СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cлитное и раздельное написание не с причастиями.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Cлитное и раздельное написание не с причастиями.    7 класс                                           10.12.2020

Тип урока: урок   обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников:

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

ЛР: разграничивать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, графически обозначать условия выбора н и нн, находить в тексте слова с изученной орфограммой.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Запись предложения под диктовку учителя.

В ванне вдруг осенила его мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело, и бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!»

  • О каком учёном говорится в предложении? (Архимеде.)
  • Что означает клич «Эврика»? («Я нашёл».)
  • Назовите имена других учёных и принадлежащие им открытия.
  • Составьте схему предложения.
  • Произведите пунктуационный разбор предложения.
  • Назовите причастия. Укажите разряд и время причастий.
  • Сколько в предложении причастных оборотов? (Два.) Назовите их.
  • Какие виды орфограмм есть в этих причастиях? Укажите вид орфограммы и правило, на которое вы опираетесь при выборе написания.

 

  • В каком ещё слове есть орфограмма после буквы шипящего? (Кличем.) Какое правило здесь действует?

Фонетический разбор слова вдруг. Морфологический разбор слова его.

 

2. Чтение предложений с причастиями, которые учащиеся подобрали из художественной литературы (самодиктант).

Остальные ученики определяют на слух и называют причастия, объясняют написания н и нн в них.

Диктующие отмечают правильность или неправильность написаний и комментариев.

Затем в парах обмениваются тетрадями и диктуют одно из предложений, выбранных соседом.

Взаимопроверка.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Извлекать информацию из разных источников (художественной литературы).

4. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

 

 

5. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.

 

III. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.

Упр. 219 – формулирование темы урока с опорой на таблицу.

  • Задайте вопросы по теме урока. Эти вопросы будут служить нам планом урока.

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

 

IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. На основе анализа обобщающей таблицы «Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях» ученики формулируют правила слитного и раздельного написания не с причастиями.

В качестве дополнительного материала можно использовать  упр. 219

 

Не с прилагательными и причастиями

 

Не с прилагательными

Не с причастиями

слитно

  1. Не употребляется без не: невзрачный
  2. Есть близкое по значению слово: невесёлый
  1. Не употребляется без не: ненавидящий
  2. Нет зависимых слов: нерешённая задача

раздельно

  1. Противопоставление с союзом а: не высокая, а низкая
  2. Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: ни с кем не знакомый, далеко не глупый
  1. Противопоставление с союзом а: не открытое, а закрытое окно
  2. Любые зависимые слова (причастный оборот): никем не решённая задача, не решённая учеником задача
  3. Краткие формы: не решена

Заполнение таблицы из учебника примерами (работу можно проводить у доски).

2. Обобщающее повторение правописания с не существительных, прилагательных и причастий

Не с существительными, прилагательными, причастиями

Слитно

Раздельно

Не употребляется без не: невежа, неуклюжий ненавидящий

Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не большой, а маленький; не открытое, а закрытое окно)

Есть близкое  по значению слово: недруг, нестрогий

Не образует нового слова: не волк, не каменный

Нет зависимых слов (для причастий): нерешённая задача

Есть зависимые слова (для причастий):

не решённая учеником задача

 

Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: вовсе не ангел, далеко не глупый, никому не известный, никем не решённая задача

 

Краткие причастия: не решена

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных  в разных формах (таблица).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблица в текст).

3. Осуществлять коррекцию своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Совершенствование правописных, развитие речевых умений.

 

1. Тренировочные упражнения.

Упр. 220 (выборочное списывание) – совершенствуется умение различать правописание причастий и прилагательных с не, устно и графически объяснять условия слитного или раздельного написания не с указанными частями речи.

Выполняется в парах. Проверка коллективная.

Упр. 221– развивается умение писать слитно или раздельно слова с не, графически обозначать условия выбора написания, а также писать слова с другими ранее изученными орфограммами.

Дополнительно: графически обозначить причастные обороты. Выполняется самостоятельно, проверка коллективная.

Личностные результаты (духовно-нравственное воспитание)

Воспитание патриотических чувств.

 

Коммуникативные УУД

1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, ключевые слова).

2. Осуществлять информационную переработку текста (пересказ, план, ключевые слова).

3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Осуществлять речевой самоконтроль.

ТОУУ

VI. Итог урока.

 

  • Назовите ключевые слова уроков, связанных с правописанием причастий.
  • Назовите более общие (родовые) ключевые слова и частные (видовые).
  • Составьте предложение с обобщающим ключевым словом и однородными членами, представленными другими (видовыми) ключевыми словами.

Регулятивные УУД, ТОУУ

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VII. Домашнее задание.

1.  Словарные слова.(повторить)

2. Упр. 222  (самодиктант).

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Cлитное и раздельное написание не с причастиями.»

Тема: Cлитное и раздельное написание не с причастиями. 7 класс 10.12.2020

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников:

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

ЛР: разграничивать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, графически обозначать условия выбора н и нн, находить в тексте слова с изученной орфограммой.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Запись предложения под диктовку учителя.

В ванне вдруг осенила его мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело, и бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!»

  • О каком учёном говорится в предложении? (Архимеде.)

  • Что означает клич «Эврика»? («Я нашёл».)

  • Назовите имена других учёных и принадлежащие им открытия.

  • Составьте схему предложения.

  • Произведите пунктуационный разбор предложения.

  • Назовите причастия. Укажите разряд и время причастий.

  • Сколько в предложении причастных оборотов? (Два.) Назовите их.

  • Какие виды орфограмм есть в этих причастиях? Укажите вид орфограммы и правило, на которое вы опираетесь при выборе написания.


  • В каком ещё слове есть орфограмма после буквы шипящего? (Кличем.) Какое правило здесь действует?

Фонетический разбор слова вдруг. Морфологический разбор слова его.


2. Чтение предложений с причастиями, которые учащиеся подобрали из художественной литературы (самодиктант).

Остальные ученики определяют на слух и называют причастия, объясняют написания н и нн в них.

Диктующие отмечают правильность или неправильность написаний и комментариев.

Затем в парах обмениваются тетрадями и диктуют одно из предложений, выбранных соседом.

Взаимопроверка.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Извлекать информацию из разных источников (художественной литературы).

4. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).



5. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.


III. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.

Упр. 219 – формулирование темы урока с опорой на таблицу.

  • Задайте вопросы по теме урока. Эти вопросы будут служить нам планом урока.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Планировать деятельность на уроке.


IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. На основе анализа обобщающей таблицы «Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях» ученики формулируют правила слитного и раздельного написания не с причастиями.

В качестве дополнительного материала можно использовать упр. 219


Не с прилагательными и причастиями


Не с прилагательными

Не с причастиями

слитно

  1. Не употребляется без не: невзрачный

  2. Есть близкое по значению слово: невесёлый

  1. Не употребляется без не: ненавидящий

  2. Нет зависимых слов: нерешённая задача

раздельно

  1. Противопоставление с союзом а: не высокая, а низкая

  2. Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: ни с кем не знакомый, далеко не глупый

  1. Противопоставление с союзом а: не открытое, а закрытое окно

  2. Любые зависимые слова (причастный оборот): никем не решённая задача, не решённая учеником задача

  3. Краткие формы: не решена

Заполнение таблицы из учебника примерами (работу можно проводить у доски).

2. Обобщающее повторение правописания с не существительных, прилагательных и причастий

Не с существительными, прилагательными, причастиями

Слитно

Раздельно

Не употребляется без не: невежа, неуклюжий ненавидящий

Есть противопоставление с союзом а (не правда, а ложь; не большой, а маленький; не открытое, а закрытое окно)

Есть близкое по значению слово: недруг, нестрогий

Не образует нового слова: не волк, не каменный

Нет зависимых слов (для причастий): нерешённая задача

Есть зависимые слова (для причастий):

не решённая учеником задача


Слова далеко, вовсе, отнюдь + слова с ни: вовсе не ангел, далеко не глупый, никому не известный, никем не решённая задача


Краткие причастия: не решена


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблица в текст).

3. Осуществлять коррекцию своей деятельности.



































V. Совершенствование правописных, развитие речевых умений.


1. Тренировочные упражнения.

Упр. 220 (выборочное списывание) – совершенствуется умение различать правописание причастий и прилагательных с не, устно и графически объяснять условия слитного или раздельного написания не с указанными частями речи.

Выполняется в парах. Проверка коллективная.

Упр. 221– развивается умение писать слитно или раздельно слова с не, графически обозначать условия выбора написания, а также писать слова с другими ранее изученными орфограммами.

Дополнительно: графически обозначить причастные обороты. Выполняется самостоятельно, проверка коллективная.

Личностные результаты (духовно-нравственное воспитание)

Воспитание патриотических чувств.


Коммуникативные УУД

1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, ключевые слова).

2. Осуществлять информационную переработку текста (пересказ, план, ключевые слова).

3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Осуществлять речевой самоконтроль.

ТОУУ

VI. Итог урока.


  • Назовите ключевые слова уроков, связанных с правописанием причастий.

  • Назовите более общие (родовые) ключевые слова и частные (видовые).

  • Составьте предложение с обобщающим ключевым словом и однородными членами, представленными другими (видовыми) ключевыми словами.

Регулятивные УУД, ТОУУ

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Домашнее задание.

1. Словарные слова.(повторить)

2. Упр. 222 (самодиктант).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!