СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Чыл пазы"праздник начала года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час разработан для учащихся по АООП. Данное мероприятие знакомит учащихся с национальным праздником хакасского народа.

Просмотр содержимого документа
«"Чыл пазы"праздник начала года»

«Чыл пазы» Классный час

Цели и задачи:

  • Знакомство и освоение новогодних ритуалов «Чыл пазы» (ритуал сжигания и повязывания чалама)

  • Показать традиционную символику цвета и определить его значение в хакасских календарных праздниках.

  • Воспитание чувства принадлежности к этнической культуре коренного народа, с вытекающими отсюда интересами к музыке, поэзии, фольклору, национальной одежде и т. д.

Форма обучения: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные и словесные, игровые.

Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

  • Учащиеся должны иметь первоначальное представление о том, как хакасы отмечали праздник встречи Нового года – Чыл пазы и ритуалах, связанных с ним.

  • Уметь громко и выразительно читать стихотворения.


Материально-техническое обеспечение: Ленточки белого, красного, зеленого и голубого цвета, для повязывания на березу и ленты черного цвета, музыкальный центр и микрофоны.

Ход мероприятия

Педагог: Добрый день дорогие ребята. Скажите вы любите праздники? А какой праздник у вас самый любимый? Ни один праздник не ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.

Ребята, а кто из вас знает, когда празднуют Новый год по хакасскому календарю? Правильно, сейчас весной, в день весеннего равноденствия – 22 марта. Новый год знаменует собой приход весны, времени, когда наступает тепло. Весной у нас все оживает. Хакасами была создана своя система измерения времени. До присоединения к России хакасский народ пользовались своим календарем и с помощью 12 животных считали года. Каждый год носил имя определенного животного и согласно представлениям имел свои признаки и особенности. Например: на этом плакате нарисован и написан двенадцатилетний животный цикл – «Муче».

«Муче»
  1. куске чылы (год мыши) – хороший, теплый год;

  2. iнек чылы (год коровы) – холодный год;

  3. тулгу чылы (год лисицы) – плохой год;

  4. хозан чылы (год зайца) – холодный год;

  5. килескi чылы (год ящерицы) – хороший год;

  6. чылан чылы (год змеи) – теплый год;

  7. чылгы чыл (год лошади) – теплый год;

  8. кiзi чылы (год человека) холодный год;

  9. хой чылы (год овцы) холодный год;

  10. танах чылы (год курицы) – хороший год;

  11. турна чылы (год журавля) теплый, хороший год;

  12. оскi чылы (год козы)хороший год.

Учитель: А знает ли кто-нибудь из вас, почему мыши отдали первый год. Не знаете? Тогда я предлагаю вам посмотреть старинную сказку «Чей год?»

Педагог рассказывает сказку «Чей год?»

Учитель: Однажды звери собрались на большой поляне и стали спорить о том, кому надо отдать первый год. Вышла на середину круга корова и говорит:

Корова: «Первый год вы должны отдать мне, ведь я кормлю человека, благодаря мне на его столе всегда есть молоко, айран, сметана, творог и масло».

Лошадь: «Мое молоко тоже полезно, ведь из него хакасы готовят замечательный напиток – кумыс, а кроме того на мне человек ездит и перевозит грузы».

Верблюд: «Вот еще. Да положи на тебя половину моего груза, ты упадешь и в пище ты барствуешь. Тебя нужно поить чистой водой, да кормить отборным зерном. А я могу месяц не пить и есть лишь одни колючки».

Баран: «Да если бы не было меня, из чьей шерсти бы люди вязали шапки и варежки, а из шкур шили теплые тулупы? Кусок баранины лучшая еда для хакаса. Так что первый год вы должны отдать мне».

Собака: «Пустое брешет баран, если бы не я вас всех давно бы съели волки».

Воспитатель Долго спорили животные. Одна только мышь молчала. Они так сильно ругались, что все охрипли. И вот когда даже петух потерял свой голос, на середину круга вышла маленькая мудрая мышь.

Мышь: «Давайте первый год отдадим тому, кто первым увидит восход солнца».

Воспитатель Все животные согласились, особенно верблюд, ведь он надеялся на свой высокий рост. Перед рассветом все повернулись к востоку и стали ждать солнце. Вдруг мышь закричала

Мышь: «Смотрите, солнце, солнце»!

Воспитатель: Только тут верблюд понял, что мышь кричит стоя у него на горбу, на который она потихоньку забралась по его длинной шерсти. Верблюд сбросил мышку и хотел раздавить ее ногой, но не успел, маленькая мышь юркнула в норку. Первый год отдали мышке, а верблюда за ротозейство совсем лишили года.

Учитель Новый год – Чыл пазы занимает особенное место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима была самым тяжелым временем в жизни кочевых народов. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе новый год – Чыл пазы – конец зимы, начало весны.

А кто из вас знает, как народ готовился к этому празднику?

В России ель - символ новогоднего праздника. Ель, зеленая в любое время года, олицетворяла вечную молодость и долголетие. По обычаю немцев ель была священным деревом, в ветвях которого обитает добрый дух лесов. А какое дерево считалось священным у хакасов? Для хакасов священным деревом издавна считается береза.



Песня «Пай хазыӊ» прослушивание

А сейчас дорогие ребята я предлагаю вам послушать песню на слова и музыку

П.М. Боргоякова «ПАЙ ХАЗЫӉ»

«Священная береза». [1]

Кудрявая береза на горе
Сорока ветвями разрастается,
Пятьдесят зеленых кос,
По плечам березы растекаются.

Припев
Если сорок у нее ветвей –
Начинают песню парни.
Если пятьдесят зеленых кос –
Начинают песню девы.

Царская береза издали,
В лучах солнца собой светится,
Из года в год ее листвой
Мое сердечко сладко тешится.

Припев
К ней когда я ни приду,
Меня она волнует нежной песнею,
Хрустальный звон ее листвы
Влечет великой тайною небесной

Припев


Учитель: В праздник Чыл пазы на березу повязывали многоцветные лоскутные ленточки – чалама. Чалама должны быть белого, голубого, красного и зеленого цвета. Не допускались черные чалама. Как вы думаете почему? Потому что черный цвет олицетворял болезнь, горе, печаль. Черные чалама считались вместителем сути злых духов. Человек завязывал 3 узелка (прошлые, настоящие и будущие несчастья, болезни, обиды, всякого рода неприятности на черной ленте) освобождая себя от них, возвращая их Эрлик Хану – богу тьмы и горя, очищая себя от скверных злых Духов. Черные чалама сжигались в Огне, тем самым совершался ритуал уничтожения зла в Огне.


Подойдите к костру, завяжите 3 узелка, бросьте в огонь чалама черного цвета.


Скажите какого цвета чалама у меня в руках?

Эта цветовая гамма полностью отождествлена с добрыми силами. Вот чалама белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту, истину, является символом верности и преданности.

Чалама голубого цвета обозначает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, равновесие энергии Космоса и Природы на земле.

Посмотрите вот на эти ленточки красного цвета. А знаете ли вы, что обозначает красный цвет? Конечно это образ Солнца, которое дарит людям тепло и спокойствие. Образ Солнца соотносится с образам От Ине (Богини Огня) - самым святым и почитаемым. Началом новой семьи и центром жилища является очаг, а От Ине почиталась за хозяйку очага. Красные чалама можно сравнить с высокими языками огня в очаге. Наверное, вы сами уже догадались, что символизируют чалама зеленого цвета? Конечно это цвет трав, листьев, любой растительности на земле – символ вечности, живой Природы, начале всех начал на земле.

Давайте все вместе подойдем к нашей березе и повяжем эти ленточки на ее ветки.

Педагог Привязывая чалама к дереву человек вкладывал в каждый из них реальное пожелание самому себе, своей семье, своему народу – здоровья, благополучия, рождения детей, урожая и т.д. Чалама на дереве надо навешивать так, чтобы они были доступны глазу добрых божеств, поэтому их старались делать яркими, длинными, заметными издали. С момента привязывания чалама были неприкосновенны, если кто-то их срывал, это считалось большим проступком.

По хакасскому обычаю под звуки колокольчиков «Чыл пазы» давайте сосредоточим мысли на самых заветных мечтах и лучших пожеланиях и попросим их воплотиться.


Давайте привяжем чалама на березу. Привязывание чалама будем сопровождать такими словами, повторяйте их за мной.

На белую грудь твою
Белые чалама!
Всемогущему Небу
Синие чалама!
Пламенеющему Солнцу
Красные чалама!...

Просыпающейся природе- зеленые чалама!...


Девочка

Ради жизни, чтоб не прекращалась
Жилища ради, чтоб не разрушалось
Головы склоняя, совершаем поклоненье
Обычай, начатый в древности,
Да достигнет до великих творцов!
Обычай начатый предками,
Да достигнет до белых чаянов!


Мальчик

Пусть ваши ноги будут крепкими!
Пусть ваши руки будут сильными!
Пусть ваши мысли будут чистыми!
Пусть дорога впереди будет открытой!
А дорога позади, будет закрытой!
Алас!

Учитель: Дорогие дети, педагоги поздравляем вас с чыл пазы. Все праздники у хакасского народа отмечались играми, собравшийся народ должен унести с праздника хорошее настроение.


2 часть. Игровая часть

1. Метание аркана 2 команды по 5 человек

2. Метание камня 2 участника от команды или попади в кольцо

3. заплетите косичку (Трое участников заплетают косу из веревок)

4. «Ала хуча»

Игра «ала хуча» (пестрый баран) напоминает русские «горелки».

Все играющие по парам, взявшись за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или сторож. Он смотрит вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Алахуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймет бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары занимает его место.

5. «Мечеекей»

Хакасская игра «мечеекей» напоминает современную западную игру «дартс».Для этого из дерева изготавливался дротик «мечеекей» длиной с 0,5 м., одна сторона которого заострена, а с другой вставлены гусиные перья.На земле чертится круг. На расстоянии от 10 до 20 м. бросается дротик. Нужно попасть в центр круга.Другим видом мишени служила затесанная сторона дерева. Бросали в него дротик с расстояния 50 м. Победитель в этих соревнованиях получал звание «чоме» (дальнобойная стрела).


«Косойдождь»
Правила игры достаточно просты. В нее играли дети всех возрастов обоего пола. Один человек - ведущий, становится впереди. Все участники (их количество не ограничено) становятся друг за другом, и каждый одну руку дает переднему, а другую - заднему игроку. В результате получается цепочка, которую водит ведущий. Он может бегать из стороны в сторону, выделывать какие-либо замысловатые фигуры. Все остальные должны повторять его движения, стараться не падать и не разорвать змейку играющих.


Перечень использованной литературы: 

  1. П.М. Боргояков Пай Хазын Священная береза. / Абакан, 2002.

  2. Л.Р.Кызласов Древнейшая Хакасия. / Издательство Московского Университета, 1986.

  3. В.Я. Бутанаев, А.Л.Верник Народные праздники Хакасии. / Абакан, 1999.

  4. Г.Г. Котожеков Культура народов Саяно – Алтайского нагорья. / Абакан, 2002.

  5. А.С. Тутатчиков Родовые праздники весеннего цикла. / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2004.

  6. И.С. Чертыкова Чыл пазы – Новый год в современной культуре хакасского народа (материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 марта 2004 г.) / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2005.





















Девочка

Ради жизни, чтоб не прекращалась
Жилища ради, чтоб не разрушалось
Головы склоняя, совершаем поклоненье
Обычай, начатый в древности,
Да достигнет до великих творцов!
Обычай начатый предками,
Да достигнет до белых чаянов!


Мальчик

Пусть ваши ноги будут крепкими!
Пусть ваши руки будут сильными!
Пусть ваши мысли будут чистыми!
Пусть дорога впереди будет открытой!
А дорога позади, будет закрытой!
Алас!


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!