Ход урока:
Организационный момент
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- Тихо сядем, откроем тетрадь, повторим правила посадки:
Я тетрадь свою открою
И как надо положу,
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Минутка чистописания.
- Сейчас откройте свои тетрадки, и запишите сегодняшнее число, классная работа.
Ж Ш А Щ Ч
-Что общего в этих буквах?
-Какая буква лишняя?
- Почему?
- Запишите эти буквы в тетрадь, кроме лишней.
На доске слова:
морж, парта, Боря, Морковкин, море, льдина, приятель, спортсмен
-На какие группы можно разделить эти слова?
(собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые)
-На какой вопрос отвечают одушевлённые предметы?
-На какой вопрос отвечают неодушевлённые предметы?
-Теперь повторил правила правописания жи-ши , ча- ща и чу- щу.
Повторение правил:
Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”
Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”
И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”
– Запишите сочетания в тетрадь.
Работа по теме урока:
Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Это, дети, сделать надо - Плохо плакать одному.
- Рассмотрите рисунки на стр. 114. Давайте вместе подумаем, выражение лица может помочь познакомиться? Кому из ребят будет легче познакомиться и подружиться? Какие слова помогут им познакомиться?
(Чтение рубрики «Обрати внимание»)
-Почему нужно следить за выражением лица и жестами?
(Коллективное выполнение упражнения 1)
Метафора- скрытое сравнение. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Грибы в лесу бывают часто, можно найти если приглядеться, а друзей- лучших, человек находит всю жизнь и бережёт как зеницу ока.
Пословица обозначает что человек прожить без друзей не может. так же как и дерево без корня.
Теперь закончите предложение:
Как прекрасно все вокруг, Если рядом верный... (друг).
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского. Ответы на вопросы и выполнение заданий (упражнение 2).
Чтение рубрики «Обрати внимание».
Самостоятельная работа (упражнение 3).
Упражнение 4 (выполняем вместе, задавая вопрос)
– А сейчас будем отгадывать загадки. Слова-отгадки запишем в тетрадь, подчеркнём орфограмму.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи).
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать. (Шины.)
Ночь. Но если я захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель.)
Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки. (Чучело.)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник.)
Письмо по памяти.
На доске слова: шишка, снежинка, часы, ворчун, чудак, ощущать.
– Прочитайте слова. Запомните их.
– Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы.
– Сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз.
– Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш, Ч и Щ?
Итог урока:
Домашнее задание: упр. 5, с. 117.