тема №2 Этические основы деятельности водителя
Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:
- здоровье;
- любовь и семья;
- безопасность и уверенность;
- материальный достаток.
Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.
На другой чаше весов наши мимолетные стремления:
-получение удовольствия;
- внимание окружающих;
- одобрение сторонних людей;
- мнимая свобода.
Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.
Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!
Ежедневно поворачивая ключ в замке зажигания, помните, что могут открыться двери в больницу или тюрьму.
Вынимая ключи из своего автомобиля, вы вынимаете ключи и из тех дверей, которые могли открыться для Вас сегодня.
В большинстве случаев зависит от Вас, где и с кем Вы сегодня проведёте ночь и завтрашний день.
Легкомысленное вождение может разрушить вашу жизнь.
Дисциплинированность – знание и строгое соблюдение Правил дорожного движения. Проявляются:
- в уважении других водителей, пешеходов;
- в культуре поведения на дороге;
- в соблюдении технических правил эксплуатации автомобиля.
Недисциплинированность – сознательное нарушение известных Вам правил и ограничений.
Люди, которые в обычной жизни не отличаются высокой культурой, ведут себя так же и на дорогах.
Начиная обучение в автошколе, задавали ли себе вопрос: для чего я это делаю?
- я думаю, что это круто;
- я думаю, что мне это пригодится в жизни;
- я хочу быть таким же, как и все успешные люди.
Такая логика ошибочна. Значит, истинная цель не ясна. И, как следствие, возникает легкомысленны подход к обучению вождению.
В приоритете должно быть – получение навыков профессионального и безопасного вождения.
Безопасно управлять своим будущим автомобилем, решая с его помощью свои жизненные повседневные задачи.
Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве, и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства, и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки, как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели, и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытость получения новых знаний и навыков:
- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена.
Всё это не способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.
Личность - это совокупность индивидуально выраженных морально-ценностных, психических и физических, врождённых и приобретённых свойств человека.
К основным свойствам личности относятся: потребности, направленность, интересы, способности, темперамент, характер.
Потребности - называется психическое состояние, переживаемое человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо. Потребности делятся на материальные (пища, одежда, жильё) и духовные (труд, общение с людьми, приобретение знаний).
Направленность личности – это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его деятельности. В зависимости от сферы проявления различают морально-идеологическую, профессиональную и бытовую направленность.
Под интересами понимают отношения человека к предметам и явлениям жизни. Интересы характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением познать интересные для человека явления, предметы, события и овладеть ими.
Способности – это индивидуальные способности психики, от которых зависит успешность какой-либо деятельности.
Различают общие и специальные способности.
Общие способности присущи многим людям, и благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладеть различными видами деятельности.
Специальные способности – это такие способности личности, которые позволяют достигнуть высоких результатов в какой-либо узкой области деятельности.
Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами:
- хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений;
- лёгкость формирования двигательных навыков;
- высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства;
-скорость и точность сенсомоторных реакций;
- быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений;
- хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания;
- хорошая зрительная и оперативная память;
- высокая готовность памяти;
- настойчивость, решительность, смелость, терпение;
- эмоциональная устойчивость;
- самообладание, дисциплинированность;
- инициативность и сообразительность.
На поведение человека в любой ситуации неминуемо влияет его темперамент.
Слово темперамент в переводе с латинского, обозначает «надлежащее соотношение частей» (ввёл Гиппократ).
Типы темперамента.
Тип | Описание |
Холерик («желчь») | Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности, и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. |
Сангвиник (кровь, жизненная сила) | Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. |
Флегматик («слизь») | Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активностью. |
Меланхолик («чёрная желчь») | Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже не зная события, преобладают отрицательные эмоции. |
Сангвиник – сильный, активный, выносливый, быстро переключает внимание, быстро принимает решения, доброжелательный, любит риска. Поэтому сангвиник водит автомобиль энергично, с хорошей динамикой. Он способен долго оставаться за рулём, долго сохранять адекватную оценку дорожной ситуации. Однако его личная импульсивность может приводить к ошибочной оценке дорожной ситуации.
Флегматик – сильный, устойчивый, выносливы, медленно переключает внимание, медленно принимает решения, доброжелательный. У него спокойный и уверенный стиль вождения. Высокая скорость на дороге флегматику противопоказана из-за низкой скорости его мозговых процессов. Флегматик редко рискует ради удовольствия.
Меланхолик – слабый, неустойчивый, истощаемый, сложно принимает решения, тревожный, осторожный, за рулём он себя ведёт нервно и неуверенно. Теряется в интенсивном потоке мегаполиса.
Холерик – нездоровая агрессия, обилие лишних движений и стремление произвести впечатление.
Факторы риска при вождении автомобиля.
У человека не зависимо от его темперамента, всегда присутствует склонность к риску. Если он находится в компании, то склонность к риску возрастает. При действиях в одиночку его склонность к риску снижается. Так же склонность к риску снижается с опытом и возрастом.
Рискованный стиль вождения:
- резкий старт и торможение;
- частые перестроения без необходимости;
- действия в расчёте «на удачу»;
- желание вовлечь в свои дорожные игры других водителей;
- «рваный» стиль вождения очень опасен и не имеет ничего общего с популярным «спортивны» стилем. Кроме того, он ведёт к неопределённо большому расходу топлива.
Низкая внутренняя самооценка человека всегда толкает его на самоутверждение за счёт автомобиля:
- выбор престижной марки автомобиля;
- выбор привлекательного цвета автомобиля;
- выбор мощной аудио системы автомобиля.
Как правило под этой маской скрывается неуверенный в себе человек, требующий ежеминутного признания своей значимости.
Что влияет на формирования стиля вождения?
Социальное окружение, родственники и друзья, которые могут негативно повлиять на формирование навыков вождения (внедряя идеи о вседозволенности на дороге).
Иррациональные идеи поведения «русского» водителя: со мной этого не случится; все водят машину хуже меня; все знают правила хуже меня; не знаю как все, но я тороплюсь.
Автореклама, основанная на агрессии.
Киноиндустрия.
Водитель должен уметь распознавать на дороге других водителей, относящихся к опасным категориям по следующим признакам:
- агрессивный или «рванный» стиль вождения;
- неуверенный стиль вождения;
- водитель такси или маршруток;
- водители служб доставки;
- неместные водители;
- начинающий водитель;
- автомобили имеющие внешние повреждения.
Этика водителя.
Основные причины низкого уровня безопасности дорожного движения:
- меры по совершенствованию управления дорожным движением отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей;
- социально-психологический климат в дорожном движении оставляет желать лучшего.
Этика –философское исследование морали и нравственности. Термин «этика» употребляется для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Этика водителя связанна с прогнозированием развития ситуации и, следовательно необходима как важный элемент взаимодействия на дорогах.
Этичное поведение на дороге предполагает не использовать преимущество, данное правилами в ущерб другим участникам движения. Оно напротив, предполагает помочь другим участникам движения, чтобы в итоге помочь себе:
Не ослепляй дальним светом фар.
Уступайте, даже имея преимущество в движении.
Правило пропуска – «через одного».
Двигайся строго по обозначенным полосам.
При интенсивном движении не меняйте полосу без необходимости.
По возможности освобождайте левые полосы движения.
Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.
Оказывайте помощь при обгоне: обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий.
Будьте понятны и предсказуемы в своих действиях.
Внимательно относитесь к пешеходам.
Этичное поведение – это осознание, что люди могут иметь притуплённое чувство опасности в том числе, и на дороге, а именно:
- сотрудники ГИБДД;
- дорожные рабочие;
- пожилые люди;
- дети.
При парковке не закрывайте пожарные гидранты и люки.
Паркуясь помните о других водителях.
Этичное поведение так же предполагает:
Что при парковке своего автомобиля, надо думать и о других водителях;
Не садитесь за руль при болезненном состоянии, поскольку оно снижает реакцию водителя на дороге;
Водитель берёт ответственность на себя за жизнь и здоровье своих пассажиров.
И ещё если можно отказаться от поездки – откажись!
И самое главное – уступай дорогу автомобилям экстренной помощи!
Задание:
Прочитай лекцию.
- Ваш тип темперамента.
- Какие особенности Вашего вождения характерны при Вашем темпераменте?
- Назови категории участников дорожного движения, требующие особого внимания?
- Как могут повлиять на стиль Вашего вождения Ваши близкие?
- Какое влияние оказывают на водителя киноиндустрия и реклама?
Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.
1.
а) суетливы и неусидчивы;
б) жизнерадостны и веселы;
в) хладнокровны и спокойны;
г) застенчивы и стеснительны.
2.
а) вспыльчивы и невыдержанны;
б) деловиты и энергичны;
в) обстоятельны и последовательны;
г) в новой обстановке теряетесь.
3.
а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;
б) склонны себя переоценивать;
в) умеете ждать;
г) сомневаетесь в свои силах.
4.
а) незлопамятны;
б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;
в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня;
г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.
5.
а) вы обладатель порывистых, резких движений;
б) быстро засыпаете;
в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;
г) покорны.
6.
а) к недостаткам нетерпимы;
б) работоспособны, выносливы;
в) в своих интересы постоянны;
г) легко ранимы, чувствительны.
7.
а) нетерпеливы;
б) бросаете начатые дела;
в) рассудительны и осторожны;
г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.
8.
а) у вас выразительная мимика;
б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;
в) медленно включаетесь в работу;
г) очень обидчивы.
9.
а) у вас быстрая, страстная речь;
б) в новую работу включаетесь быстро;
в) порыв сдерживаете легко;
г) очень впечатлительны.
10.
а) работаете рывками;
б) за любое новое дело беретесь с увлечением;
в) попусту сил не растрачиваете;
г) у вас тихая , слабая речь.
11.
а) вам присуща несобранность;
б) настойчивы в достижении цели;
в) вялы, малоподвижны;
г) ищите сочувствия других.
12.
а) быстро решаете и действуете;
б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;
в) ровные отношения со всеми;
г) необщительны.
13.
а) инициативны и решительны;
б) быстро схватываете новое;
в) не любите попусту болтать, молчаливы;
г) одиночество переносите легко.
14.
а) стремитесь к новому;
б) у вас всегда бодрое настроение;
в) любите аккуратность;
г) робки, малоактивны.
15.
а) упрямы;
б) в интересах и склонностях не постоянны;
в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;
г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.
16.
а) имеете склонность к горячности;
б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;
в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;
г) у вас высокие требования к окружающим и себе.
17.
а) склонность к риску;
б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;
в) начатое дело доводите до конца;
г) у вас быстрая утомляемость.
18.
а) резкие смены настроения;
б) склонны отвлекаться;
в) обладаете выдержкой;
г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.
19.
а) бываете агрессивным, задирой;
б) отзывчивы и общительны;
в) незлобивы;
г) мнительны, подозрительны.
20.
а) в споре находчивы;
б) неудачи переживаете легко;
в) терпеливы и сдержанны;
г) имеете склонность уходить в себя.
Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.
Например:
«а» — 7 раз * 5 = 35%
«б» — 10 раз * 5 = 50%
«в» — 2 раза * 5= 10%
«г» — 1 раз * 5 = 5%
Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.
«а» — тип холерика
«б» — тип сангвиника
«в» — тип флегматика
«г» — тип меланхолика.
В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.