СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Элективный курс Урок №6 Истинная красота … (по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи: 

  1. помочь ученикам раскрыть образ главного героя, его идейно-художественные особенности, специфику воплощения;
  2. развивать навыки характеризовать героев, анализировать философские и морально-этические идеи, воплощенные в них, умение вести дискуссии;
  3. воспитывать любовь к литературе, эстетические вкусы.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №6 Истинная красота (по роману портрет Дориана Грея)»

11 класс


Урок №6

Истинная красота … (по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).

Цели:

  1. помочь ученикам раскрыть образ главного героя, его идейно-художественные особенности, специфику воплощения;

  2. развивать навыки характеризовать героев, анализировать философские и морально-этические идеи, воплощенные в них, умение вести дискуссии;

  3. воспитывать любовь к литературе, эстетические вкусы.

Прогнозируемые результаты:

знакомятся с романом «Портрет Дориана Грея»; характеризуют образ главного героя, приходят к выводу о том, что внешняя красота без нравственных устоев оборачивается безобразием, духовной и физической гибелью персонажа.  

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

презентация, раздаточный материал, листы А-3, фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

- Роман «Портрет Дориана Грея» принадлежит перу одного из самых загадочных, экстравагантных и утонченных писателей конца ХIХ века – Оскара Уайльда.

Афористичность языка, яркость и парадоксальность высказываний автора, изящество слога и глубокое содержание сделали роман сразу широко известным, а писателю принесли всемирную славу, хотя роман был встречен противоречивыми оценками: английская пресса его осудила – читатели были в восторге.

- Прочитайте эпиграфы к уроку. Подумайте, какая мысль объединяет их?


…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?

Шарль Бодлер «Гимн красоте»


Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Г. Лессинг


- Стихотворные строки и утверждение Лессинга точно отражает суть главного героя романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», его духовную деградацию. Над проблемой «прекрасное - безобразное» мы и будем работать сегодня на уроке.

  1. Объявление темы и цели урока

Приветствуют учителя.


Записывают тему урока, эпиграф (по выбору), формулируют цель и задачи.


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Аналитическое чтение романа. Работа в группах.

  1. «Архивариусы»: история создания романа «Портрет Дориана Грея».

  2. «Текстологи»: охарактеризовать героев романа по воплощению в них разных аспектов эстетизма.

  3. «Художники - иллюстраторы»: отметить в тексте романа «Портрет Дориана Грея» описание внешности героя и изменения в портрете; нарисовать иллюстрации к описаниям.


Поступки и действия Дорина Грея

Эгоистическое отношение к Сибиллы Вейн

убийство Бэзила

Холлуорда

Смерть Алана Кембела

«Пощада» Гетти  Мертон

«Убийство» портрета - «души»

Художественные детали - изменения в портрете -души

Складка жестокости у рта

Похотливая улыбка, отвратительная влага, красная и блестящая

Ужасная испорченности изнутри

Лукавая лицемерная улыбка

Кровь из пальцев рук и ног будто  капала. Портрет хозяина в блеске волшебной юности и красоты

Изменения внешности героя

Красота и великолепие молодости

Расцвет красоты и привлекательности

неизменно красивый

Такой же молодой и красивый

Мертвец в вечернем костюме, осунувшийся, вплоть взгляд вернуло


  1. «Аналитики»:

  • подготовить опровержение тезисов лорда Генри (по роману «Портрет Дориана Грея»).

  1. «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению... Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему».

  2. «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

  3. «Верность в любви - это попросту доказательство бессилия».

  4. «Своя жизнь - вот что самое главное».

  5. «Главный недостаток брака в том, что он делает человека неэгоистичным. А люди неэгоистичные бесцветны, им не хватает индивидуальности».

  6. «Индивидуализм - вот высшая цель. Я же считаю, что культурный человек не может разделять общепринятых взглядов, а если разделяет, он в высшей степени аморален».

  • изобразить графически (или словесно) ступеньки падения (деградацию личности) Дориана Грея, сделайте выводы.

Ступеньки деградации:

  • Осознание героем своей красоты, страх ее потерять, а вместе с этим - и любовь людей, их восхищение им.

  • Разрыв с Сибиллой Уэйн, которую он полюбил как актрису с ее театральными языком, жестами, костюмами, страстями, а не как реального человека, девушку.

  • Увлечение книгой разбудило в нем нездоровые бред и мечты.

  • Пресыщение, разврат.

  • Убийство Бэзила, доведение до самоубийства Алана Кэмпбелла.

  • Ощущение постоянного страха, мания преследования после встречи с братом Сибиллы - Джеймсом Уэйном.

  • Убийство собственной совести, души.

Вывод. Человек без совести, без души не может существовать. Духовный мир, замкнутый на самом себе, бедный и не может развиваться. Красота и преступление - понятия несовместимые.


Проблемный вопрос

- Кто, по вашему мнению, виноват в трагедии Дориана Грея? Что является «светом», а что - «тьмой» в его судьбе?

Прежде всего, сам герой, ведь у него был выбор - «идти по ступенькам вниз или вверх»; лорд Генри, который привил юноше - неопытному человеку, опасные мысли, «разбудил» и «подогрел» темные страсти в его душе; общество, которое наблюдало за его моральным падением; «Ядовитые» книги и др.


  1. Мини-диспут «Может красота быть «моральной» или «аморальной»?»

1) Вступительное слово учителя (или ведущего)

- Достоевский говорил, что красота спасет мир. Герои О. Уайльда и сам автор в предисловии так высказывается о красоте:

    • «Красота есть проявление Гения - и даже выше Гения»;

    • «Красота - это одна из великих истин мира»;

    • «Красота - вне всяких сомнений, дано божественное право на верховенство»;

    • «Красота ... не так бренна, как Мысль»;

    • «Для меня Красота является чудом из чудес».

Стендаль писал, что «красота лишь обещанием счастья».

- Так что же такое Красота, как она соотносится с Нравственностью, Добром и другими общепринятыми морально-этическими категориями? (Предположение учеников).

2) Составление «ассоциативного куста» к слову «Красота» (или дискуссионной карты).

3) Слово учителя (или ведущего) с элементами беседы:

- Как видим, понятие о красоте и ассоциации, связанные с этим словом, у каждого разные. Пожалуй, не существует абсолютной красоты. Это категория относительная, для каждой эпохи, нации, категории она может быть своя.

Вспомним сказку «Дюймовочка» - как Жук представил друзьям свою невесту и какой была их реакция ...

Итак, сама по себе красота не может быть ни моральной, ни аморальной. Внешность обязательно связана с внутренней сущностью, намерениями и действиями.

  • Если считать синонимами слова красивый, хороший, счастливый, то может быть хорошим человек, который живет в гармонии с собой и в разладе с другими хорошими людьми?

  • Можно ли быть счастливым, когда вокруг много несчастных?

  • Можно наслаждаться жизнью, ограничиваясь от бед и проблем?

Над этими вопросами стоит подумать еще не раз.


  1. Проблемные вопросы.

- По вашему мнению, можно сказать, что трагический финал романа отрицает теорию эстетизма О. Уайльда?

- Какое символическое значение имеет финал романа?


  • Подведение итогов беседы. Комментарий учителя.

- Финал романа довольно символичен. Портрет становится строгим судьей поступков Дориана Грея. Дальнейшие изменения такие значительные и страшные, что Грей больше не может видеть свой портрет и пытается избавиться от него. Но оказывается, что он уничтожает не собственно изображения, а себя самого.

«Портрет этот – как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить»,- к такому страшному выводу приходит герой, человек, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

- После смерти героя портрет снова стал таким, как раньше, он как бы «возродился». Это является прекрасным свидетельством того, что настоящая красота существует вне теории. Поэтому портрет - один из главных персонажей романа. Он является магическим зеркалом, освещает сущность бытия. Портрет, как рентген, показал болезнь, уничтожил ее и засиял новыми красками.

- И на вопрос, что есть красота, прозвучавший в формулировке темы урока, мы теперь доказательно можем ответить: если красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью, она великая, спасительная сила, созидающее начало в нашей жизни; красота же без нравственных устоев становится разрушительным началом, безобразием, приводящим к духовной и физической гибели человека.

Об этом роман-притча «Портрет Дориана Грея».


Г: учащиеся презентуют выполненную дома работу (схема-опора, постер, рисунки)

ФО: «Две звезды – одно пожелание»



























































Обсуждают предложенный вопрос: составляют ассоциативный ряд «красота», высказываются, аргументируя свою точку зрения.























Обсуждают проблемные вопросы, высказываются с использованием ПОПС – формулы:

  1. Позиция: «Я считаю, что…».

  2. Объяснение, обоснование своей позиции: «Потому что …».

  3. Примеры: «Я могу доказать это на примере …».

  4. Следствие, суждение, выводы: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».







  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

- Продолжите предложение:

  • Мой интерес, мое сочувствие, мое осуждение вызвали такие герои романа, как ...


Опираясь на материал урока, учащиеся продолжают опорные фразы.

Домашнее задание

написать рецензию на роман «Портрет Дориана Грея» или фильм, созданный по мотивам данного романа.


Записывают домашнее задание.



Просмотр содержимого документа
«Работа над характеристикой образа Бэзила Голуорд»

Работа над характеристикой образа Бэзила Голуорд.

- Где состоялась первая встреча Бэзила с Дорианом? (На вечере у леди Брэндон.)

- Что способствовало их знакомству? (Достаточно непонятное представление Дориана, которое вызвало у обоих смех.)

- Что для Бэзила означала дружба с Дорианом? ( «Понимаешь, Гарри, Дориан для меня просто возбудитель в творчестве. Ты, возможно, не увидишь в нем ничего. Я вижу в нем - все. Ведь как раз больше всего он присутствует в моих произведениях тогда, когда не его я изображаю на холсте. я же говорил тебе - его образ как бы открывает передо мной новую манеру рисования. его я нахожу в изгибах определенных линий, в обаяния и нежности определенных цветов. Вот и все »).

- Почему Бэзил не хотел знакомить лорда Генри Дорианом? ( «Дориан Грей - мой самый дорогой друг. Твоя тетушка была совершенно права - душа у него чистая и прекрасная. Не испортит его, Гарри. Не пытайся повлиять на него. Твое влияние имеет пагубные последствия»).

- Есть опасения Бэзила? (Да, отношения с лордом Генри осуществили на Дориана гораздо более сильное влияние, чем дружба с художником.)

- Почему Бэзил не хочет выставлять портрет Дориана в салоне? ( «... Я не собираюсь обнажать душу перед их активными глазами»).

- Охарактеризуйте образ Бэзила.

Комментарий учителя.

Художник Бэзил Голуорд - воплощение идеи служения искусству. Он творит красоту, для него нет ничего выше живопись. В Бэзила горячее, чуткое, доброе сердце, которое он вкладывает в каждое свое произведение. Портрет Дориана Грея стал его лучшим творением. Именно поэтому Бэзил Голуорд сначала не хочет выставлять его, потому что это означает открыть свою душу, ее глубинные движения каждому, кто придет посмотреть новую работу. Бэзил увлекается своим шедевром настолько, что уже не отделяет портрета от живого человека, с которой он написан. Он обожает Дориана, становится ему другом, чувствует, что начал намного лучше рисовать с тех пор, как познакомился с этим юношей. В отличие от Генри и Дориана, для Голуорд этическое и эстетическое неотделимы, как красота и доброта. Собираясь уехать из Лондона на длительное время, Голуорд приходит к Грея, чтобы удержать его от желания подвергаться соблазнам, предостеречь от такого образа жизни, который требует наслаждений разного рода любой ценой. Голуорд не хочет верить неопределенным слухам относительно Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на создание лучшего полотна. И конец Бэзила неизбежен. Он сжигает себя на алтаре служения искусству. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, что разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым. Голуорд не хочет верить неопределенным слухам относительно Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на создание лучшего полотна. И конец Бэзила неизбежен. Он сжигает себя на алтаре служения искусству. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, что разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым. Голуорд не хочет верить неопределенным слухам относительно Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на создание лучшего полотна. И конец Бэзила неизбежен. Он сжигает себя на алтаре служения искусству. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, что разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, что разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, что разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым.

Просмотр содержимого документа
«Работа над характеристикой образа лорда Генри»

Работа над характеристикой образа лорда Генри.

- Что известно о лорде Генри? (Это английский аристократ, настоящий салонный апостол наслаждения и роскоши.)

- Критики неоднократно провозглашали лорда Генри двойником Уайльда. Согласны ли вы с таким мнением? (Да. Ведь лорд Генри является горячим сторонником эстетизма, красоты, он остроумен, его речь пересыпанная сплошными парадоксами.)

- Согласны ли вы с такими словами Бэзила: «Ты любишь всех - потому-то равнодушен к каждому»? (Бэзил ошибался. Лорд Генри сам объяснил это: «Я очень бережно различаю людей. Друзья себе я выбираю только красивых, приятелей - только мягких, врагов - только умных. Особенно не помешает осторожность, когда выбираешь врагов. Среди моих противников нет ни одного придурка. все они люди развитого интеллекта и потому умеют должным ценить меня ». Лорд Генри - тонкий психолог и очень хорошо разбирается в людях. Он сразу пленяет их. Так произошло с Дорианом Греем.)

- Какие мысли лорда Генри посеяли сомнения в души Дориана и привели к тому, что он готов был продать все ради молодости? (Лорд Генри сказал Дориану о быстротечности времени и бренности красоты «Красота - это одна из великих истин мира, как солнечный свет, как весенняя пора, как отражение в водах той серебряной скорлупы, что мы называем месяцем. Красота - это вне всяких сомнений. ей дано божественное право на главенство. Она делает принцами тех, кто ее имеет. Так, мистер Грей, боги были щедры к вам. Но что они дают, то скоро и забирают. Перед вами лишь несколько лет жизни настоящего, богатейшего, разнообразного! А когда ваш юность пройдет и красота вместе с ней, - тогда вы вдруг откроется , Что для вас не осталось побед, или же вынуждены будете удовлетворяться благими победами, которые память о прошлом сделает еще более горькими, чем поражение. Каждый месяц вы все ближе к тому ужасного будущего. Время - ревнивый, он посягает на ваши розы и лилии. Ваше лицо станет желтоватым, щеки позападають, глаза потускнеют. Вы будете невероятно страдать. О! Наслаждаются тем, пока юные! ». Эти слова глубоко упали в душу Дориана и психологически подготовили его поступок.)

- Подумайте, можно сказать, что лорд Генри поставил опыт над Дорианом Греем? (Да, но самое страшное, что юный Дориан согласился на этот опыт, даже не раздумывая над его последствиями.)

- Как вы думаете, почему лорд Генри выбрал именно Дориана? (Во-первых, потому, что тот был красивым. А во-вторых, когда он увидел портрет Дориана, сказал: «Судя по портрету, твой таинственный юный друг, имени которого ты не хочешь назвать, имеет волшебную красоту, следовательно, он никогда не думает. Он - прекрасный бездумное существо, которое должно быть с нами всегда: и зимой, когда мы не имеем цветков, чтобы любоваться ими, и летом, когда мы нуждаемся чего-то, что охладило бы мозг ». Итак, лорд Генри смотрел на Дориана как на красивую игрушку.)

- Охарактеризуйте основные черты характера лорда Генри.

Комментарий учителя.

Образ лорда Генри в романе является воплощением философии наслаждения. Это изящный эстет, любит в красоте и отмежевывается от безобразного, уродливого в жизни. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему прочему, но и циничным. В лорда Генри холодная душа человека, который не имеет идеалов. Пробуждая в Дориану желание наслаждаться жизнью любой ценой, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.

Эгоизм лорда Генри - это эгоизм эстета, который хоть и имеет представление о реальной жизни, но не учитывает него. Даже самоубийство Сибил лорд Генри в первую очередь оценивает не с этической, а с эстетической точки зрения. Именно такой трагедией, вполне удовлетворила вкусы обоих эстетов, стала смерть юной актрисы. Способный ученик лорда Генри Дориан только сначала поражен тем, что произошло. Пройдет совсем немного времени, и он будет чувствовать то же самое, что и его наставник: «А все же то, что произошло, не впечатлило меня так, как должны поразить. В нем - вся жуткая красота греческой трагедии, трагедии, в которой я был один из главных героев, но которая не поранила моей души ».

В чем причина такого поведения? Лорд Генри, а затем и его ученик Дориан Грей, заменили нравственные чувства любованием красотой. Оба героя не хотят признать, что в реальном мире каждом поступке обязательно присуще определенное этическое значение. Вина за смерть Сибил остается виной, убийство художника Бэзила Голуорд - убийством. При этом сам лорд Генри не делает ничего аморального, его цинизм - только слова, поза. Но эта поза - его сущность. Потому больше всего лорда раздражает естественность. Можно сказать, что он выступает теоретиком, проповедником той философии, которой руководствуется в реальной жизни Дориан Грей.

Просмотр содержимого презентации
«Портрет Дориана Грея»

Прекрасное — это сила морального добра.  Д. Голсуорси

Прекрасное — это сила морального добра.

Д. Голсуорси

Можно не доверять афоризмам, но выражение А.Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда.  Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники - и в школе, и в Оксфорде. Таким он был почти до конца своей жизни. И только Редингская тюрьма исправила положение: она сломала своего невольника.  Уайльд обожествлял красоту. В мастерской Безила Ворда, увидев прекрасного натурщика, Оскар воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» Безил ответил, что был бы готов переписывать портрет каждый год, только бы перенесенные на него изменения лица возвращали модели ее красоту. Так начался «Портрет Дориана Грея».
  • Можно не доверять афоризмам, но выражение А.Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда.
  • Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники - и в школе, и в Оксфорде. Таким он был почти до конца своей жизни. И только Редингская тюрьма исправила положение: она сломала своего невольника.
  • Уайльд обожествлял красоту. В мастерской Безила Ворда, увидев прекрасного натурщика, Оскар воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» Безил ответил, что был бы готов переписывать портрет каждый год, только бы перенесенные на него изменения лица возвращали модели ее красоту. Так начался «Портрет Дориана Грея».
«Как это грустно! - пробормотал вдруг Дориан Грей, который все еще не отводил глаз от своего портрета. - Как грустно! Я постарею, став отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старше, этого июньского дня… Ох, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это… я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это». Казалось, пустые человеческие слова, тем не менее, это оказывается программой жизни.
  • «Как это грустно! - пробормотал вдруг Дориан Грей, который все еще не отводил глаз от своего портрета. - Как грустно! Я постарею, став отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старше, этого июньского дня… Ох, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это… я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это».
  • Казалось, пустые человеческие слова, тем не менее, это оказывается программой жизни.
Дориан не хочет любить просто девушку: она должна быть великой актрисой, т.е. иметь «эстетичную ценность», а не жизненную. И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И наибольшее переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные детали действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его больше всего беспокоит снова неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении.  Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилой - виной. Подменить реальную жизнь мечтой, какой бы красивой она не была, не выйдет. И приходит то самое время, когда главный герой решил избавиться от портрета и начать новую жизнь. Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества. Итак, делаем вывод: красота не может существовать вне морали.   Уайльд утверждает, что «нет ни моральных, ни неморальных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные. Всего то».
  • Дориан не хочет любить просто девушку: она должна быть великой актрисой, т.е. иметь «эстетичную ценность», а не жизненную. И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И наибольшее переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные детали действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его больше всего беспокоит снова неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении.
  • Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилой - виной. Подменить реальную жизнь мечтой, какой бы красивой она не была, не выйдет. И приходит то самое время, когда главный герой решил избавиться от портрета и начать новую жизнь. Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества. Итак, делаем вывод: красота не может существовать вне морали.

 

  • Уайльд утверждает, что «нет ни моральных, ни неморальных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные. Всего то».
Писатель считает, что и высокая мораль не поразит читателя, если произведение не стоит ничего с художественной точки зрения. Но настоящее искусство не может быть аморальным. Поэтому в романе, на первый взгляд, нет прямого морализирования, но выводы относительно моральных основ общественной жизни и жизни главных героев очевидны.  Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, - ведущая в истории Дориана Грея. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. Так же и для Дориана Грея красота и наслаждение становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности. Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие - гибель.
  • Писатель считает, что и высокая мораль не поразит читателя, если произведение не стоит ничего с художественной точки зрения. Но настоящее искусство не может быть аморальным. Поэтому в романе, на первый взгляд, нет прямого морализирования, но выводы относительно моральных основ общественной жизни и жизни главных героев очевидны.
  • Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, - ведущая в истории Дориана Грея. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. Так же и для Дориана Грея красота и наслаждение становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности.
  • Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие - гибель.
Образы романа несут определенную символическую нагрузку. В частности история Дориана Грея демонстрирует, что в реальном человеке истину не увидишь, показать, открыть ее может только искусство. Для Уайльда это иллюстрация его принципа, что искусство реальнее жизни, что жизнь подражает искусству. Кроме того, образ-символ всегда несет в себе загадку, а так, это открывает возможности для многочисленного количества догадок, разъяснений. Да и сам Уайльд переживает разногласия, присущие декадентским временам, которое состоит в «разрыве сознания». Уайльд противоречит не только общепринятым истинам, но и себе.
  • Образы романа несут определенную символическую нагрузку. В частности история Дориана Грея демонстрирует, что в реальном человеке истину не увидишь, показать, открыть ее может только искусство. Для Уайльда это иллюстрация его принципа, что искусство реальнее жизни, что жизнь подражает искусству. Кроме того, образ-символ всегда несет в себе загадку, а так, это открывает возможности для многочисленного количества догадок, разъяснений. Да и сам Уайльд переживает разногласия, присущие декадентским временам, которое состоит в «разрыве сознания». Уайльд противоречит не только общепринятым истинам, но и себе.
Она талантливая актриса, играющая шекспировских героинь. Сибила крайне убедительно изображает страсть на сцене и тем чарует Дориана; он влюбляется в Сибилу, она отвечает ему взаимностью. Но как только актриса ощущает в себе истинное чувство любви, она теряет способность имитировать его. «Я могла изобразить на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь, когда любовь сжигает меня как огонь», - сокрушается Сибила Вэйн.
  • Она талантливая актриса, играющая шекспировских героинь. Сибила крайне убедительно изображает страсть на сцене и тем чарует Дориана; он влюбляется в Сибилу, она отвечает ему взаимностью. Но как только актриса ощущает в себе истинное чувство любви, она теряет способность имитировать его. «Я могла изобразить на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь, когда любовь сжигает меня как огонь», - сокрушается Сибила Вэйн.
Можно было бы сомневаться в том, что устами лорда Генри, Уайльд излагает свои мысли. Персонаж художественного произведения далеко не всегда выражает взгляды своего создателя. Но как мы теперь видим, и несчастная актриса солидарна с изысканным аристократом: действительность убивает искусство, искусство опустошает жизнь. Дориан Грей любил актрису, ее мастерство и талант, как только Сибила утратила их, Дориан стал к ней совершенно равнодушен. Он, как истый эстет, поклоняется прекрасному, и это прекрасное не жизненно, а искусственно. Эстет всю жизнь склонен уподоблять спектаклю, а себя - зрителю.
  • Можно было бы сомневаться в том, что устами лорда Генри, Уайльд излагает свои мысли. Персонаж художественного произведения далеко не всегда выражает взгляды своего создателя. Но как мы теперь видим, и несчастная актриса солидарна с изысканным аристократом: действительность убивает искусство, искусство опустошает жизнь.
  • Дориан Грей любил актрису, ее мастерство и талант, как только Сибила утратила их, Дориан стал к ней совершенно равнодушен. Он, как истый эстет, поклоняется прекрасному, и это прекрасное не жизненно, а искусственно. Эстет всю жизнь склонен уподоблять спектаклю, а себя - зрителю.
  • У всех основных действующих лиц один прототип, все они - Генри Уоттон, Бэзил Холлуорд и Дориан Грей - в своих устремлениях ипостаси одной личности - Оскара Уайльда, выражают противоречивое единство его драматического сознания.
  • Самая яркая и завершенная фигура, своего рода демон-искуситель, - лорд Генри Уоттон.
  • Уайльдовский Мефистофель лишен атрибутов дьявола, он действует в облике светского человека из высшего общества. Его речь - вереница блестящих парадоксов, так называемых, “общих мест навыворот”, которые, по мнению большинства критиков, даже утомляют своим блеском. Речи этого “махрового” эстета коварны, они способны одурманить и одурманивают молодое воображение кого бы то ни было. Проявить во всей полноте свою сущность для лорда Генри - значит “дать волю каждому чувству” и каждой мысли с единственной целью наслаждения.
  • Если на пути к наслаждению встанут мораль и совесть, их надо преодолеть и отбросить : по мнению лорда Генри основа морали и совести - лишь страх и трусость.
  • “ Совесть - официальное название трусости” - вот кредо его концепции эстетского гедонизма, его теории наслаждения.
  • Этой концепции противостоит и словесно ее оспаривает друг лорда Генри - Бэзил Холлуорд.
  • Он утверждает, что и сам проповедник теории наслаждения чужд ее, он лишь прикидывается циником, так как “стыдится своей добродетели”. По его словам, лорд Генри никогда не говорит ничего нравственного, но и никогда не делает ничего безнравственного.
  • Однако, с точки зрения автора, с последним довольно сложно безоговорочно согласиться, ведь оправдание не только порока, но и преступления, потому что “порок - единственный красочный элемент, сохранившийся в современной жизни”, ставит под сомнение большинство морально-нравственных принципов.
  • Лишь столь ярый гедонист, как лорд Генри, мог себе позволить заявить подобное. Этому человеку недостаточно положения ведущего беседу и покоряющего внимание слушателей, ему мало всеобщего признания его блестящего остроумия. Он хочет постоянно “мешать жизнь, чтобы она не закисла”.
  • Особенный интерес для него представляет нетронутая человеческая душа, ведь начиная словесную игру с Дорианом Греем, он хочет не только очаровать и поразить его, но покорить его душу, хочет испытать наслаждение духовной властью. Дориан для него лишь экспериментальная лаборатория, его действующий двойник, который приводит в движение все намерения.
По выражению художника Безила Холлуорда, в истории человечества есть только два важных момента. Первый - это появление в искусстве новых средств изображения формы, второй - появление в нем нового образа. Безил Холлуорд создал портрет Дориана Грея, завершенное произведение искусства. С этих пор портрет и натурщик станут нераздельными.
  • По выражению художника Безила Холлуорда, в истории человечества есть только два важных момента. Первый - это появление в искусстве новых средств изображения формы, второй - появление в нем нового образа. Безил Холлуорд создал портрет Дориана Грея, завершенное произведение искусства. С этих пор портрет и натурщик станут нераздельными.
Бэзил Холлуорд выступает против влияния лорда Генри на Дориана Грея, потому что справедливо считает это влияние дурным. Пытаясь спасти своего юного друга, он сам становится жертвой Дориана, который уже довел до самоубийства беззаветно любившую его девушку и заставит сделать то же своего давнишнего знакомого. И все же, при всей очевидной приверженности нравственному началу и искреннему желанию спасти Дориана Грея от духовного опустошения, Бэзил Холлуорд в борьбе за дорогую ему человеческую душу преследует и личный интерес, заботясь о том, чтобы только для себя сохранить его дружбу и любовь. И главное, именно Бэзил Холлуорд первым воздействует на Дориана, последствия чего оказываются роковыми для них обоих. Ведь суждение об этом “художнике-святоше” будет не объективным, если не учесть того влияния, которое созданный им портрет оказал на живую модель.
  • Бэзил Холлуорд выступает против влияния лорда Генри на Дориана Грея, потому что справедливо считает это влияние дурным.
  • Пытаясь спасти своего юного друга, он сам становится жертвой Дориана, который уже довел до самоубийства беззаветно любившую его девушку и заставит сделать то же своего давнишнего знакомого. И все же, при всей очевидной приверженности нравственному началу и искреннему желанию спасти Дориана Грея от духовного опустошения, Бэзил Холлуорд в борьбе за дорогую ему человеческую душу преследует и личный интерес, заботясь о том, чтобы только для себя сохранить его дружбу и любовь.
  • И главное, именно Бэзил Холлуорд первым воздействует на Дориана, последствия чего оказываются роковыми для них обоих. Ведь суждение об этом “художнике-святоше” будет не объективным, если не учесть того влияния, которое созданный им портрет оказал на живую модель.
Образ Дориана Грея в романе проходит определенные этапы развития. Сначала натурщик находится под влиянием идей Лорда Генри, но делает попытки им противостоять. Переломным моментом в развитии образа становится смерть Сибили Вэйн, которая, по мнениюДориана Грея, единственная могла противостоять искусительным разговорам лорда. После ее смерти Дориан Грей становится сознательным проводником идеи лорда Генри, реализацией его философии. Он распространяет эти идеи на окружающих, отравляя определенную часть молодежи, и на его стороне весомое доказательство - его красота. Никто не верит, что он ведет аморальный образ жизни, ему доверяют, так как лицо его чистое и спокойное, а глаза излучают кроткий блеск. Отравляя идеями лорда Генри окружающих, Дориан Грей калечит жизнь многим.
  • Образ Дориана Грея в романе проходит определенные этапы развития.
  • Сначала натурщик находится под влиянием идей Лорда Генри, но делает попытки им противостоять.
  • Переломным моментом в развитии образа становится смерть Сибили Вэйн, которая, по мнениюДориана Грея, единственная могла противостоять искусительным разговорам лорда. После ее смерти Дориан Грей становится сознательным проводником идеи лорда Генри, реализацией его философии. Он распространяет эти идеи на окружающих, отравляя определенную часть молодежи, и на его стороне весомое доказательство - его красота.
  • Никто не верит, что он ведет аморальный образ жизни, ему доверяют, так как лицо его чистое и спокойное, а глаза излучают кроткий блеск. Отравляя идеями лорда Генри окружающих, Дориан Грей калечит жизнь многим.
Портрет Дориана Грея, как только он обрел магическое свойство, стал воплощением совести этого молодого человека. Он становится зрителем собственной жизни, все с большим интересом наблюдая за разложением своей души. Иногда он все же думает о ее гибели, но предельный эгоизм, развращенность и отупелость чувств делают несбыточными его надежды и попытки вернуть былую чистоту души. Совесть остается единственной помехой, время от времени напоминая о себе и отравляя меланхолией даже его страсть. Не в силах больше смотреться в это “зеркало” и противостоять разоблачающей силе портрета, он решает устранить эту помеху, но, убивая совесть, он убивает самого себя.
  • Портрет Дориана Грея, как только он обрел магическое свойство, стал воплощением совести этого молодого человека. Он становится зрителем собственной жизни, все с большим интересом наблюдая за разложением своей души. Иногда он все же думает о ее гибели, но предельный эгоизм, развращенность и отупелость чувств делают несбыточными его надежды и попытки вернуть былую чистоту души. Совесть остается единственной помехой, время от времени напоминая о себе и отравляя меланхолией даже его страсть. Не в силах больше смотреться в это “зеркало” и противостоять разоблачающей силе портрета, он решает устранить эту помеху, но, убивая совесть, он убивает самого себя.
Роман экранизировался более 25 раз. Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века. Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе «Поколение X», есть и такой:   Дориан-грейство: желание скрывать признаки старения тела. Этот роман был написан всего лишь за три недели Ни один из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:  «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». Из письма О. Уайльда редактору
  • Роман экранизировался более 25 раз.
  • Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века.
  • Среди неологизмов, введённых Дугласом Коуплендом в романе «Поколение X», есть и такой:  
  • Дориан-грейство: желание скрывать признаки старения тела.
  • Этот роман был написан всего лишь за три недели
  • Ни один из пороков Дориана Грея чётко в романе не назван, кроме его злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки: 
  • «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». Из письма О. Уайльда редактору "Скотс обсервер", 1890 г.
Существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием «Слава в вышних Дориану!», главный герой которого попадает в общество таких «Дорианов», которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается. В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика. В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey. У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня
  • Существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением.
  • У писателя Рэя Брэдбери есть рассказ на эту тему под названием «Слава в вышних Дориану!», главный герой которого попадает в общество таких «Дорианов», которые предлагают ему вечную молодость, но он в последний момент отказывается.
  • В Токийском Диснейленде в Доме с привидениями (Haunted Mansion) можно увидеть на стене портрет Эдварда Грейси, прототипом которого являлся Дориан Грей, который как и Дориан из молодого, приятной наружности юноши превращается в отвратительного, порочного старика.
  • В компьютерной игре Unreal II: The Awakening космический крейсер-флагман флота TCA носит название Dorian Grey.
  • У французской dark-metal команды Ad Vitam Aeternam есть песня "Picture of Dorian Gray"
Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В театральном сезоне 2010 г. в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея», являющегося русской версией спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссера Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser) Режиссер русской версии мюзикла — Роман Михеенков.
  • Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В театральном сезоне 2010 г. в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея», являющегося русской версией спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссера Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser) Режиссер русской версии мюзикла — Роман Михеенков.
Новый персонаж

Новый персонаж