СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №21 Ф. Стендаль. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Красное и черное», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; раскрыть значение творчества Стендаля в мировой литературе; помочь ученикам осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности;
  2. развивать навыки выделения главного, установления причинно-следственных связей (человек-общество, человек-история) развивать умение работать с дополнительными источниками информации; способствовать развитию читательского кругозора;
  3. воспитывать эстетические вкусы, уважение к художникам, их духовным достижениям.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №21 Стендаль Жизненный и творческий путь писателя»

10 класс


Урок №21

Ф. Стендаль. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Красное и черное», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации.

Цель:

  1. познакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; раскрыть значение творчества Стендаля в мировой литературе; помочь ученикам осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности;

  2. развивать навыки выделения главного, установления причинно-следственных связей (человек-общество, человек-история) развивать умение работать с дополнительными источниками информации; способствовать развитию читательского кругозора;

  3. воспитывать эстетические вкусы, уважение к художникам, их духовным достижениям.

Ожидаемые результаты:

учащиеся углубляют знания о французской литературе XIX в., понятии «социально-психологическая проза»; развивают умение готовить сообщения на заданную тему, работать с дополнительной литературой, навыки анализа прозаического произведения, образов произведения, творческие способности, связную речь, логическое мышление

Оборудование:

портрет писателя; выставка произведений; текст романа «Красное и черное»; РМ для индивидуальной и групповой работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности

- Человеческая жизнь, как и природа, полна контрастов. День и ночь, жара и мороз, добро и зло, молодость и старость, благородная цель и неблагородные средства ее достижения. Такими контрастами пронизано одно из лучших произведений Стендаля «Красное и черное», о чем свидетельствует уже само его название. Многогранность аспектов этого произведения, перипетии сюжета мы и будем рассматривать на нескольких уроках.

  1. Работа с эпиграфом.

Роман - зеркало, которое проносят большой дорогой;

оно отражает и лужи и небесную лазурь,

и низменное и возвышенное.

Стендаль

- Выразительно прочитайте слова эпиграфа, взятые из текста романа «Красное и черное».

- Подумайте, какое символическое значение в этом высказывании может иметь слово «зеркало»? (Слово «зеркало» в данной фразе может быть синонимом понятия «реализм». Но отметим, что Стендаль никогда слепо не копировал действительность, а отражал ее типичные явления.)


Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, эпиграф.

Обсуждают слова Стендаля.

Формулируют цели и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний


  1. «Мозговой штурм».

  • Назовите основные приметы XIX в. с исторической и литературной точки зрения.

  • Охарактеризуйте реализм XIX в. как литературное направление, назовите его выдающихся представителей.

  • Объясните, почему XIX в. называют «золотым веком» классического романа.

Работа в группах.

Обсуждают вопросы мозгового штурма.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Изучение жизненного и творческого пути писателя.

  1. Слово учителя.

«Всегда работать для XX века», - такое мнение в 1802 году высказал французский писатель Стендаль. Это мнение мечту можно считать ключом к пониманию основной направленности творчества писателя. Всю жизнь он пытался идти в ритме со временем, утверждая нравственные ценности, соответствующие духовным запросам последующих поколений. Стендаль как писатель-реалист и мыслитель смело обличает пороки буржуазного мира.

Проблема человека и общества - в центре внимания великого писателя. Вместе с О. де Бальзаком Стендаль закладывает основы критического реализма во французской литературе. Новаторский характер эстетики Стендаля и стал причиной того, что французский писатель не был признан при жизни. Его романы остались почти незамеченными критикой. Только отдельные выдающиеся писатели дали надлежащую оценку творчества Стендаля. Среди них - Гете, Байрон, Бальзак, Флобер.

  1. Сообщение подготовленного ученика.

Задание классу.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Стендаля с аналитическим комментированием по его мировоззренческо-эстетическим позициям


Обобщение учителя.

- На духовное становление Стендаля, как считают исследователи, повлияли его сложные отношения с отцом. Шерубен Бейль казался сыну олицетворением ограниченного буржуазного мироощущения. Поэтому в своих произведениях Стендаль якобы полемизировал с отцом, поставив в центре героя с собственным «я», не подчиненным устоявшимся обывательским представлениям.

Среди литературных авторитетов писателя были В. Скотт, французские классы цисты и представители литературы Просвещения. Знаковой фигурой для Стендаля был Наполеон, которого он оценивал как политического деятеля неоднозначно, но склонялся перед его героической натуре, славой и энергией побед.

Художественный мир Стендаля характеризуется:

  • изображением внутренней жизни героев, их страстей и чувств, анализом психологии человеческих взаимоотношений;

  • противопоставлением буржуазной цивилизации естественной человеческой характера;

  • переплетением в судьбах героев авантюрного и героического начал;

  • всесторонним разработкой темы любви;

  • отвержением напыщенности, широким использованием символики.


  1. Проблемный вопрос

- Объясните выражение Стендаля «Когда разум не отважный, то зачем же ум?»; приведите факты из биографии писателя в подтверждение своих мыслей.



















Изучают РМ, прослушивают сообщение учащегося, составляют хронологическую таблицу с указанием мировоззренческо-эстетических позиций писателя.

















Дают объяснения выражению с использованием приема «ПОПС - формула»


  1. Изучение истории создания и идейно-художественных особенностей романа «Красное и черное»

  1. Сообщение подготовленного ученика.

История создания романа «Красное и черное»

Сюжет этого романа подсказала хроника одного процесса, прочитанного Стендалем в «Судебной газете». Молодой Антуан Берте, воспитатель детей в провинциальной дворянской семье, становится любовником их матери. В приступе ревности он совершает покушение на её жизнь, пытается покончить с собой и погибает на гильотине.

Литературоведы считают, что роман может иметь и другой источник. Это судебный отчет о деле Лафарга, рабочего краснодеревщика, выходца из мелкобуржуазной среды. Лафарг любил свое ремесло, интересовался философией и литературой, был скромным, но самолюбивым и гордым. Одна легкомысленная девушка сделала его своим любовником, а потом бросила. Оскорбленный, измученный ревностью, Лафарг решил убить девушку, а сам сделал неудачную попытку покончить жизнь самоубийством.

Конечно, этих двух людей нельзя отождествлять с главным героем романа Жюльеном Сорелем. Стендаль, отталкиваясь от обоих прототипов, нашел в фактах судебной хроники источник грандиозного художественного и философского обобщения о природе современного общества.

  1. Проблемные вопросы. Работа с подзаголовком и эпиграфом к роману.

- Выскажите мнение относительно значения и символики названия романа Стендаля «Красное и черное».

- Известно, что роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Подумайте, на каком основании автор выбрал этот подзаголовок?

Действие романа происходит в период Реставрации (1814-1830 годы). В это время было провозглашено восстановление монархии в лице Людовика XVIII, при условии приведения его к присяге на верность конституции, составленной сенатом, которая отличалась тем, что была более либеральной по сравнению с наполеоновской. Литература этого периода направлена на анализ общества. Отметим, что «поэтическим правосудием» занимались и романтики, и реалисты. В произведении не только глубоко раскрывается внутренний мир главного героя Жюльена Сореля, но и изображается широкая панорама тогдашней действительности, связей и противоречий, существующие между всеми слоями общества - провинциальным дворянством, старинной столичной аристократией, буржуа и служителями церкви.

- Какую роль, по вашему мнению, играет эпиграф к роману?

Эпиграфом романа служат слова Дантона: «Правда, суровая правда». Они отмечают обличительный смысл произведения.


Слово учителя (или сообщение ученика)

До опубликования романа «Красное и черное» (1831) Стендаль написал немало публицистических произведений по вопросам искусства, музыки, истории, а также рассказов, известную новеллу «Ванина Ванини», попробовал свои силы в драматургии.

В основу романа «Красное и черное» положено реальное событие: убийство юношей низкого происхождения - гувернером Берте - любовницы, матери своих воспитанников. Но сам факт был лишь толчком для замысла, в котором отдельная человеческая судьба стала синтезом выражения трагедии возраста. В произведении есть подзаголовок: «Хроника XIX века» и указано время действия 1827. Такого в литературе еще не было: абсолютно конкретная реальность современной автору эпохи скрупулезно воспроизведена, но не столько в бытовом плане (обычаи, быт, интерьер), сколько в психологическом - как поиск одаренной молодым человеком своего места в жизни, счастья, крах на этом пути из-за столкновения с буржуазной действительностью: общество убивает молодых людей - выходцев из «низов», если они пытаются реализовать свою личность, выделяются из среды их окружает.

Эпиграфом к первой главе Стендаль поставил слова Дантона: «Правда, горькая правда». Правда эта была особенно горькой в том, что и герой романа Жульен Сорель, и сам автор «опоздали родиться», появились на свет в жестокую эпоху, когда «старое уже умерло, а новое не успело родиться». Не случайно писатель неоднократно подчеркивает, что ведущими цветами этого периода стали серый (мундир чиновника, сутана священника) и черный (цвет гибели всех надежд). Отсюда и резкий контраст «красного и черного» в заголовке: жизнь и смерть, реакция и революция, полнокровное бытие и жалкое существование.

  1. Работа в группах

- Определите социально-политический и психологический аспекты романа «Красное и черное»; составьте таблицу обобщений и выводов.

Ожидаемые результаты


I группа. 

Социально-политический аспект

II группа. 

Психологический аспект

Действие романа происходит во времена царствования Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрареалисты устраивают предательские заговора против народа, мечтая при помощи иностранных интервентов возродить давнее великолепие монархии. Иезуиты проникают во все уголки Франции, опутывая ее шпионской сетью и подчиняя своей власти души людей.

В романе Стендаля освещены почти все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации; об этом свидетельствует и подзаголовок «Хроника XIX века»

Сюжет - это внешняя канва; главные события происходят в душе героя. Благодаря внутренним монологам читатели якобы участвуют в подлинной истории человеческой души, постигают величие духа человека не избрано, не исключительной, а просто мыслящего, талантливого представителя «низших» классов. Поступки героя психологически мотивированы; параллелизм и контрастность помогают понять внутренние причины движения истории и личности. Автор хотя и симпатизирует герою, но не отходит от «горькой правды». Каждый этап подъема Жюльена сразу же сопоставляется с реальностью: сын крестьянина стал гувернером детей мэра, но «купили» его за самую низкую цену, чтобы «досадить» соседу, который приобрел дорогих коней; богатый вельможа де Ла-Моль якобы и относится к Жюльену благосклонно, но объясняет это так: «Ведь привязываются люди к хорошей болонке»


Ожидаемые обобщения и выводы

  • Итак, роман Стендаля «Красное и черное» является многоплановым, многоаспектным произведением.

  • выразительные аспекты романа - социально-политический (ярко отражены умонастроения эпохи) и психологический (раскрыты движения души героя, мотивация его поступков и действий).


  1. Беседа

- В чем заключается острая критика писателем режима Реставрации? (В показе сохранения кастовости общества; в изображении сплетен, интриг, бессмысленных разговоров и занятий «высшего света», «политических игр», которые привели к принятию смертного приговора юноше из «низов», который не заслуживал столь суровое наказание и др.)




Прослушивают материал об истории создания романа, делают записи в тетрадь.

















Работа в группах.

Обсуждают проблемные вопросы, дают развернутые ответы.








































Работа в группах.

Обсуждают основные аспекты романа, составляют таблицу обобщений и выводов.

Прием «Посол»
































Участвуют в беседе по предложенному вопросу.

  1. Подведение итогов урока

  1. Мини-диспут по утверждению Стендаля: «Нет вполне хороших или полностью плохих людей»


  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

  • Писатель Стендаль представляется мне как человек ...

  • Мне импонирует в писателе то ...

  • По моему мнению, роман Стендаля «Красное и черное» ...

  • Больше всего меня поразило ...

  • Меня заинтересовало ...

  • Мне запомнилось ...

Участвуют в мини-диспуте, приводят свои аргументы, обосновывают свое мнение.


Осуществляют рефлексию по содержанию урока

Домашнее задание


  1. Знать содержание романа, уметь определять элементы сюжета.

  2. Охарактеризовать поступки, тайные мысли и чувства Жюльена Сореля на разных этапах его жизненного пути:

          1. во время учебы в семинарии;

          2. в доме Реналей;

          3. в доме маркиза де Ла-Моль.

  1. Подобрать цитаты к образу Жюльена Сореля.

  2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об экранизации романа Красное и черное».




Просмотр содержимого документа
«РМ - Жизненный и творческий путь Стендаля»

Жизненный и творческий путь Стендаля


Имя писателя Стендаля - Анри Мари Бейль. Он родился 23 января 1783 в Гренобле, на юге Франции. Детство его было безрадостным. В своей лирической исповеди «Жизнь Анри Брюлара» он писал: «Два злых гениев ополчились против моего бедного детства - тетя Софи и отец».

Отец, Шерюбен Бейль, адвокат местного парламента, кавалер ордена Почетного легиона и помощник мэра в Гренобле, был человеком жадным до денег, хитрой, роялистом за настроениями. Анри не любил отца, для которого духовные интересы сына были чужими. С годами отчужденность между ними росла, превращаясь в ненависть. Тетя Софи оказалась ханжа и религиозной фанатичкой.

Мать, Генриетта Ганьйон, очаровательная молодая и образованная женщина, любила у Данте, читая его в оригинале, умерла, когда мальчику было семь лет. Эта потеря на всю жизнь запечатлелась в его сердце.

Настоящим другом и воспитателем парня был дед по матери Анри Ганьйон, доктор медицины. Пылкий сторонник Вольтера, которого видел во время своего паломничества в Ферней, дед передал внуку свою любовь к литературе и науки, привил культ Горация, Софокла, Еврипида. Дед познакомил Анри с творчеством Ариосто, в частности с «неистовым Роландом», сыгравший большую роль в формировании характера юноши. Дядя, Ромен Ганьйон, молодой, остроумный и легкомысленный, открыл Анри неведомый мир искусства, поведя его в театр на «Сида».

Учился Анри в Центральной школе Гренобля. Там парень впервые оказался в среде сверстников. Анри учился неплохо, даже получал награды, в том числе по литературе. Но его образование не ограничилось только школой. Он учился играть на скрипке, кларнете, брал уроки пения. И настоящей страстью стала для него математика. «Я любил и теперь еще люблю математику ради нее самой, поскольку она не допускает лицемерия и неясности - двух свойств, которые мне наиболее отвратительные», - писал Стендаль. Он хотел поступить в Политехническую школу, но впоследствии передумал, поскольку потерял интерес к математике. Юношей завладела новая мечта - жить в Париже и писать комедии.

Решающий поворот в жизни Стендаля произошел в 1800 году. Его родственник граф Дарю, в то время старший секретарь военного министерства, а впоследствии министр и статс-секретарь Наполеона, устроил Анри в канцелярию министерства. Но Стендаль не проявил способностей к канцелярской работы и занимался ею недолго. Через некоторое время он вступает в наполеоновской армии, в которой прослужил более двух лет.

В 1802 году Стендаль оставил армию и вернулся в Париж. У него много планов, но они так и остались неосуществленными. Кроме того, страданий наносили материальные лишения. В поисках заработка Стендаль едет в Милан и устраивается к торговой фирмы. И торговля не удовлетворила его, он возвращается в Париж и 1806 вновь вступает на военную службу. Стендаль принимал участие в московском походе Наполеона, пережил русский холод и панический отступление французов. Постепенно меняется его отношение к Наполеону, появляется неприятие тирании и деспотии французского императора. Причину его падения он видит в том, что Наполеон предал революцию.

Стендаль уходит в отставку и уезжает в Италию, в которой проживает около семи лет. Именно здесь 1814 вышла его первая книга «Письма, написанные в австрийской Вене о знаменитого композитора Гайдна» под псевдонимом Луи-Александр-Сезар бомбы. В Италии Стендаль путешествует по городам, изучает итальянскую культуру, поддерживает связи с карбонариями. Позже писатель отдаст дань героическим участникам этого движения, создав образы карбонариев Пьетро Миссирилли в «Ванина Ванини», Ферранте Палла в «Пармской обители», графа Альтамиры в «Красном и черном».

1821 Стендаль возвращается в Париж и погружается в литературную работу. 1827-го выходит его первый роман «Арманс».

В 1830 году Стендаль снова идет на административную службу, получив назначение французского консула в г.. Триесте. Но правительство Австрии отказался утвердить его, и Стендаль стал консулом в маленьком приморском городе Чивита-Веккья. В свободное от служебных обязанностей время Стендаль занимается литературной деятельностью. Из-под его пера один за другим появляются шедевры: «Ванина Ванини»,

«Красное и черное», «Люсьен Левен» ( «Красное и белое»), «Пармская обитель», «Итальянские хроники», «Записки туриста» и другие. Кроме того, Стендаль пишет много литературных трудов по искусству ( «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Прогулка Римом», «Музыка, единственная моя любовь!») И книги о Наполеоне.

В 1836 году Стендаль получает желанную долгосрочный отпуск в Париж. Живя три года в Париже, он ездит по всей Франции, а также посещает Испанию, Англию, Шотландию, Ирландию. В 1839 году писатель возвращается к Чивита-Веккьи, где продолжает работать над своими произведениями. В Стендаля много творческих планов. Он писал: «... На литературном поприще я вижу еще много дел, которые стоят передо мной. Труда, которую я намечает, хватило бы на десять жизней ». Но художник не знал, что жить ему осталось совсем мало и большинства задуманного не суждено было осуществиться.

22 марта 1842 Стендаль, находившийся в Париже, потерял сознание перед дверью министерства иностранных дел и ночью умер от удара. Вместе с Коломбом и Мериме на Монмартрский кладбище провожал его Александр Тургенев, за пять лет до этого сопровождал в Святых Гор тело убитого Пушкина. О. де Бальзак в те дни писал: «Франция, ее литература потеряли одного из необычных людей нашего времени». На памятнике над могилой писатель завещал написать простые слова «Жил. Любил. Страдал », в которых хотел отобразить все коллизии своей жизни.

А на следующий день после похорон во всех французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр похоронен «малоизвестного немецкого поэта Фридриха Стендаля». Это была последняя насмешка судьбы.

В литературной биографии "Жизнь Анри рвало», написанной 1835, Стендаль отметил: «Что касается меня, я беру билет в лотерее с таким главным выигрышем: мать читателей в 1935 году». Жизнь показала, что осуществились самые смелые мечты писателя. Более двухсот лет прошло со дня его рождения, а живой голос писателя страстно и молодо звучит и сегодня, волнуя сердца читателей.



Просмотр содержимого документа
«РМ»

Дата

события

Формирование мировоззрения, эстетических позиций

23 января 1783

Рождения Анри-Мари Бейля в семье богатого адвоката в Гренобле. Смерть матери; аббат-воспитатель.

Отчуждение отца, влияние дедушки

Формирование ненависти к религии, поиск новых идеалов, ценить истинных чувств

1797

Обучение в Центральной школе в Гренобле

Наблюдение за формированием идеологии буржуазного государства, рождалась, объединяя деньги, власть и предпринимательство

1800

Неудачная попытка вступления в Политехнической школы. Париж. Выступая на службу в армию Наполеона

Интересы Наполеоном - идеальной фигурой человека, достигшего успеха в жизни благодаря собственным способностям и настойчивости

1802

Отставка из армии. Решение стать писателем

Формирование критического отношения к идеалу

1812

Опять на службе в качестве офицера-интендант наполеоновской армии. Пребывание в России

Разочарование в идеале, стремление к справедливости

1814

Падение Наполеона. Приезд в Италию. Жизнь, плодотворная писательский труд

Убеждение в том, что искусство - сила, способная преобразить мир и улучшить его

1831

Роман «Красное и черное»

Стремление осознать главные принципы искусства и жизни

1839

«Пармская обитель»

Осмысление судьбы «естественного человека», противоречий между  законами общества и природы

22 марта 1842

смерть Стендаля

Размышления о том, совместимы ли человеческие законы с законами природы



Просмотр содержимого презентации
«Анри Мари Бейль»

АНРИ МАРИ БЕЙЛЬ (псевдоним Фредерик Стендаль)

АНРИ МАРИ БЕЙЛЬ

(псевдоним Фредерик Стендаль)

Имя при рождении: Анри-Мари Бейль Псевдонимы: Стендаль Дата рождения: 23 января 1783 Место рождения: Гренобль, Франция Дата смерти: 23 марта 1842 Место смерти: Париж, Франция Жанр: Реализм    

Имя при рождении:

Анри-Мари Бейль

Псевдонимы:

Стендаль

Дата рождения:

23 января 1783

Место рождения:

Гренобль, Франция

Дата смерти:

23 марта 1842

Место смерти:

Париж, Франция

Жанр:

Реализм

 

 

Биография

Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.

Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха).

Учась в гренобльской Центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал важность ее значения. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь.

«Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…»

«Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…»

ОСНОВНЫЕ  СОБЫТИЯ

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ  ИЗ ЖИЗНИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

  • Стендаль — название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман.
ЕГО ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ:

ЕГО ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ:

  • Стендаль высказал такую мысль: «Каждый художник должен смотреть на природу по-своему. Что может быть нелепее взгляда на природу, заимствованного у другого человека с совершенно противоположным характером». Писатель до конца своей жизни следовал этому утверждению, создавая свои произведения, которые и сегодня являются «письмами в будущее».
ТВОРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В последние годы жизни писатель все чаще пребывал в мрачном настроении. Он рисовал пистолеты на полях своих тетрадей, и только оптимистическое отношение к жизни удерживало писателя от рокового выстрела. 8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. на следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль».

В последние годы жизни писатель все чаще пребывал в мрачном настроении. Он рисовал пистолеты на полях своих тетрадей, и только оптимистическое отношение к жизни удерживало писателя от рокового выстрела. 8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. на следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль».

Просмотр содержимого презентации
«Стендаль»

СТЕНДАЛЬ Фредерик Творчество и биография

СТЕНДАЛЬ Фредерик

Творчество и биография

Французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. На вопрос, какая у него профессия, Стендаль отвечал: “Наблюдать за поведением человеческого сердца”. Стендаль известен своим глубоким анализом психологии персонажей и сухим, реалистичным стилем изложения. Его считают передовым и одним из самых ранних практиков реализма.
  • Французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в.
  • На вопрос, какая у него профессия, Стендаль отвечал: “Наблюдать за поведением человеческого сердца”. Стендаль известен своим глубоким анализом психологии персонажей и сухим, реалистичным стилем изложения. Его считают передовым и одним из самых ранних практиков реализма.

Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль , хотя иногда он пытался присвоить себе дворянский титул, подписываясь

Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль , хотя иногда он пытался присвоить себе дворянский титул, подписываясь "Анри де Бейль". Родился 23 января 1783 г . в небольшом французском городке Гренобле (Франция) в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи, которую он ненавидел, и отец (человек черствый, суровый и мнительный). С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон.

Позже в своей автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном…». Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии, человек с развитым художественным вкусом. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось основной причиной его антиклерикализма (- общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви.) Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом (член Общества Иисуса), который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Позже в своей автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном…». Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии, человек с развитым художественным вкусом. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось основной причиной его антиклерикализма (- общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви.) Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом (член Общества Иисуса), который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств. В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Однако в 1802 году он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык.

Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств. В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Однако в 1802 году он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык.

Затем он находится на торговой службе в Марселе, а в 1805 году возвращается на службу в армию. В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. В 1812 г. Анри принял участие в российской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте (в качестве консула он проработает до самой смерти). Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе (Литва), где останавливался Стендаль в 1812

Затем он находится на торговой службе в Марселе, а в 1805 году возвращается на службу в армию. В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. В 1812 г. Анри принял участие в российской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте (в качестве консула он проработает до самой смерти).

Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе (Литва), где останавливался Стендаль в 1812

Особенности написания

  • С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.
  • Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим “чистоганом”. Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.
  • Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь.

Творчество  В Италии он пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году» .  В 1822г. он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи (слухи о его сомнительных итальянских знакомствах). Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. Публикует книгу «О любви» . В 1823 и 1825 гг. Стендаль публикует в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир» . Издает свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829). В 1829 г. ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается  книга «Прогулки по Риму» , представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман «Красное и чёрное» . Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

Творчество

  • В Италии он пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году» .
  • В 1822г. он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи (слухи о его сомнительных итальянских знакомствах). Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. Публикует книгу «О любви» .
  • В 1823 и 1825 гг. Стендаль публикует в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир» .
  • Издает свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829).
  • В 1829 г. ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается

книга «Прогулки по Риму» , представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию.

  • В 1830 году выходит в свет роман «Красное и чёрное» . Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

В 1832 году он начал писать «Воспоминания эгоиста » (1892). В 1834 году занялся романом «Люсьен Левен» .  С 1835 по 1836 годы был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара» .  В 1838 году в Париже были опубликованы «Записки туриста». В 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга «Пармская обитель» . На протяжении 1830-х годов писал «Итальянские хроники» (отдельно изданы 1855).  Автор неоконченных романов «Люсьен Левен» (опубликован 1929), «Ламьель» ( изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (изд. 1912—1913).
  • В 1832 году он начал писать «Воспоминания эгоиста » (1892).
  • В 1834 году занялся романом «Люсьен Левен» .
  • С 1835 по 1836 годы был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара» .
  • В 1838 году в Париже были опубликованы «Записки туриста».
  • В 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга «Пармская обитель» .
  • На протяжении 1830-х годов писал «Итальянские хроники» (отдельно изданы 1855).
  • Автор неоконченных романов «Люсьен Левен» (опубликован 1929), «Ламьель» ( изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (изд. 1912—1913).

“ Литературная слава – это лотерея. Я вытягиваю билет с выигрышным номером. Этот номер 1935”, – написал Стендаль в своем автобиографическом романе “Жизнь Анри Брюлара”. Его “билет” действительно выиграл. Труды этого французского писателя XIX столетия, который создавал свои произведения, как он сам говорил, лишь для “небольшого числа счастливцев”, действительно были по достоинству оценены лишь в XX веке, а не его современниками. Не признанный при жизни, он остался в памяти человечества как один из величайших новеллистов современности.
  • “ Литературная слава – это лотерея. Я вытягиваю билет с выигрышным номером. Этот номер 1935”, – написал Стендаль в своем автобиографическом романе “Жизнь Анри Брюлара”. Его “билет” действительно выиграл. Труды этого французского писателя XIX столетия, который создавал свои произведения, как он сам говорил, лишь для “небольшого числа счастливцев”, действительно были по достоинству оценены лишь в XX веке, а не его современниками.
  • Не признанный при жизни, он остался в памяти человечества как один из величайших новеллистов современности.

В молодости Стендаль заразился сифилисом. Лечить его в то время не умели. В своем дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия. Болезнь прогрессировала. Препараты ртути имеют много побочных эффектов, что лишь дополнительно усугубляло состояние. Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии. Сам он в дневнике писал, что моментами настолько слаб, что с трудом держит перо, а потому вынужден диктовать тексты. Но, несмотря ни на что, Стендаль работал до самого конца. А 22 марта 1842 года он, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть вероятней всего наступила от разрыва аневризмы аорты. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр (Париж, Франция) погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стендаль».

В молодости Стендаль заразился сифилисом. Лечить его в то время не умели. В своем дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия. Болезнь прогрессировала. Препараты ртути имеют много побочных эффектов, что лишь дополнительно усугубляло состояние. Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии. Сам он в дневнике писал, что моментами настолько слаб, что с трудом держит перо, а потому вынужден диктовать тексты. Но, несмотря ни на что, Стендаль работал до самого конца. А 22 марта 1842 года он, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть вероятней всего наступила от разрыва аневризмы аорты. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр (Париж, Франция) погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стендаль».

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!