СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cистема работы по выявлению у ребёнка музыкальных способностей "Одарённый ребёнок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Cистема работы по выявлению у ребёнка музыкальных способностей "Одарённый ребёнок".»


Пояснительная записка. Любой ребенок появляется на свет с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что детский сад — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Главными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка.

Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива детей. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

Цель: создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей. Задачи:

  1. создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

  2. внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;

  3. организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;

  4. взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;

  5. развивать творческое начало через проявление самостоятельности, инициативности.

Систему по выявлению и работе с одаренными детьми я выделила в 4 этапа.

I. Исследовательско-диагностический этап.

Методы выявления музыкально - одаренных детей. Определить уровень развития музыкальных способностей ребёнка можно, используя методы:

наблюдение;

Объект педагогического наблюдения - музыкальность; Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности; Предмет наблюдения – определение общей музыкальности ребёнка:

  • выраженное стремление к музыкальной деятельности;

  • проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;

  • выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;

  • в произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества;

  • ребёнок легко запоминает понравившиеся ему песни, пьесы, подпевает, достаточно чисто интонируя;

  • получает эмоциональное удовольствия от звучания музыки и своей музыкальной деятельности, импровизирует (придумывает на ходу свои песенки из понятных ему слов, импровизирует);

    • беседа – самый простой способ узнать о способностях и наклонностях ребенка. Нужно спланировать ситуацию таким образом, чтобы разговор протекал естественно (в процессе игры, после прослушивания музыкального произведения). В процессе беседы можно определить интерес ребёнка к музыке и творчеству (склонность к определённой сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано), его эмоциональность и артистизм.

Любой музыкальный руководитель знает своих учащихся и без специально организованных процедур диагностики может различать группу по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей.

II. Создание условий для развития одаренных детей.

Формы работы с музыкально одаренными детьми.  индивидуальную деятельность;

    • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном, региональном уровнях;

    • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному празднику, проводимых в учреждении.

Содержание работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Методы работы с одаренными детьми:

    • обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Это создаёт основу для импровизации и стимулирует заинтересованное отношение к музыке;

    • знакомство со способами творческих действий. Дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества;

    • овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план её исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения;

    • создание художественного контекста. Направлено на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки (живопись, поэзию и т. д.);

    • создание композиций. Предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт;

    • забегание вперёд и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы). Ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне;

    • моделирование художественно-творческого процесса. Нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребёнка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения — от рождения замысла до момента его воплощения;

    • моделирование элементов музыкального языка. Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы, используемые в процессе реализации метода, облегчают восприятие и осознание детьми выразительных средств музыки;

    • активизация творческих проявлений ребёнка — импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь, движения;

    • Взаимодействие с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одарённых детей, совместная творческая деятельность родителей и детей;

    • анализ промежуточных результатов. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят мониторинг успешности развития одарённого ребёнка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций.

      1. Организация предметно-развивающей среды. Для развития творческого потенциала дошкольника подбирается оборудование: музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, театральные куклы, атрибуты и элементы костюмов для театрализованной деятельности.

      1. Анализ промежуточных результатов. Музыкальный руководитель проводит мониторинг успешности развития одарённого ребёнка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций.

Также для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста можно использовать программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Она строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Итог( результат)


1.Создание целевого методического

совета по проблеме работы с

одаренными детьми

Методический совет

сентябрь

Положение методическом совете

о

2.Обеспечение

условий для

систематического повышения мастерства педагогов.

Семинары,

педсоветы, курсы

ПК

постоянно

Повышение инновационного потенциала педагогов


3. Ознакомление педагогического коллектива ДО с программой «Программа Талантливый ребенок», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми.

Консультативная работа

В начале учебного года

«Одаренный ребенок»


4.Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей

Консультативная помощь

В течение года

Родительское собрание «Одаренный ребенок»


5.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении.

Муниципальные, интернет - конкурсы

В течение года

Награждение победителей


7. Привлечение

педагогов,

родителей для

совместного проведения

творческих

мероприятий на уровне ДОУ.

Конкурсы ДОУ

В течении года

Награждение победителей


8.Итоги работы за года.

Круглый стол

В конце учебного

года

Показатели эффективности реализации программы


Работа с педагогами.

Работа по интеграции педагогического процесса для развития детей с

предпосылками одаренности в ДОУ началась с организации работы творческой группы и проведением семинарских занятий, на которых рассмотрены:  научно-методологические основы изучения детской одаренности;  существующие программы и опыт работы других учреждений;  нормативно-правовая база.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми были составлены методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей. Методические рекомендации помогают воспитателям и специалистам подбирать содержание, методы, приемы обучения и развития для одаренных детей с творческим мышлением, помогают раскрывать творческий потенциал, познавательную мотивацию, активность, поддерживать развитие когнитивной сферы, повышают стремление к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческое мышление детей активизируется применимо к различным содержательным областям образовательной программы, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.

Практическая работа с детьми. Формы работы с одаренными детьми: кружки по интересам, выставки прикладного искусства, индивидуальные выставки, музыкальные викторины, музыкальные конкурсы и фестивали.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты –педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка: пристальное внимание к особенностям развития ребенка, создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку, содействие развитию личности ребенка и его таланта.

Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей. Формы работы:  родительское собрание “Одаренный ребенок”;

  • памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации;  совместная творческая деятельность родителей и детей.

Показатели эффективности реализации программы.

  • Раннее определение и развитие способностей к данному виду деятельности.

  • Дети легко приспосабливаются к школьной жизни.

  • Принимают активное участие в школьных мероприятиях.

  • В дальнейшем реализуют свой творческий потенциал, посещая кружки и секции, являются участниками конкурсов и занимают призовые места.











Список литературы.

  1. Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.

  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка

//Вопросы психологии 1966 № 6

  1. 3. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

  2. 4. Одаренные дети. Бурлинская Г. В. , Слуцкий В. М. М. : Прогресс, 1991 – 376

  3. с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М.

  4. Слуцкого.

  5. 5. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.

  6. 6. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного

  7. возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г..

  8. 7. Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей»

  9. 8. Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная

  10. деятельность в образовании. 1994

  11. 9. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999