов, позы, интонации 3. Научится по внешним проявлениям определять эмоции. | Отвечают на вопрос «Для чего нам нужны эмоции?» | Отвечают на вопрос «Для чего нам нужны эмоции?» с наводящими вопросами педагога |
3. Актуализация знаний (2 мин.) Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы. |
Педагог предлагает вспомнить правила работы в группе 1.Упражнение «Выработка правил работы в группе: • Не перебивать учителя и своих товарищей. • Ответы, вопросы и дополнения принимаются только по поднятой руке. • За работу на занятии выставляются отметки в журнал. • В конце четверти воспитанник набравший наибольшее количество положительных отметок получит поощрительный приз. • За нарушение дисциплины , первый раз будет объявляться устное замечание. При повторном нарушение будет заносится письменно в журнал для написания рапорта. | Повторяют правила работы в группе | Повторяют правила работы в группе совместно с педагогом |
4. Основной этап - информационный. (15 мин.) Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий. |
Задает вопрос « Есть ли разница между чувствами и эмоциями?» «Назовите отличия?» Как можно выразить эмоции и чувства? Знакомит с понятиями- Мимика - движения лица Пантомимка - движения тела, позы , жесты Вокальная мимика - качества голоса Назовите эмоции, которые вы знаете (выводятся на слайде) | Отвечают на вопрос «Есть ли разница между чувствами и эмоциями?» «Назовите отличия?» Отвечают на вопрос «Как можно выразить эмоции и чувства?» Слушают, читают на слайде. Называют эмоции | Отвечают на вопрос с помощью педагога « Есть ли разница между чувствами и эмоциями?» «Назовите отличия?» Отвечают на вопрос с помощью педагога «Как можно выразить эмоции и чувства?» Слушают , читают на слайде. Называют эмоции с помощью педагога, читают на слайде |
Динамическая пауза (3 мин.) Цель: снятие напряжения, разрядка. |
Педагог предлагает упражнения Для глаз 1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Для общего воздействия 1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать. Для улучшения мозгового кровообращения 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. | Воспитанники выполняют упражнение по инструкции | Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога. |
Основной этап - аналитико-практический (15 мин.) Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий. |
Проведение упражнений | Выполняют упражнение «Подростки чувствуют» в тетради. По желанию зачитываю предложения вслух Выполняют упражнение «Изобрази чувство» Выходят к доске и изображают чувство, которое написано на карточке. Остальные пытаются отгадать Выполняют упражнение «Отрицательный герой» | Работают совместно с педагогом Выполняют упражнение «Подростки чувствуют» в тетради Выполняют упражнение «Изобрази чувство» Выходят к доске и изображают чувство, которое написано на карточке. Остальные пытаются отгадать. Педагогом задаются наводящие вопросы. Выполняют упражнение «Отрицательный герой» С наводящими вопросами преподавателя |
Упражнение «Подростки чувствуют» На слайде выводятся незаконченные предложения, воспитанники заканчивают их в тетради. В подростковом возрасте меняются не только мысли, но и чувства. Посмотри на приведенные ниже незаконченные предложения и заверши их: «Подростки радуются когда…..» «Подростки огорчаются когда…» «Подростки обижаются, когда….» «Подростки злятся, когда….» «Подростки чувствуют интерес когда….» Упражнение «Изобрази чувство» Раздаются карточки с названиями чувств, нужно показать чувство группе , а остальные пытаются его отгадать Упражнение «Отрицательный герой» Воспитанникам предлагается подумать и назвать какого, из всем известных героев книг и фильмов, можно назвать отрицательным Объясните, почему он является отрицательным героем. Выводится слайд с героями нужно отнести их к положительным или отрицательным и объяснить почему. |
5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью. |
Педагог предлагает ответить на вопросы- С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? (мимка, пантомимика, вокальная мимика) Чем чувства отличаются от эмоций? Что тебе понравилось на занятии? - Что не понравилось? - В чем испытывали затруднении, почему? - Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание). Заполняют лист Подведение итогов. Выставление отметок в журнал | Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки. | С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки |