СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЧВСМ(Час веселых состязаний математики)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                      Ч.В.С.М.

              (час веселых состязаний математики)

Между 8-А,8-Б классами.

Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают вечера (математические) и веселые турниры. Присущие им дух соревнования и юмор нравятся как молодым, так и старшим школьникам. Для некоторых ребят такие турниры становятся становлением начала большого пути в математику. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы.

 В школе появляются новые художники и поэты, становится больше веселых, остроумных общительных людей. Заметьте и еще один эффект, у некоторых учащихся, активно готовивших вечер, появляется прочное и сознательное желание избрать профессию учителя.

Подготовку к конкурсу ведут две команды: Они выпускают газеты, стараются перещеголять друг друга в красочности оформления и занимательности содержания. (Вечер) Конкурс начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты выходят команды и обмениваются приветствиями.

                                            Команда

Этот турнир ждали мы

По нему стосковались умы

Дружно будем мы задачи решать

-Мы хотим математику знать.

Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

И «Олимпу» в этом мире

Нас ни в чем не победить!                                                                                                 

                                           Команда

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться

(Смекалку мы проявим и отвагу)

А если вдруг не повезет?-

Победа всех когда-нибудь найдет.

 

Ведущий представляет жюри-совет мудрейших. В жюри можно включить учеников старших классов, родителей, учителей.

1.Первым заданием конкурса является быстрое и правильное чтение чисел.

                     (две таблицы с числами)

Ведущий обращается к командам.

-Вы вероятно поняли, что для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно-вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Ну-ка, кто из вас быстрее решит задачу Корнея Ивановича Чуковского:

2. «Шел Кондрат

      В Ленинград

      А навстречу двадцать ребят

       У каждого по три лукошка

       В каждом лукошке - кошка,

        У каждой кошки - 12 котят,

           У каждого котенка

В зубах по 4 мышонка

И задумался старый Кондрат

Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?

Условие кажется очень простым и некоторые ребята торопятся считать: 12*3*12*4. Ведущий не перебивает их, но затем сообщает, что они плохо выслушали условие и поэтому попали в положение Кондрата:

«Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград,

А ребята с лукошками, с мышатами и кошками

Шли навстречу ему в Кострому».

3. Следующей частью турнира является «веселая рыбалка».

На столе - «Озере» лежат рыбки вырезанные из бумаги. К каждой рыбке скрепками приколота задача. Ребята должны удочкой поймать рыбку. Но ловцы не видят рыбок: с их стороны протянута занавеска. Рыбаки закидывают удочки. Буквами «а» и «б» обозначены аналогичные задачи.

1 а. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч.40 мин., а другой оборот за 100 мин. Как это объяснить (1 ч. 40 мин.=100 мин.)

1б. Из Москвы в Ленинград вышел поезд со скоростью 50 км/ч., а из Ленинграда в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дольше от Москвы в момент встречи? ( На одном и том же расстоянии от Москвы).

2 а. Двое играли в шахматы 2 ч. Сколько времени играл каждый? (2).

2 б. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км).

3 а. Что нужно поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (2, 2)

3 б. три разных числа сложили, затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1*2*3)

4 а. От куска материи длиной в 200 м каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (9)

4 б. По стеблю растения, высота которого равна 1 м. ползет улитка. Днем она поднимается на 4 дм., а ночь спускается на 2 дм. На какой день улитка будет на вершине? (5)

5 а. За покупку надо заплатить 19 руб. У тебя только трехрублевые купюры, а у кассира пятирублевые. Как ты расплатишься? (3*8-5)

5 б. Мальчик хочет 30 орехов разложить на три кучки, чтобы в каждой было нечетное количество орехов. Что вы ему посоветуете? Можно ли это сделать? (3-го не имеет решения 2 н.+1+2к+1 +2 ш+1=2 (н+ к+ ш) +3)

                                                                                                              27

Конкурс «рыбалка» обычно возбуждает и участников и зрителей. Поэтому ведущий предлагает всем успокоиться и выслушать индускую  притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра Константин Сергеевич Станиславский.

-Махараджа  выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот нашелся один человек. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко.

« Ты слышал крики, выстрелы?»- спросил его потом махараджа - «Ты видел, как тебя пугали?»

«Нет повелитель, я смотрел на молоко».          

Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание.                                                                                                       

Каким мощным оно бывает, - продолжает ведущий, - Теперь мы проверим внимание членов команд. От каждой команды 1 человек.

  1. Слушай одновременно нескольких

       а) два слова одновременно.       1)Ватрушка, болтушка

       б)3 слова одновременно              2)Апельсин, спички, четки

        в) слова одновременно                   3)Ответ, привет, свет, кювет         

 

  1. Каждой руке свое дело (окружность и трапеция).

      3.Шагай-соображай.

        Делают первые шаги, число 7 называет ведущий: 14, 21, 28…

 По результатам трех игр-команду победившую в к-се «внимание» выбирает жюри. С большим интересом ребята ждут конкурс капитанов. И вот они предстают в единоборстве.

В-ы №1) Два в квадрате - 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате? (90°). 

2) Величина угла 30°. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением. (30°, лупа увеличивает линейные размеры, но не угловые).

3) В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив. Вода в час поднялась на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку. (Это не произойдет. Пароход поднимется вместе с водой).

4) Родной сын Прямоугольника всегда утверждал, что он чистое совершенство. Поскольку у него идеально равные стороны и углы. Назовите имя этого сыночка.

№ 2°. Знаем ли мы геометрию?

Брэйн-ринг.                           К-с логиков    

   3° Знаем ли мы алгебру (эстафета)

       Знаем ли мы геометрию.

       - конкурс логиков.                                           

1) Сформулируйте утверждение, обратное следующему «Нет ничего лучше плохой погоды» (есть что-то лучшее плохой погоды).

Привести пример прямого и обратного утверждения для параллелограмма. 1. Если диагонали чет-ка пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот чет-к параллелограмм. 2. Диагонали п-ма и  

и точкой пересечения делятся пополам.

2) Реши з-чи!

 

2)

3)

4)

 

5)

3) Четырехугольник женился. Появились сыновья, обладающими одними и теми же характерными чертами, одними свойствами. А вот дочь этим свойством не обладает. ( Вопр.) У каких четырехугольников противолежащие стороны и углы равны. Собери воедино это семейство.

1) Параллелограмм                         5) Трапеция.

2) Прям-к

3) Ромб

4) Кв-т

Выбрать тех сыновей, у кот-х диагонали под прямым углом.

1)Ромб

2) Кв-т      

 

                         Знаем ли мы алгебру                                                                                         

                            (в виде эстафет)

Укажи в кружках у каждого графика соответствующую ей функцию в виде порядкового номера.

 

            1)у=2        2)у=х^2            3)у=3/х                   5) у=-2/х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3,5,4,1

 

 

 

2)Вычисли и ответы впиши в клетки.

 

1)3^-1*3 = +2^-1 (зачеркнуто)                             3) (а-в)^-1*(а^2-в^2)= + (а+в)=                                                       4) (а^2+4ав+4)*(а+2)^-1=     

2)3/ 5-1*15^-1=                                                        5)(х+у)^-3*(х+у)^3+5=

1,1,0,2,5

Теорема.

Док-ть хотел бы вам

Я про параллелограмм                                                                                                             

Чтобы знали папы, мамы

дети в школе и слоны

Что стороны совсем не сложные

Стороны противоположные

Равно также как углы

У него всегда равны.

 

                 Сцена «Отличник и двоечник»

 

Появился доктор Квадрат Кубович. Он проверяет состояние знаний некоторых своих пациентов. Первый пациент-актер-жалующийся на состояние своего математического здоровья следующим образом:

«Хоть ты смейся, хоть ты плачь-

 Не люблю решать задач.

 Потому что нет удачи

 На проклятые задачи.

 Может быть учебник скверный,

 Может быть таланта нет.

 Но нашел я способ верный:

 Сразу посмотреть в ответ.

 Квадрат Кубович:

-В общем, не хитра наука, если посмотреть в ответ.

Больному прописывается рецепт:

-По понедельникам учи таблицу умножения, по вторникам - тождества сокращенного умножения, по средам, четвергам, пятницам и субботам усиленно решай задачи. Если не будет хватать терпения - пей соленную воду.        

Следующий пациент – актер отличник. Ему было предложено шесть вопросов, и только на один он не ответил. Тут доктор обнаружил, что у ученика нервы сдали. Он вынул нерв ученика и разорвал со словами:  «Нет, эти нервы никуда не годятся! А ведь этому отличнику еще столько учиться. Вот я сейчас подарю ему нервы – на всю жизнь хватит!» Вручает проволоку.

                        Конкурс поэтов и музыкантов

Хотя здесь и мало математики, но они существенно оживляют Ч.В.С.М., делают его более зрелищным.

Зарифмовать формулировку какой-нибудь теоремы, или сочинить буриме – стихотворение на заданные рифмы.

Например: пять-опять, раз-запас.

Вы устроили на пять

 Этот праздник нам опять

 Не иссяк и в этот раз

  Вашей доброты запас.

Музыкантам:

Игнатенко Белозерова                                               Юля.Юля.

1.Спеть частушки

2. Пропеть слова песенки «Чижик-пыжик» на какую-нибудь другую мелодию.

                                 Разгадай кроссворд

                                     А знаете ли вы

Д/з. Сцена на школьную тему. Аукцион пословиц и поговорок.

                      Расшифруй запись на плакате.

( «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов))

Подведение итогов, вручение приза.