Организационно-мотивационный этап | Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. - Роман «Портрет Дориана Грея» принадлежит перу одного из самых загадочных, экстравагантных и утонченных писателей конца ХIХ века – Оскара Уайльда. Афористичность языка, яркость и парадоксальность высказываний автора, изящество слога и глубокое содержание сделали роман сразу широко известным, а писателю принесли всемирную славу, хотя роман был встречен противоречивыми оценками: английская пресса его осудила – читатели были в восторге. - Прочитайте эпиграфы к уроку. Подумайте, какая мысль объединяет их? …что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий | Скажи, откуда ты приходишь, красота? Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада? Шарль Бодлер «Гимн красоте» | Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. Г. Лессинг | - Стихотворные строки и утверждение Лессинга точно отражает суть главного героя романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», его духовную деградацию. Над проблемой «прекрасное - безобразное» мы и будем работать сегодня на уроке. Объявление темы и цели урока | Приветствуют учителя. Записывают тему урока, эпиграф (по выбору), формулируют цель и задачи. |
Операционно-деятельный этап | Аналитическое чтение романа. Работа в группах. «Архивариусы»: история создания романа «Портрет Дориана Грея». «Текстологи»: охарактеризовать героев романа по воплощению в них разных аспектов эстетизма. «Художники - иллюстраторы»: отметить в тексте романа «Портрет Дориана Грея» описание внешности героя и изменения в портрете; нарисовать иллюстрации к описаниям. Поступки и действия Дорина Грея | Эгоистическое отношение к Сибиллы Вейн | убийство Бэзила Холлуорда | Смерть Алана Кембела | «Пощада» Гетти Мертон | «Убийство» портрета - «души» | Художественные детали - изменения в портрете -души | Складка жестокости у рта | Похотливая улыбка, отвратительная влага, красная и блестящая | Ужасная испорченности изнутри | Лукавая лицемерная улыбка | Кровь из пальцев рук и ног будто капала. Портрет хозяина в блеске волшебной юности и красоты | Изменения внешности героя | Красота и великолепие молодости | Расцвет красоты и привлекательности | неизменно красивый | Такой же молодой и красивый | Мертвец в вечернем костюме, осунувшийся, вплоть взгляд вернуло | «Аналитики»: «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению... Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему». «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого». «Верность в любви - это попросту доказательство бессилия». «Своя жизнь - вот что самое главное». «Главный недостаток брака в том, что он делает человека неэгоистичным. А люди неэгоистичные бесцветны, им не хватает индивидуальности». «Индивидуализм - вот высшая цель. Я же считаю, что культурный человек не может разделять общепринятых взглядов, а если разделяет, он в высшей степени аморален». Ступеньки деградации: Осознание героем своей красоты, страх ее потерять, а вместе с этим - и любовь людей, их восхищение им. Разрыв с Сибиллой Уэйн, которую он полюбил как актрису с ее театральными языком, жестами, костюмами, страстями, а не как реального человека, девушку. Увлечение книгой разбудило в нем нездоровые бред и мечты. Пресыщение, разврат. Убийство Бэзила, доведение до самоубийства Алана Кэмпбелла. Ощущение постоянного страха, мания преследования после встречи с братом Сибиллы - Джеймсом Уэйном. Убийство собственной совести, души. Вывод. Человек без совести, без души не может существовать. Духовный мир, замкнутый на самом себе, бедный и не может развиваться. Красота и преступление - понятия несовместимые. Проблемный вопрос - Кто, по вашему мнению, виноват в трагедии Дориана Грея? Что является «светом», а что - «тьмой» в его судьбе? Прежде всего, сам герой, ведь у него был выбор - «идти по ступенькам вниз или вверх»; лорд Генри, который привил юноше - неопытному человеку, опасные мысли, «разбудил» и «подогрел» темные страсти в его душе; общество, которое наблюдало за его моральным падением; «Ядовитые» книги и др. Мини-диспут «Может красота быть «моральной» или «аморальной»?» 1) Вступительное слово учителя (или ведущего) - Достоевский говорил, что красота спасет мир. Герои О. Уайльда и сам автор в предисловии так высказывается о красоте: «Красота есть проявление Гения - и даже выше Гения»; «Красота - это одна из великих истин мира»; «Красота - вне всяких сомнений, дано божественное право на верховенство»; «Красота ... не так бренна, как Мысль»; «Для меня Красота является чудом из чудес». Стендаль писал, что «красота лишь обещанием счастья». - Так что же такое Красота, как она соотносится с Нравственностью, Добром и другими общепринятыми морально-этическими категориями? (Предположение учеников). 2) Составление «ассоциативного куста» к слову «Красота» (или дискуссионной карты). 3) Слово учителя (или ведущего) с элементами беседы: - Как видим, понятие о красоте и ассоциации, связанные с этим словом, у каждого разные. Пожалуй, не существует абсолютной красоты. Это категория относительная, для каждой эпохи, нации, категории она может быть своя. Вспомним сказку «Дюймовочка» - как Жук представил друзьям свою невесту и какой была их реакция ... Итак, сама по себе красота не может быть ни моральной, ни аморальной. Внешность обязательно связана с внутренней сущностью, намерениями и действиями. Если считать синонимами слова красивый, хороший, счастливый, то может быть хорошим человек, который живет в гармонии с собой и в разладе с другими хорошими людьми? Можно ли быть счастливым, когда вокруг много несчастных? Можно наслаждаться жизнью, ограничиваясь от бед и проблем? Над этими вопросами стоит подумать еще не раз. Проблемные вопросы. - По вашему мнению, можно сказать, что трагический финал романа отрицает теорию эстетизма О. Уайльда? - Какое символическое значение имеет финал романа? - Финал романа довольно символичен. Портрет становится строгим судьей поступков Дориана Грея. Дальнейшие изменения такие значительные и страшные, что Грей больше не может видеть свой портрет и пытается избавиться от него. Но оказывается, что он уничтожает не собственно изображения, а себя самого. «Портрет этот – как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить»,- к такому страшному выводу приходит герой, человек, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни». - После смерти героя портрет снова стал таким, как раньше, он как бы «возродился». Это является прекрасным свидетельством того, что настоящая красота существует вне теории. Поэтому портрет - один из главных персонажей романа. Он является магическим зеркалом, освещает сущность бытия. Портрет, как рентген, показал болезнь, уничтожил ее и засиял новыми красками. - И на вопрос, что есть красота, прозвучавший в формулировке темы урока, мы теперь доказательно можем ответить: если красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью, она великая, спасительная сила, созидающее начало в нашей жизни; красота же без нравственных устоев становится разрушительным началом, безобразием, приводящим к духовной и физической гибели человека. Об этом роман-притча «Портрет Дориана Грея». | Г: учащиеся презентуют выполненную дома работу (схема-опора, постер, рисунки) ФО: «Две звезды – одно пожелание» Обсуждают предложенный вопрос: составляют ассоциативный ряд «красота», высказываются, аргументируя свою точку зрения. Обсуждают проблемные вопросы, высказываются с использованием ПОПС – формулы: Позиция: «Я считаю, что…». Объяснение, обоснование своей позиции: «Потому что …». Примеры: «Я могу доказать это на примере …». Следствие, суждение, выводы: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». |