Пояснительная записка. Любой ребенок появляется на свет с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что детский сад — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.
ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Главными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка.
Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива детей. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.
Цель: создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей. Задачи:
создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;
развивать творческое начало через проявление самостоятельности, инициативности.
Систему по выявлению и работе с одаренными детьми я выделила в 4 этапа.
I. Исследовательско-диагностический этап.
Методы выявления музыкально - одаренных детей. Определить уровень развития музыкальных способностей ребёнка можно, используя методы:
наблюдение;
Объект педагогического наблюдения - музыкальность; Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности; Предмет наблюдения – определение общей музыкальности ребёнка:
выраженное стремление к музыкальной деятельности;
проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;
выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;
в произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества;
ребёнок легко запоминает понравившиеся ему песни, пьесы, подпевает, достаточно чисто интонируя;
получает эмоциональное удовольствия от звучания музыки и своей музыкальной деятельности, импровизирует (придумывает на ходу свои песенки из понятных ему слов, импровизирует);
беседа – самый простой способ узнать о способностях и наклонностях ребенка. Нужно спланировать ситуацию таким образом, чтобы разговор протекал естественно (в процессе игры, после прослушивания музыкального произведения). В процессе беседы можно определить интерес ребёнка к музыке и творчеству (склонность к определённой сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано), его эмоциональность и артистизм.
Любой музыкальный руководитель знает своих учащихся и без специально организованных процедур диагностики может различать группу по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей.
II. Создание условий для развития одаренных детей.
Формы работы с музыкально одаренными детьми. индивидуальную деятельность;
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном, региональном уровнях;
подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному празднику, проводимых в учреждении.
Содержание работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
Методы работы с одаренными детьми:
обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Это создаёт основу для импровизации и стимулирует заинтересованное отношение к музыке;
знакомство со способами творческих действий. Дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества;
овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план её исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения;
создание художественного контекста. Направлено на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки (живопись, поэзию и т. д.);
создание композиций. Предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт;
забегание вперёд и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы). Ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне;
моделирование художественно-творческого процесса. Нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребёнка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения — от рождения замысла до момента его воплощения;
моделирование элементов музыкального языка. Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы, используемые в процессе реализации метода, облегчают восприятие и осознание детьми выразительных средств музыки;
активизация творческих проявлений ребёнка — импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь, движения;
Взаимодействие с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одарённых детей, совместная творческая деятельность родителей и детей;
анализ промежуточных результатов. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят мониторинг успешности развития одарённого ребёнка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций.
Организация предметно-развивающей среды. Для развития творческого потенциала дошкольника подбирается оборудование: музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, театральные куклы, атрибуты и элементы костюмов для театрализованной деятельности.
Анализ промежуточных результатов. Музыкальный руководитель проводит мониторинг успешности развития одарённого ребёнка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций.
Также для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста можно использовать программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Она строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Итог( результат) | |
1.Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми | Методический совет | сентябрь | Положение методическом совете | о |
2.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов. | Семинары, педсоветы, курсы ПК | постоянно | Повышение инновационного потенциала педагогов | |
3. Ознакомление педагогического коллектива ДО с программой «Программа Талантливый ребенок», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми. | Консультативная работа | В начале учебного года | «Одаренный ребенок» | |
4.Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей | Консультативная помощь | В течение года | Родительское собрание «Одаренный ребенок» | |
5.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении. | Муниципальные, интернет - конкурсы | В течение года | Награждение победителей | |
7. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения творческих мероприятий на уровне ДОУ. | Конкурсы ДОУ | В течении года | Награждение победителей | |
8.Итоги работы за года. | Круглый стол | В конце учебного года | Показатели эффективности реализации программы | |
Работа с педагогами.
Работа по интеграции педагогического процесса для развития детей с
предпосылками одаренности в ДОУ началась с организации работы творческой группы и проведением семинарских занятий, на которых рассмотрены: научно-методологические основы изучения детской одаренности; существующие программы и опыт работы других учреждений; нормативно-правовая база.
Для оказания помощи педагогам в работе с детьми были составлены методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей. Методические рекомендации помогают воспитателям и специалистам подбирать содержание, методы, приемы обучения и развития для одаренных детей с творческим мышлением, помогают раскрывать творческий потенциал, познавательную мотивацию, активность, поддерживать развитие когнитивной сферы, повышают стремление к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческое мышление детей активизируется применимо к различным содержательным областям образовательной программы, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.
Практическая работа с детьми. Формы работы с одаренными детьми: кружки по интересам, выставки прикладного искусства, индивидуальные выставки, музыкальные викторины, музыкальные конкурсы и фестивали.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты –педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка: пристальное внимание к особенностям развития ребенка, создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку, содействие развитию личности ребенка и его таланта.
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей. Формы работы: родительское собрание “Одаренный ребенок”;
памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации; совместная творческая деятельность родителей и детей.
Показатели эффективности реализации программы.
Раннее определение и развитие способностей к данному виду деятельности.
Дети легко приспосабливаются к школьной жизни.
Принимают активное участие в школьных мероприятиях.
В дальнейшем реализуют свой творческий потенциал, посещая кружки и секции, являются участниками конкурсов и занимают призовые места.
Список литературы.
Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
//Вопросы психологии 1966 № 6
3. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
4. Одаренные дети. Бурлинская Г. В. , Слуцкий В. М. М. : Прогресс, 1991 – 376
с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М.
Слуцкого.
5. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.
6. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного
возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г..
7. Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей»
8. Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная
деятельность в образовании. 1994
9. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999