Ч.В.С.М.
(час веселых состязаний математики)
Между 8-А,8-Б классами.
Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают вечера (математические) и веселые турниры. Присущие им дух соревнования и юмор нравятся как молодым, так и старшим школьникам. Для некоторых ребят такие турниры становятся становлением начала большого пути в математику. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы.
В школе появляются новые художники и поэты, становится больше веселых, остроумных общительных людей. Заметьте и еще один эффект, у некоторых учащихся, активно готовивших вечер, появляется прочное и сознательное желание избрать профессию учителя.
Подготовку к конкурсу ведут две команды: Они выпускают газеты, стараются перещеголять друг друга в красочности оформления и занимательности содержания. (Вечер) Конкурс начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты выходят команды и обмениваются приветствиями.
Команда
Этот турнир ждали мы
По нему стосковались умы
Дружно будем мы задачи решать
-Мы хотим математику знать.
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!
И «Олимпу» в этом мире
Нас ни в чем не победить!
Команда
Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не дадим.
Придется попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться
(Смекалку мы проявим и отвагу)
А если вдруг не повезет?-
Победа всех когда-нибудь найдет.
Ведущий представляет жюри-совет мудрейших. В жюри можно включить учеников старших классов, родителей, учителей.
1.Первым заданием конкурса является быстрое и правильное чтение чисел.
(две таблицы с числами)
Ведущий обращается к командам.
-Вы вероятно поняли, что для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно-вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Ну-ка, кто из вас быстрее решит задачу Корнея Ивановича Чуковского:
2. «Шел Кондрат
В Ленинград
А навстречу двадцать ребят
У каждого по три лукошка
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по 4 мышонка
И задумался старый Кондрат
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?
Условие кажется очень простым и некоторые ребята торопятся считать: 12*3*12*4. Ведущий не перебивает их, но затем сообщает, что они плохо выслушали условие и поэтому попали в положение Кондрата:
«Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками, с мышатами и кошками
Шли навстречу ему в Кострому».
3. Следующей частью турнира является «веселая рыбалка».
На столе - «Озере» лежат рыбки вырезанные из бумаги. К каждой рыбке скрепками приколота задача. Ребята должны удочкой поймать рыбку. Но ловцы не видят рыбок: с их стороны протянута занавеска. Рыбаки закидывают удочки. Буквами «а» и «б» обозначены аналогичные задачи.
1 а. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч.40 мин., а другой оборот за 100 мин. Как это объяснить (1 ч. 40 мин.=100 мин.)
1б. Из Москвы в Ленинград вышел поезд со скоростью 50 км/ч., а из Ленинграда в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дольше от Москвы в момент встречи? ( На одном и том же расстоянии от Москвы).
2 а. Двое играли в шахматы 2 ч. Сколько времени играл каждый? (2).
2 б. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км).
3 а. Что нужно поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (2, 2)
3 б. три разных числа сложили, затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1*2*3)
4 а. От куска материи длиной в 200 м каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (9)
4 б. По стеблю растения, высота которого равна 1 м. ползет улитка. Днем она поднимается на 4 дм., а ночь спускается на 2 дм. На какой день улитка будет на вершине? (5)
5 а. За покупку надо заплатить 19 руб. У тебя только трехрублевые купюры, а у кассира пятирублевые. Как ты расплатишься? (3*8-5)
5 б. Мальчик хочет 30 орехов разложить на три кучки, чтобы в каждой было нечетное количество орехов. Что вы ему посоветуете? Можно ли это сделать? (3-го не имеет решения 2 н.+1+2к+1 +2 ш+1=2 (н+ к+ ш) +3)
27
Конкурс «рыбалка» обычно возбуждает и участников и зрителей. Поэтому ведущий предлагает всем успокоиться и выслушать индускую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра Константин Сергеевич Станиславский.
-Махараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот нашелся один человек. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко.
« Ты слышал крики, выстрелы?»- спросил его потом махараджа - «Ты видел, как тебя пугали?»
«Нет повелитель, я смотрел на молоко».
Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание.
Каким мощным оно бывает, - продолжает ведущий, - Теперь мы проверим внимание членов команд. От каждой команды 1 человек.
- Слушай одновременно нескольких
а) два слова одновременно. 1)Ватрушка, болтушка
б)3 слова одновременно 2)Апельсин, спички, четки
в) слова одновременно 3)Ответ, привет, свет, кювет
- Каждой руке свое дело (окружность и трапеция).
3.Шагай-соображай.
Делают первые шаги, число 7 называет ведущий: 14, 21, 28…
По результатам трех игр-команду победившую в к-се «внимание» выбирает жюри. С большим интересом ребята ждут конкурс капитанов. И вот они предстают в единоборстве.
В-ы №1) Два в квадрате - 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате? (90°).
2) Величина угла 30°. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением. (30°, лупа увеличивает линейные размеры, но не угловые).
3) В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив. Вода в час поднялась на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку. (Это не произойдет. Пароход поднимется вместе с водой).
4) Родной сын Прямоугольника всегда утверждал, что он чистое совершенство. Поскольку у него идеально равные стороны и углы. Назовите имя этого сыночка.
№ 2°. Знаем ли мы геометрию?
Брэйн-ринг. К-с логиков
3° Знаем ли мы алгебру (эстафета)
Знаем ли мы геометрию.
- конкурс логиков.
1) Сформулируйте утверждение, обратное следующему «Нет ничего лучше плохой погоды» (есть что-то лучшее плохой погоды).
Привести пример прямого и обратного утверждения для параллелограмма. 1. Если диагонали чет-ка пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот чет-к параллелограмм. 2. Диагонали п-ма и
и точкой пересечения делятся пополам.
2) Реши з-чи!
2)
3)
4)
5)
3) Четырехугольник женился. Появились сыновья, обладающими одними и теми же характерными чертами, одними свойствами. А вот дочь этим свойством не обладает. ( Вопр.) У каких четырехугольников противолежащие стороны и углы равны. Собери воедино это семейство.
1) Параллелограмм 5) Трапеция.
2) Прям-к
3) Ромб
4) Кв-т
Выбрать тех сыновей, у кот-х диагонали под прямым углом.
1)Ромб
2) Кв-т
Знаем ли мы алгебру
(в виде эстафет)
Укажи в кружках у каждого графика соответствующую ей функцию в виде порядкового номера.
1)у=2 2)у=х^2 3)у=3/х 5) у=-2/х
2,3,5,4,1
2)Вычисли и ответы впиши в клетки.
1)3^-1*3 = +2^-1 (зачеркнуто) 3) (а-в)^-1*(а^2-в^2)= + (а+в)= 4) (а^2+4ав+4)*(а+2)^-1=
2)3/ 5-1*15^-1= 5)(х+у)^-3*(х+у)^3+5=
1,1,0,2,5
Теорема.
Док-ть хотел бы вам
Я про параллелограмм
Чтобы знали папы, мамы
дети в школе и слоны
Что стороны совсем не сложные
Стороны противоположные
Равно также как углы
У него всегда равны.
Сцена «Отличник и двоечник»
Появился доктор Квадрат Кубович. Он проверяет состояние знаний некоторых своих пациентов. Первый пациент-актер-жалующийся на состояние своего математического здоровья следующим образом:
«Хоть ты смейся, хоть ты плачь-
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть учебник скверный,
Может быть таланта нет.
Но нашел я способ верный:
Сразу посмотреть в ответ.
Квадрат Кубович:
-В общем, не хитра наука, если посмотреть в ответ.
Больному прописывается рецепт:
-По понедельникам учи таблицу умножения, по вторникам - тождества сокращенного умножения, по средам, четвергам, пятницам и субботам усиленно решай задачи. Если не будет хватать терпения - пей соленную воду.
Следующий пациент – актер отличник. Ему было предложено шесть вопросов, и только на один он не ответил. Тут доктор обнаружил, что у ученика нервы сдали. Он вынул нерв ученика и разорвал со словами: «Нет, эти нервы никуда не годятся! А ведь этому отличнику еще столько учиться. Вот я сейчас подарю ему нервы – на всю жизнь хватит!» Вручает проволоку.
Конкурс поэтов и музыкантов
Хотя здесь и мало математики, но они существенно оживляют Ч.В.С.М., делают его более зрелищным.
Зарифмовать формулировку какой-нибудь теоремы, или сочинить буриме – стихотворение на заданные рифмы.
Например: пять-опять, раз-запас.
Вы устроили на пять
Этот праздник нам опять
Не иссяк и в этот раз
Вашей доброты запас.
Музыкантам:
Игнатенко Белозерова Юля.Юля.
1.Спеть частушки
2. Пропеть слова песенки «Чижик-пыжик» на какую-нибудь другую мелодию.
Разгадай кроссворд
А знаете ли вы
Д/з. Сцена на школьную тему. Аукцион пословиц и поговорок.
Расшифруй запись на плакате.
( «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов))
Подведение итогов, вручение приза.