СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Чувства ребенка глазами взрослых"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель практикума - повышение педагогического мастерства коллектива. Он поможет педагогам в умении создавать обстановку доверия и предвидеть результаты своих поступков.

Просмотр содержимого документа
«"Чувства ребенка глазами взрослых"»

Практикум для педагогов.


Тема: «Чувства ребенка глазами взрослых»


Цели:

повышение педагогического мастерства коллектива.


Задачи:

  • формировать у педагогов умение предвидеть результаты своих поступков;

  • учить умению создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с детьми;

  • проявлять такт, внимание к мнению и предложениям других;

  • уважать позиции друг друга.



Подготовительный этап.

- подготовка презентаций «Кувшин наших эмоций»;

- подготовка таблиц к самостоятельной работе «Чувства ребёнка»;

- подбор педагогических ситуаций;

- подготовка памятки «Три основных правила «активного слушания»;

- подбор иллюстраций для изготовления коллажа.


Ход мероприятия

1. Организационная часть.

Упражнение «Переходы»

Для объединения педагогов, концентрирования их внимания проводится игра «Переходы».

Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на игроков, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми тёмными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у кого волосы посветлее, а крайнее левое место займёт тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Итак, по команде, без лишней суеты, вам нужно будет сесть на соответствующие места. Итак, справа – брюнет из брюнетов, слева – блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенкам своих волос места между ними. Начали! Хорошо. Следующее задание. Все участники должны будут сесть в соответствии с алфавитным порядком первой буквы своего имени. Начали!

Очень весело мы начали сегодня общение. Я думаю, что подобную игру вы сможете провести со своими родственниками и в компании друзей.

Мы не зря проиграли в эту игру, потому что сегодня наш разговор касается общения, а точнее взаимодействия с детьми.


2. Практическая часть.

Воспитатель. Что такое педагогическое общение? (ответы участников).

Это – система взаимодействия педагога с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата.

-Как вы думаете, что является условием успешного общения с детьми? (ответы участников)

Главное условие успешного общения с людьми – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций.

Психологи различают множество видов эмоций. Назовите их.

(высказывания участников)

Какие самые неприятные из них?

(ответы участников)

Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье, взаимодействие с окружающими.

Давайте представим «кувшин» наших эмоций (презентация).

В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение.

Подумайте, от чего возникает гнев?

(высказывания участников)

Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно…

Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывается 2 часть кувшина) боль, обида, страх.

Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда «кувшина наших эмоций».

Давайте рассмотрим педагогические ситуации:

  • Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трёхлетний сын в слезах: «Он отнял мою машинку…»;

Ваша реакция? (ответы участников)

  • Ребёнок возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: «Больше туда не пойду!...»

Ваша реакция? (ответы участников)

Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно… первое, что нужно сделать, - дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, слышите его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему, мнению, чувствует сейчас ребёнок, желательно назвать по имени его чувство. Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

- Как это делать в первой ситуации? Ребёнок: «Он отнял мою машинку!» Мама: «Ты очень огорчён и обижен на него…»

- А во второй ситуации? Ребёнок : «Больше я туда не пойду». Педагог: «Ты больше не хочешь идти в школу…»


Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! «Ну, ничего, поиграет и отдаст», «Как ты не пойдёшь в школу?!» Этими словами мы оставляем ребёнка наедине с его переживаниями! И ребёнок после этого считает (и правильно!), что его переживания не важны для взрослого. Что он сам никому не нужен! Давайте попробуем вместе определить основные правила «активного слушания».

Прием «Шапка».

Предлагаю вам составить и записать на небольших листочках правила активного слушания. Индивидуальная работа: Родители кладут записки в шапку, затем воспитатель достаёт их и по очереди зачитывает.

Итак, обобщим полученные варианты. Совместными усилиями мы составили правила активного слушания ребёнка (приложение 1) .

Обида, боль, страх возникают у человека (открывается 3 часть кувшина на рисунке) от неудовлетворённых потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным.

3. Социологическое исследование.

Чтобы лучше понять наших детей , предлагаю вам заполнить таблицу, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребёнка». В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребёнок испытывает чувства. (работа двумя группами)

Что нам мешает слушать ребёнка? Психологи проанализировали общение взрослых с детьми и выделили типы автоматических ответов родителей и вообще взрослых.

  • Приказы, команды. «Сейчас же перестань!», «Убери на место!», «Марш в кровать!», «Вынеси ведро!», «Замолчи!» и т. п.

Вывод: Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребёнок слышит нежелание вникнуть в его проблему, понять его чувства.

  • Предупреждения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду!», «Если…то я возьму ремень!», «Если…станет ещё хуже!», «Не придёшь вовремя пеняй на себя!» и т. п.

Вывод: угрозы бесчисленны и неэффективны. У ребёнка в этот момент и так неприятности, дети привыкают к угрозам, и приходится выдумывать ещё более страшные наказания.

  • Мораль, проповеди. «Ты должен вести себя хорошо!», «Ты должен уважать старших!», «Каждый человек должен трудиться!» и т. п.

Вывод: о моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!

Давайте проследим, что наши дети часто слышат в течение дня: «Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка…Гулять не пойдёшь, пока…» Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребёнок это слышит…Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да ещё от самых близких для него людей! Ребёнку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит.

Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник,…а просто за то, что он есть (открывается 4 часть кувшина) Базисные стремления: «Я – хороший. Я – любим. Я – есть».

В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребёнка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь родители, строят его.

Мы много говорили о взаимодействии с детьми. Какие, по вашему мнению, существуют ситуации, которые положительно и отрицательно влияют на взаимодействие? Предлагаю вам составить коллаж из вырезок газет и журналов. (Участники представляют свои проекты)


5. Итоги. Понимать потребности ребёнка, принимать их и отвечать им своими действиями – значит активно слушать ребёнка. Всем взрослым, педагогам и родителям, необходимо развить эту способность у себя. Удачи вам и душевного благополучия! В заключении предлагаю вам одним словом высказать своё мнение о нашей встрече.