(Г) Анализ и интерпретация рассказов. 1 группа. «Человек в футляре» Представление обложки. Аннотация. Заполнение схемы «Фишбоун». Обсуждение. - Как нагнетается тема «футлярности» в портретной характеристике и образе жизни героя? - Назовите причины страха жителей города перед Беликовым. - Что выделяет семью Коваленко среди жителей города? - Что послужило поводом, а что – причиной болезни и смерти Беликова? - Обобщая сказанное, обсудите жизненный принцип Беликова: «И раз не разрешено циркулярно, то и нельзя». - Какое отношение к беликовской истории имеет Мавра? (Разговор о людях-улитках) - Иван Иванович говорит о том, что «так жить невозможно». Учитель замечает, что «это из другой оперы». Как вы считаете, имеет ли замечание Ивана Ивановича отношение к истории Беликова? - Что мешает Чехову быть оптимистом? 2 группа. «Крыжовник». Обложка. Аннотация. Заполнение «Двухчастного дневника». Обсуждение. - Назовите основную мысль рассказа (1 абзац). - Какова первопричина возникновения мечты Николая Ивановича? Как она превращается в навязчивую идею и подчиняет себе человеческую душу? - Какая связь между сюжетной линией рассказа (история Николая Ивановича) и большим количеством второстепенных персонажей? - Определите смысл финала («Не уставайте делать добро…» чтение наизусть) - Прокомментируйте строки: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжёлое чувство, близкое к отчаянию». - В чём вы видите положительный пафос рассказа?
3 группа. «О любви» Обложка. Аннотация. Заполнение «Дискуссионной карты». Обсуждение. - Какой эпизод открывает тему, заявленную в названии? (Красивая Пелагея любит повара Никанора) - Почему Павел Константинович и Анна Алексеевна «молчат и всё молчат» о своей любви? - Как герой оценивает свою пассивность, расставаясь с любимой навсегда? - Прокомментируйте авторское отношение к истории Алёхина. Как бы Чехов расценил решение Татьяны Лариной, безусловно, положительное, с точки зрения А.С. Пушкина? («Но я другому отдана и буду век ему верна») Прием - Диаграмма «Круги Эйлера» (по какому принципу рассказы объединены в трилогию?) Заполнение согласно критериям: 1. Герои 2. Особенности композиции. 3. Основные детали. 4. Место действия. Композиционное и идейное единство трилогии: общественной жизни: власти, собственности, семьи. 1898 год написания рассказов. Тема: «Футлярная жизнь» Проблема: Духовное омертвение значительной части русской интеллигенции 80 - 90-х годов. («Берегите в себе человека!») Композиционное единство: Буркин, Иван Иванович Чимша- Гималайский, Павел Константинович Алёхин. - В чём заключается актуальность «футлярной» трилогии? (Творчество А.П. Чехова – призыв к духовному раскрепощению человека). | Учащиеся в группах выполняют творческую работу на основе прочитанного рассказа, проводят защиту: представляют обложку (с комментариями), дают краткую аннотацию рассказа, знакомят с творческой работой. ФО: «Две звезды - одно пожелание» При необходимости учитель проводит обсуждение рассказа и задает классу вопросы. Круги диаграммы заполняются по ходу выступления групп, на данном этапе учащиеся в группах определяют черты сходства между рассказами трилогии. При обсуждении делаются записи в тетради. |