Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
|
I. Оргмомент.
|
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
|
1. Запись предложения под диктовку учителя.
В ванне вдруг осенила его мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело, и бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!»
- О каком учёном говорится в предложении? (Архимеде.)
- Что означает клич «Эврика»? («Я нашёл».)
- Назовите имена других учёных и принадлежащие им открытия.
- Составьте схему предложения.
- Произведите пунктуационный разбор предложения.
- Назовите причастия. Укажите разряд и время причастий.
- Сколько в предложении причастных оборотов? (Два.) Назовите их.
- Какие виды орфограмм есть в этих причастиях? Укажите вид орфограммы и правило, на которое вы опираетесь при выборе написания.
- В каком ещё слове есть орфограмма после буквы шипящего? (Кличем.) Какое правило здесь действует?
Фонетический разбор слова вдруг. Морфологический разбор слова его.
2. Чтение предложений с причастиями, которые учащиеся подобрали из художественной литературы (самодиктант).
Остальные ученики определяют на слух и называют причастия, объясняют написания н и нн в них.
Диктующие отмечают правильность или неправильность написаний и комментариев.
Затем в парах обмениваются тетрадями и диктуют одно из предложений, выбранных соседом.
Взаимопроверка.
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
3. Извлекать информацию из разных источников (художественной литературы).
4. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).
5. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.
|
III. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.
|
Упр. 219 – формулирование темы урока с опорой на таблицу.
- Задайте вопросы по теме урока. Эти вопросы будут служить нам планом урока.
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
|
IV. Обобщение и систематизация изученного.
|
1. На основе анализа обобщающей таблицы «Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях» ученики формулируют правила слитного и раздельного написания не с причастиями.
В качестве дополнительного материала можно использовать упр. 219
Не с прилагательными и причастиями
|
Не с прилагательными
|
Не с причастиями
|
слитно
|
- Не употребляется без не: невзрачный
- Есть близкое по значению слово: невесёлый
|
- Не употребляется без не: ненавидящий
- Нет зависимых слов: нерешённая задача
|
раздельно
|
- Противопоставление с союзом а: не высокая, а низкая
- Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: ни с кем не знакомый, далеко не глупый
|
- Противопоставление с союзом а: не открытое, а закрытое окно
- Любые зависимые слова (причастный оборот): никем не решённая задача, не решённая учеником задача
- Краткие формы: не решена
|
Заполнение таблицы из учебника примерами (работу можно проводить у доски).
2. Обобщающее повторение правописания с не существительных, прилагательных и причастий
Не с существительными, прилагательными, причастиями
Слитно
|
Раздельно
|
Не употребляется без не: невежа, неуклюжий ненавидящий
|
Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не большой, а маленький; не открытое, а закрытое окно)
|
Есть близкое по значению слово: недруг, нестрогий
|
Не образует нового слова: не волк, не каменный
|
Нет зависимых слов (для причастий): нерешённая задача
|
Есть зависимые слова (для причастий):
не решённая учеником задача
|
|
Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: вовсе не ангел, далеко не глупый, никому не известный, никем не решённая задача
|
|
Краткие причастия: не решена
|
|
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблица в текст).
3. Осуществлять коррекцию своей деятельности.
|
V. Совершенствование правописных, развитие речевых умений.
|
1. Тренировочные упражнения.
Упр. 220 (выборочное списывание) – совершенствуется умение различать правописание причастий и прилагательных с не, устно и графически объяснять условия слитного или раздельного написания не с указанными частями речи.
Выполняется в парах. Проверка коллективная.
Упр. 221– развивается умение писать слитно или раздельно слова с не, графически обозначать условия выбора написания, а также писать слова с другими ранее изученными орфограммами.
Дополнительно: графически обозначить причастные обороты. Выполняется самостоятельно, проверка коллективная.
|
Личностные результаты (духовно-нравственное воспитание)
Воспитание патриотических чувств.
Коммуникативные УУД
1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, ключевые слова).
2. Осуществлять информационную переработку текста (пересказ, план, ключевые слова).
3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
4. Осуществлять речевой самоконтроль.
ТОУУ
|
VI. Итог урока.
|
- Назовите ключевые слова уроков, связанных с правописанием причастий.
- Назовите более общие (родовые) ключевые слова и частные (видовые).
- Составьте предложение с обобщающим ключевым словом и однородными членами, представленными другими (видовыми) ключевыми словами.
|
Регулятивные УУД, ТОУУ
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VII. Домашнее задание.
|
1. Словарные слова.(повторить)
2. Упр. 222 (самодиктант).
|
|