Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности - Человеческая жизнь, как и природа, полна контрастов. День и ночь, жара и мороз, добро и зло, молодость и старость, благородная цель и неблагородные средства ее достижения. Такими контрастами пронизано одно из лучших произведений Стендаля «Красное и черное», о чем свидетельствует уже само его название. Многогранность аспектов этого произведения, перипетии сюжета мы и будем рассматривать на нескольких уроках. Работа с эпиграфом. Роман - зеркало, которое проносят большой дорогой; оно отражает и лужи и небесную лазурь, и низменное и возвышенное. Стендаль - Выразительно прочитайте слова эпиграфа, взятые из текста романа «Красное и черное». - Подумайте, какое символическое значение в этом высказывании может иметь слово «зеркало»? (Слово «зеркало» в данной фразе может быть синонимом понятия «реализм». Но отметим, что Стендаль никогда слепо не копировал действительность, а отражал ее типичные явления.) | Приветствуют учителя. Записывают тему урока, эпиграф. Обсуждают слова Стендаля. Формулируют цели и задачи урока. |
Операционно-деятельный этап | Изучение жизненного и творческого пути писателя. Слово учителя. «Всегда работать для XX века», - такое мнение в 1802 году высказал французский писатель Стендаль. Это мнение мечту можно считать ключом к пониманию основной направленности творчества писателя. Всю жизнь он пытался идти в ритме со временем, утверждая нравственные ценности, соответствующие духовным запросам последующих поколений. Стендаль как писатель-реалист и мыслитель смело обличает пороки буржуазного мира. Проблема человека и общества - в центре внимания великого писателя. Вместе с О. де Бальзаком Стендаль закладывает основы критического реализма во французской литературе. Новаторский характер эстетики Стендаля и стал причиной того, что французский писатель не был признан при жизни. Его романы остались почти незамеченными критикой. Только отдельные выдающиеся писатели дали надлежащую оценку творчества Стендаля. Среди них - Гете, Байрон, Бальзак, Флобер. Сообщение подготовленного ученика. Задание классу. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Стендаля с аналитическим комментированием по его мировоззренческо-эстетическим позициям Обобщение учителя. - На духовное становление Стендаля, как считают исследователи, повлияли его сложные отношения с отцом. Шерубен Бейль казался сыну олицетворением ограниченного буржуазного мироощущения. Поэтому в своих произведениях Стендаль якобы полемизировал с отцом, поставив в центре героя с собственным «я», не подчиненным устоявшимся обывательским представлениям. Среди литературных авторитетов писателя были В. Скотт, французские классы цисты и представители литературы Просвещения. Знаковой фигурой для Стендаля был Наполеон, которого он оценивал как политического деятеля неоднозначно, но склонялся перед его героической натуре, славой и энергией побед. Художественный мир Стендаля характеризуется: изображением внутренней жизни героев, их страстей и чувств, анализом психологии человеческих взаимоотношений; противопоставлением буржуазной цивилизации естественной человеческой характера; переплетением в судьбах героев авантюрного и героического начал; всесторонним разработкой темы любви; отвержением напыщенности, широким использованием символики. Проблемный вопрос - Объясните выражение Стендаля «Когда разум не отважный, то зачем же ум?»; приведите факты из биографии писателя в подтверждение своих мыслей. | Изучают РМ, прослушивают сообщение учащегося, составляют хронологическую таблицу с указанием мировоззренческо-эстетических позиций писателя. Дают объяснения выражению с использованием приема «ПОПС - формула» |
| Изучение истории создания и идейно-художественных особенностей романа «Красное и черное» Сообщение подготовленного ученика. История создания романа «Красное и черное» Сюжет этого романа подсказала хроника одного процесса, прочитанного Стендалем в «Судебной газете». Молодой Антуан Берте, воспитатель детей в провинциальной дворянской семье, становится любовником их матери. В приступе ревности он совершает покушение на её жизнь, пытается покончить с собой и погибает на гильотине. Литературоведы считают, что роман может иметь и другой источник. Это судебный отчет о деле Лафарга, рабочего краснодеревщика, выходца из мелкобуржуазной среды. Лафарг любил свое ремесло, интересовался философией и литературой, был скромным, но самолюбивым и гордым. Одна легкомысленная девушка сделала его своим любовником, а потом бросила. Оскорбленный, измученный ревностью, Лафарг решил убить девушку, а сам сделал неудачную попытку покончить жизнь самоубийством. Конечно, этих двух людей нельзя отождествлять с главным героем романа Жюльеном Сорелем. Стендаль, отталкиваясь от обоих прототипов, нашел в фактах судебной хроники источник грандиозного художественного и философского обобщения о природе современного общества. Проблемные вопросы. Работа с подзаголовком и эпиграфом к роману. - Выскажите мнение относительно значения и символики названия романа Стендаля «Красное и черное». - Известно, что роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Подумайте, на каком основании автор выбрал этот подзаголовок? Действие романа происходит в период Реставрации (1814-1830 годы). В это время было провозглашено восстановление монархии в лице Людовика XVIII, при условии приведения его к присяге на верность конституции, составленной сенатом, которая отличалась тем, что была более либеральной по сравнению с наполеоновской. Литература этого периода направлена на анализ общества. Отметим, что «поэтическим правосудием» занимались и романтики, и реалисты. В произведении не только глубоко раскрывается внутренний мир главного героя Жюльена Сореля, но и изображается широкая панорама тогдашней действительности, связей и противоречий, существующие между всеми слоями общества - провинциальным дворянством, старинной столичной аристократией, буржуа и служителями церкви. - Какую роль, по вашему мнению, играет эпиграф к роману? Эпиграфом романа служат слова Дантона: «Правда, суровая правда». Они отмечают обличительный смысл произведения. Слово учителя (или сообщение ученика) До опубликования романа «Красное и черное» (1831) Стендаль написал немало публицистических произведений по вопросам искусства, музыки, истории, а также рассказов, известную новеллу «Ванина Ванини», попробовал свои силы в драматургии. В основу романа «Красное и черное» положено реальное событие: убийство юношей низкого происхождения - гувернером Берте - любовницы, матери своих воспитанников. Но сам факт был лишь толчком для замысла, в котором отдельная человеческая судьба стала синтезом выражения трагедии возраста. В произведении есть подзаголовок: «Хроника XIX века» и указано время действия 1827. Такого в литературе еще не было: абсолютно конкретная реальность современной автору эпохи скрупулезно воспроизведена, но не столько в бытовом плане (обычаи, быт, интерьер), сколько в психологическом - как поиск одаренной молодым человеком своего места в жизни, счастья, крах на этом пути из-за столкновения с буржуазной действительностью: общество убивает молодых людей - выходцев из «низов», если они пытаются реализовать свою личность, выделяются из среды их окружает. Эпиграфом к первой главе Стендаль поставил слова Дантона: «Правда, горькая правда». Правда эта была особенно горькой в том, что и герой романа Жульен Сорель, и сам автор «опоздали родиться», появились на свет в жестокую эпоху, когда «старое уже умерло, а новое не успело родиться». Не случайно писатель неоднократно подчеркивает, что ведущими цветами этого периода стали серый (мундир чиновника, сутана священника) и черный (цвет гибели всех надежд). Отсюда и резкий контраст «красного и черного» в заголовке: жизнь и смерть, реакция и революция, полнокровное бытие и жалкое существование. Работа в группах - Определите социально-политический и психологический аспекты романа «Красное и черное»; составьте таблицу обобщений и выводов. Ожидаемые результаты I группа. Социально-политический аспект | II группа. Психологический аспект | Действие романа происходит во времена царствования Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрареалисты устраивают предательские заговора против народа, мечтая при помощи иностранных интервентов возродить давнее великолепие монархии. Иезуиты проникают во все уголки Франции, опутывая ее шпионской сетью и подчиняя своей власти души людей. В романе Стендаля освещены почти все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации; об этом свидетельствует и подзаголовок «Хроника XIX века» | Сюжет - это внешняя канва; главные события происходят в душе героя. Благодаря внутренним монологам читатели якобы участвуют в подлинной истории человеческой души, постигают величие духа человека не избрано, не исключительной, а просто мыслящего, талантливого представителя «низших» классов. Поступки героя психологически мотивированы; параллелизм и контрастность помогают понять внутренние причины движения истории и личности. Автор хотя и симпатизирует герою, но не отходит от «горькой правды». Каждый этап подъема Жюльена сразу же сопоставляется с реальностью: сын крестьянина стал гувернером детей мэра, но «купили» его за самую низкую цену, чтобы «досадить» соседу, который приобрел дорогих коней; богатый вельможа де Ла-Моль якобы и относится к Жюльену благосклонно, но объясняет это так: «Ведь привязываются люди к хорошей болонке» | Ожидаемые обобщения и выводы Итак, роман Стендаля «Красное и черное» является многоплановым, многоаспектным произведением. выразительные аспекты романа - социально-политический (ярко отражены умонастроения эпохи) и психологический (раскрыты движения души героя, мотивация его поступков и действий). Беседа - В чем заключается острая критика писателем режима Реставрации? (В показе сохранения кастовости общества; в изображении сплетен, интриг, бессмысленных разговоров и занятий «высшего света», «политических игр», которые привели к принятию смертного приговора юноше из «низов», который не заслуживал столь суровое наказание и др.) | Прослушивают материал об истории создания романа, делают записи в тетрадь. Работа в группах. Обсуждают проблемные вопросы, дают развернутые ответы. Работа в группах. Обсуждают основные аспекты романа, составляют таблицу обобщений и выводов. Прием «Посол» Участвуют в беседе по предложенному вопросу. |