ПРИЛОЖЕНИЕ
КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны
Сочинение.
Детский труд. Плохо или хорошо.

школа-гимназия № 63
ученица 10 «Б» класса
АкбергеноваДайана
руководитель: Зайдильдинова А.Ж
АСТАНА 2016
Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением.
К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые
сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
они не имеют возможности ходить в школу;
они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.
Детский труд – это отрыв детей их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.
«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их развитию.
Конечно, невозможно дать точное определение понятию «детский труд», которое было бы пригодным по отношению к любой ситуации и любому государству. Как провести грань между «допустимыми» формами труда, выполняемого детьми, и «детским трудом»? Существует ли зависимость между отнесением того или иного вида работ к «детскому труду» и возрастом ребенка, выполняющего эту работу, условиями, в которых она выполняется, и целями, преследуемых каждым конкретным государством?
Это вопрос будущего любой нации.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего, превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие.
КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны
Сочинение.
Мы против эксплуатации детского труда

Школа-гимназия № 63
ученица 8 «Б» класса
ДоскееваАкжан
руководитель :Тумина О.Е.
АСТАНА 2016
Проблема детской эксплуатации существует во всем мире.
У нас, в Казахстане, случаи детского труда не встречаются. Лично я об этом не слышала. Я думаю, что за этим строго следят правоохранительные органы.
Причин эксплуатации детского труда много: дети вынуждены сами работать, так как родители по определенным причинам не в силах их обеспечить в материальном плане; работодатель не хочет переплачивать своим сотрудникам: оплата детского труда требует гораздо меньше денежных средств, чем взрослого. На мой взгляд, люди, которые эксплуатируют людей, неадекватны. Их психологическое здоровье отклонено от нормы, потому что они переступают через неписаные законы человеческой совести.
Думая над вопросом об эксплуатации детского труда в современном мире, я стала размышлять о том, чем отличается помощь родителям от эксплуатации. В моем понимании, эксплуатация – это труд, который производится детьми под давлением взрослых, труд, который не оплачивается или оплачивается в неполном объеме. Помощь родителям основана на добровольных началах: ребенок, основываясь на своем личном желании, помогает родителям. Мы обязаны помогать нашим родителям, потому что они дают нам все, в чем мы нуждаемся.
Во избежание эксплуатации детского труда взрослые и дети обязаны предотвращать все случаи порабощения детей, доводить информацию об этом в соответствующие органы, проводить профилактические беседы с детьми и их родителями.
КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны
Классный час по правам ребенка
«НЕТ!» ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА !
Уалиева Г.И.

АСТАНА 2015-2016
Что означает слово «труд»? Когда и в связи с чем он появился? Какие особенности характеризуют « детский труд »? и что означает понятие « эксплуатация труда »? С таких вопросов начался классный час «Нет!» эксплуатации детского труда !» во 2 «В» классе школы-гимназии. Он проходил в рамках международной акции «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда ».
Проблема детского труда существует во всем мире: и в промышленно развитых странах и в развивающихся. Международный опыт показывает, что детский труд может нанести серьезный, иногда непоправимый вред психическому и физическому развитию ребенка.. В детский труд вовлекаются в основном дети из социально уязвимых групп населения. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-то дохода. Кроме того, эти дети имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению, что в конечном итоге сказывается на их здоровье, социальной адаптации.
По данным независимых экспертов, сегодня в мире разнообразными формами труда охвачено 132 млн детей от 5 до 14 лет. Неслучайно Международная организация труда (МОН) учредила Всемирный день борьбы с детским трудом . К решению проблем эксплуатации детского труда сегодня привлечены работодатели, профсоюзы, НПО и другие институты гражданского общества. Казахстан не обходит стороной острые вопросы , а активно ищет их решение. Не остались в стороне и гимназисты.
Пять групп, состоящих из ребят 2 «В» класса, в интерактивном режиме изучали данную проблему. Каждая из них готовила страничку для Памятки детям о детском труде . Что значит труд , эксплуатация , что относится к наихудшим формам детского труда , кого относят к понятию «ребенок» - эти и другие понятия и их значения нашли свое отражение на первой страничке Памятки.
Вторая групп класса изучили основные международные и национальные документы в области охраны права детей на труд. Они выяснили, с какого возраста закон разрешает детям работать, какой должна быть оплата труда детей до 18 лет, какие виды работ им разрешено выполнять, в чем особенности труда и отдыха несовершеннолетних.
Третья группа занимались выяснением причин, вынуждающих детей трудиться, часто в ущерб учебе и тем, почему детский труд существует, несмотря на предпринимаемые государством меры.
Где применяется детский труд , в каких формах и вред, который он наносит физическому, психоэмоциональному состоянию детей, влияние ДТ на социальную адаптацию- круг вопросов, которым занимались четвертая группа.
Самым пожалуй сложным, было задание для последней группы. Нужно было взглянуть на детский труд глазами школы, семьи, самого ребенка и выдвинуть предложения по возможному решению проблемы. С чем они успешно справились.
Затем ребята познакомили класс и гостей с выполненным заданием, ответили на вопросы присутствующих.
На классном часу присутствовала заместитель директора по воспитательной работе Тумина О.Е.. Она подвела итоги встрече, поблагодарила ребят за активную работу.
Сценарий классного часа на тему
«Нет» эксплуатации детского труда !»
Задачи:
Сформировать понятие « детский труд и его наихудшие формы»
Развивать умения работы в команде, коллективного творческого труда, анализа первоисточника.
Ключевые понятия: детский труд , наихудшие формы детского труда , эксплуатация
Оборудование: литература, листы бумаги, маркеры, фломастеры, проектная доска, демострационные доски
1. Организационный момент. Введение в замысел.
А)Эмоциональный настрой на работу
Б) Беседа по вопросам:
-Труд. Это слово вы слышите с ранних лет. Что оно означает?
- Когда и в связи с чем появился труд?
- Эксперты выделяют понятие « детский труд » и « эксплуатация детского труда ». Что означают данные понятия?
- В чем особенность детского труда ?
Учитель: На сегодня согласно международной статистике более 132 млн детей от 5 до 14 лет охвачены разнообразными формами труда. ( на проектной доске демонстрируются слайды, иллюстрирующие детский труд ). Чаще всего детский труд используется в сельском хозяйстве и в мегаполисах, где не требуется квалифицированных специалистов. Причины использования детского труда различны. Отношение к данному явлению неоднозначно. Но все-таки развитые государства стремятся к искоренению такого явления, как детский труд .
В связи с этим Международная Организация Труда (МОТ) с 2002 года проводит Всемирный день борьбы с детским трудом . Его цель привлечение внимания к проблемам детского труда . К этому движению подключились представители правительств, организаций работодателей и профсоюзов, представители НПО и других институтов гражданского общества. А тема нашей встречи «Нет» эксплуатации детского труда ».(название кл. часа на проектной доске)
Работа будет строиться в группах. Каждой группе дано индивидуальное задание. Для работы на столах имеются тексты законов международных и РК, справочники, словари, СМИ. Ответ должен поместиться на листе бумаги. С выполненным заданием вы должны будете познакомить класс. В результате у нас должна получиться Памятка для детей и взрослых о детском труде (демонстрируются образцы). Я заготовила титульный лист, а вы наполните ее содержанием.(титульный лист демонстрируется на проектной доске)
Задание 1 группе 1.Найти в источниках и дать определения следующим терминам: Труд (Трудовой кодекс, стр 21) Детский труд (ксерокопия статьи о дтстр 1) Наихудшие формы детского труда (там же) Ребенок (Закон «О правах ребенка в РК». Ст1) Закон (энциклопедический словарь.Стр 451) Детская эксплуатация (энциклопедический словарь.Стр 1559 или « Детский труд » стр 406) МОТ (« Детский труд » стр 410) НПО (« Детский труд » стр 410) Права ребенка («Гражданственность», стр 70) Детский трафик(«Торговля людьми в современном мире , с 32) 2. Используя полученную информацию, оформите страницу «Тезаурус» для памятки |
Задание 5 группе Ознакомьтесь с предложенной литературой по детскому труду в современных условиях.(ксерокопии статей из СМИ стр 39-40, 216-217, 148-153) Оформите страничку «Нет» эксплуатации детского труда !», на которой должны найти отражение ваши предложения о том, какие меры по искоренению детского труда должны предпринять на ваш взгляд: Органы власти Школа Родители Дети |
Участники групп отчитываются о выполнении заданий. Из листов с выполненными заданиями формируется Памятка.
Заключительное слово учителя : Проблема детского труда существует во всем мире. Детский труд , его наихудшие формы наносят непоправимый вред здоровью детей, их нравственному состоянию, психоэмоциональному развитию. На уровне государства ратифицированы международные документы, направленные на решение данной проблемы. На их основе построено национальное законодательство в искоренении детского труда . Решить эту проблему одномоментно и одними запретами невозможно. Необходимо, чтобы объединили свои усилия местные органы власти, неправительственные организации, департамент по защите прав детей, школы. Мы сегодня замечательно поработали и внесли свой вклад в эту работу, составив памятку «Нет» детскому труду !.

Литература:
1.Коституция РК
2. Закон РК «Оправах ребенка в РК»
3.Конвенция о правах ребенка
4Торговля людьми в современном мире, руководство для преподавателей школ. Вузов, Петропавловск, 2007
5.Ахметова Л, Баранова Д. Детский труд в Казахстане, Алматы. 2008
6. Ахметова Л, Ахметов С..Баранова Д. Наихудшие формы детского труда в РК, Алматы, 2008
7. Детский труд в табаководческой и хлопководческой отраслях сельского хозяйства Казахстана