СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Категория: Литература
Тема: «Тучи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»»

Михаил Юрьевич Лермонтов  1814-1841   Чувство одиночества  и тоски  в стихотворении «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Каждый заново открывает для себя  М. Ю.  Лермонтова.  Гений его настолько многогранен  и всеобъемлющ, что эти открытия будут продолжаться без конца.  Сергей Наровчатов

Каждый заново открывает для себя М. Ю. Лермонтова. Гений его настолько многогранен и всеобъемлющ, что эти открытия будут продолжаться без конца. Сергей Наровчатов

М.Ю.Лермонтов родился  15 октября 1814 г.  в Москве   Это самый ранний портрет Михаила

М.Ю.Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве Это самый ранний портрет Михаила

Родители поэта.  Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)  Мама - Мария Михайловна (1795-1817).

Родители поэта. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мама - Мария Михайловна (1795-1817).

C 1815 по 1827 год Лермонтов живет в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Для обучения пригласили гувернёра – француза,  бонну – немку, потом - англичанина.  В 1827 г .  Лермонтов переезжает с бабушкой  в Москву.

C 1815 по 1827 год Лермонтов живет в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Для обучения пригласили гувернёра – француза, бонну – немку, потом - англичанина. В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

1828 г.-1830 г.  Лермонтов принят полупансионером  в Московский университетский Благородный пансион  в 4 класс.  1830 г. - прошение о приеме в Московский  университет.  Но лекции  не удовлетворяли жаждущего знаний юношу.

1828 г.-1830 г. Лермонтов принят полупансионером в Московский университетский Благородный пансион в 4 класс. 1830 г. - прошение о приеме в Московский университет. Но лекции не удовлетворяли жаждущего знаний юношу.

1832 г. - переезд  в Санкт - Петербург.  Просит выдать свидетельство  об обучении.  Ему отказали зачесть курсы, прослушанные  в Москве.  1832 г.-1834 г. – избрал военное поприще,  поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков  и кавалерийских юнкеров.

1832 г. - переезд в Санкт - Петербург. Просит выдать свидетельство об обучении. Ему отказали зачесть курсы, прослушанные в Москве. 1832 г.-1834 г. – избрал военное поприще, поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 Февраль 1837г. –  арест Лермонтова  за стихотворение

Февраль 1837г. – арест Лермонтова за стихотворение "Смерть Поэта". Через несколько дней (25 февраля) по Высочайшему повелению Лермонтова переводят в драгунский полк на Кавказ.

 1840 г. 18 февраля.  Дуэль с сыном французского посланника де Барантом.  Военный суд  приговорил  Лермонтова  к вторичной ссылке  на Кавказ.

1840 г. 18 февраля. Дуэль с сыном французского посланника де Барантом. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.

Во время ссылки раскрылось  художественное дарование Лермонтова,  с детства увлекавшегося живописью.

Во время ссылки раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены,  портреты и карикатуры.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Воспоминание о Кавказе

Воспоминание о Кавказе

Вид Пятигорска

Вид Пятигорска

Крестовая гора

Крестовая гора

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым  и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска».  В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска». В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

 В 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы  и похоронен  в семейном склепе Арсеньевых

В 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых

История создания стихотворения  «Тучи».  В 1840 году за дуэль снова был сослан на Кавказ.  На Кавказе шла война.  Царь распорядился назначить поэта в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес потери.  Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть.  В апреле 1840 года он прощался с петербургскими друзьями.

История создания стихотворения «Тучи». В 1840 году за дуэль снова был сослан на Кавказ. На Кавказе шла война. Царь распорядился назначить поэта в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес потери. Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. В апреле 1840 года он прощался с петербургскими друзьями.

Анализ стихотворения «Тучи» Закройте глаза и представьте картину, которую описывает поэт. Что вы увидели «внутренним зрением»? 2. Какие ассоциации возникают, когда вы слушаете стихотворение? 3. Как вы думаете, почему стихотворение называется «Тучи», а не «Облака»? 4. Символ – это знак, который условно заменяет явление. Что символизируют Тучи? 5. Какой мотив (тема) стихотворения? 6. М.Ю.Лермонтов сравнивает себя с тучами.  В чем сходство? В чем различие? 7. Как вы понимаете фразу « Или друзей клевета ядовитая?». Нет ли здесь противоречия? Разве можно назвать друзьями тех, кто тебе тайно завидует, открыто злобствует, клевещет, отравляя твою жизнь?

Анализ стихотворения «Тучи»

  • Закройте глаза и представьте картину, которую описывает поэт.

Что вы увидели «внутренним зрением»?

2. Какие ассоциации возникают, когда вы слушаете стихотворение?

3. Как вы думаете, почему стихотворение называется

«Тучи», а не «Облака»?

4. Символ – это знак, который условно заменяет явление.

Что символизируют Тучи?

5. Какой мотив (тема) стихотворения?

6. М.Ю.Лермонтов сравнивает себя с тучами.

В чем сходство? В чем различие?

7. Как вы понимаете фразу « Или друзей клевета ядовитая?».

Нет ли здесь противоречия?

Разве можно назвать друзьями тех, кто тебе тайно завидует,

открыто злобствует, клевещет, отравляя твою жизнь?

Тучи  Тучки небесные, вечные странники!   Степью лазурною, цепью жемчужною   Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники   С милого севера в сторону южную.  Кто же вас гонит: судьбы ли решение?   Зависть ли тайная? злоба ль открытая?   Или на вас тяготит преступление?   Или друзей клевета ядовитая?  Нет, вам наскучили нивы бесплодные...   Чужды вам страсти и чужды страдания;   Вечно холодные, вечно свободные,   Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники  С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?  Зависть ли тайная? злоба ль открытая?  Или на вас тяготит преступление?  Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...  Чужды вам страсти и чужды страдания;  Вечно холодные, вечно свободные,  Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Выводы. 1. Тема стихотворения – отражение настроений поэта-изгнанника. Грусть и отчаяние, чувство одиночества и тоски.  Вот почему поэт сравнивает себя с тучами. Но причины изгнания различны. Тучи – вечные странники, вечно свободные, но вечно холодные, без любви, без привязанностей, ко всему равнодушные, чужды им страсти и чужды страдания, нет у них Родины. Лирический герой – поэт-изгнанник, гоним, не свободен, поэтому испытывает чувство одиночества, огорчения, грусти, тоски, отчаяние. Он страдает оттого, что ему надо покинуть «милый север».  Для него Чувство Родины – высшая ценность на земле.

Выводы.

1. Тема стихотворения – отражение настроений поэта-изгнанника. Грусть и отчаяние, чувство одиночества и тоски.

Вот почему поэт сравнивает себя с тучами.

  • Но причины изгнания различны.

Тучи – вечные странники, вечно свободные, но вечно холодные,

без любви, без привязанностей, ко всему равнодушные, чужды им страсти и чужды страдания, нет у них Родины.

Лирический герой – поэт-изгнанник, гоним, не свободен, поэтому испытывает чувство одиночества, огорчения, грусти, тоски, отчаяние.

Он страдает оттого, что ему надо покинуть «милый север».

Для него Чувство Родины – высшая ценность на земле.

Художественные средства создания образов.

1. Интонация – лат. произносить громко. Свойство речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету. Интонация создается за счёт поэтического синтаксиса.

2. Поэтический синтаксис или синтаксические фигуры.

- Инверсия – необычный порядок слов в предложении.

- Анафора – повторение в начале строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков.

- Антитеза – композиционный прием, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Лирический герой – изгнанник не по своей воле уезжает с милого севера в сторону южную.

- Риторические вопросы - утверждения в форме вопроса, не предполагающего ответа. Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

3. Тропы – слова, использованные в переносном значении.

- Эпитеты – образные определение, выраженные прилагательными

или приложениями. Степью лазурною , с милого севера, нивы бесплодные.

- Метафоры - употребление выражения в переносном значении на основе сходства предметов по форме, цвету, действию, ощущению. Цепью жемчужною – то есть как жемчуг , мчитесь вы, кто вас гонит, вам наскучили.

- Сравнение – образное выражение, в котором одно явление или понятие сопоставляется с другим . Используются слова будто, как будто, словно.

Рефлексия   1. Что нового вы узнали?  2. Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?

Рефлексия

1. Что нового вы узнали?

2. Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?

Домашняя работа  1. Выучить стихотворение наизусть. Учебник - стр.150.  2. Составить словарь опорных слов и понятий урока (глоссарий).

Домашняя работа

1. Выучить стихотворение наизусть. Учебник - стр.150.

2. Составить словарь опорных слов

и понятий урока (глоссарий).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!