СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

108 Русский язык 03.12.20

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«108 Русский язык 03.12.20»

Группа 108

Задание на 03 декабря

Предмет Русский язык

Преподаватель Панина О.И.

Высылаем на эл.адрес lelya.panina.76@mail.ru до 06.12.20 включительно

Материал взят с сайта https://infourok.ru/kurs-lekciy-po-discipline-russkiy-yazik-dlya-uchaschihsya-vseh-specialnostey-kolledzha-1780541.html


Изучите правило, ответьте на вопросы

Тема: Морфемика, словообразование, орфография.


1. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). 
  Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова. 
  Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

К словообразовательным морфемам  относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, 

домостроение есть  корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло,  некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро  и прилагательные: беж, хаки. 

Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове  может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских  словах не один, а несколько суффиксов: насильственно,  американизированный.   

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

 гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче 

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример:  стол  – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал  – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.). 

Запомни:

 В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь 

  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат армий 

  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив 

  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал 

  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал  бы, написал  бы, сосчитал  бы

  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай 

  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан , прочитан  

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

 

Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения  -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише. 


2.       Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
      1). Приставочный: распахать  пахать, отвезти  везти, небольшой большой, бесчестный честный, подкомиссия комиссия.
      Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.
      2). Суффиксальный: работник   работать, сельский село.
      3). Приставочно-суффиксальный: безрукавка  рукав, настенный  стена, оздоровить  здоровый, сначала (нареч.)   начало.
      4). Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет  вылететь, синь  синий.
      Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой    золото + ø, серябряный    серебро + -ян-, бронзовый    бронза + -ов-, железный  железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
      5). Сложение:
      а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
      б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
      В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
      6). Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).
      7). Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.)  рабочий (прилаг.) инструмент.
      8). Усечение основы производящего слова: маг  магнитофон, зам  заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
      Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский  Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ).



3. В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть — замирать, протереть — протирать и т. п.), а//о (излагать — изложить, кланяться — поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять — снимать, начать — начинать и т. п.).
      Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.
      1). Гласная выбирается в зависимости от ударения:

загорелый — загар
исключение: выгарки
(остатки сгоревшего)

зор — зар
О пишется под ударением, А — в безударном положении

зóри — заря
исключение: зарево

клон — клан
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

поклон — кланяться
наклониться

твор — твар
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

затвор — тварь,
творить

исключение: утварь

      2). Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса а после корня:

коснуться — касаться

лож — лаг(а)

положить — полагать

бер — бир(а)

соберу — собирать

блест — блист(а)

блестеть — блистать

дер — дир(а)

раздеру — раздирать

пер — пир(а)

запереть — запирать

тер — тир(а)

стереть — стирать

мер — мир(а)

умереть — умирать

стел — стил(а)

расстелить — расстилать

жег — жиг(а)

поджег — поджигать

ня — ним(а)

принять — принимать

ча — чин(а)

начать — начинать

чет — чит(а)

прочесть — прочитать
исключение: сочетание, сочетать

      3). Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:

росли — растут — наращение
(исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)

скоч — скак

выскочить — скакать
(исключение: скачок; н. ф. скакать — скачу)

      4). Гласная выбирается в зависимости от значения:

мок — мак

мак — значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; мок — значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают; замочить белье

равн — ровн

равн — значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; ровн — значение «ровный, гладкий»: выровненный участок, уровень
(исключение: равнина, равняться, равнение)

      Запомните: в корнях -плав- — -плов- в безударном положении пишется аплавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется ы в соответствии с произношением.



4. Приставка пре- имеет следующие значения:
      1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
      2) синонимичность приставке пере-преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
      Приставка при- обозначает:
      1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
      2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
      3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
      4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
      5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
      Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:
      предать (друга) — выдать (ср. предатель)
      придать (значение) — добавить
      претворить (в жизнь) — воплотить
      притворить (дверь) — прикрыть
      презирать (врага) — ненавидеть
      призреть (сироту) — приютить
      пребывать (в городе) — находиться
      прибыть (в город) — приехать
      преступить (закон) — нарушить
      приступить (к делу) — начать
      Во многих случаях приставки пре-, при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
      Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.


6. В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е. После твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е, например: землетрясение, пешеход, птицелов.

Примечание 1. В отдельных случаях мягкий согласный звук первой основы сложного слова отвердевает, а поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец (cp.:
басня), зверолов (ср.: зверь).


Числительные при образовании сложных слоя употребляются в форме родительного падежа, например: пятилетка, десятиметровый, сорокаминутный, двухэтажный.
Примечание. Числительные сто и девяносто, входяжими в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется слово copoконожка.


 Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласных о, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: атомо-щ ход, самолёт, землетрясение, пятилетка, трёхметровый.

Примечание. Пишутся слитно слова с начальными  частями пан-, квази-, псевдо-, например: панамериканскивЯ квазинаучный, псевдонародный, а также с анти-, архи-, контр-, супер-, ультра- и др., например: антифашист, архисовременный, контрразведка, суперфильтр, ультраправый.



Вопросы для закрепления.

  1. Дайте определение морфемы.

  2. Расскажите о словообразующих и формообразующих морфемах.

  3. Перечислите основные способы словообразования в русском языке.

  4. Какими факторами определяется выбор чередующейся гласной в корне? Расскажите подробно о каждой группе корней.

  5. Каковы значения приставок ПРЕ- и ПРИ-?

  6. Расскажите об общих правилах правописания сложных слов.