- 2018г. Лето с русским языком.
05.07.2018
Правописание безударной гласной в корне.
Карточка 1.
С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?
П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.
Подчеркните безударные гласные.
Карточка 2.
1 вариант
З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.
Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.
2 вариант
З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.
Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.
Карточка 3.
С п и ш и т е словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.
1 вариант
С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.
2 вариант
Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.
Карточка 4.
1 вариант
К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г…лодать — …………………………. ст…рожка- ………………………………
в…здушный — …………………….. в…сёлый — ………………………………
д…лёкий — ………………………. ч…совщик — ………………………………
ш…стёрка — ………………………. кр…кливый — ……………………………..
2 вариант
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.
к…рмушка — ( о,а) — …………………………. д…ревья — (е,и) — …………………………….
уг…щать — (а,о) — …………………………….. ст…рожить — ( а,о) — …………………………
ш…лестеть — (е,и) — ……………………………… ш…рстяной — (е,и) — …………………………
ж…стянка — (е,и) — ………………………………. м…рской — (о,а) — ………………………….
т…пло — (е,и) — …………………………………… ж…мчужина — (и,е) — ………………………..
________________________________________________________________________________
Карточка 5.
К данным словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.
Г..л..ва – |
П..л..са – |
Ст..р..жить – |
Г..р..дить – |
М..л..дой – |
Д..р..гой – |
Х..л..да – |
Ст..р..на – |
_________________________________________________________________
Карточка 6.
1 вариант
С п и ш и т е предложения, вставив пропущенные гласные.
Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.
2 вариант
С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
3 вариант
С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
4 вариант
С п и ш и т е , исправив ошибки.
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
5 вариант
С п и ш и т е , исправив ошибки.
Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
_________________________________________________________________ Карточка 7.
1 вариант
И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ветры, дуют, х..л..дные.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
2 вариант
Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы
Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.
М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.
Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.
Во, детей, дв..ре много!
3 вариант
Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы
Пришли, х..л..да.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро.., им, не страшен.
Карточка 8.
Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П…сатель, расп…сание, зап…сал, п…сьмецо;- ……………………………
Стр…лок, стр…льба, стр….лял, выстр…л; — ………………………………
Т…рговля, т…ргует, т…рговый (город); — ………………………………….
Гл…тать, прогл…тил, гл…ток, гл….тнул; — ………………………………..
________________________________________________________________________________
Карточка 9.
Вставить безударные гласные:
п…стух, др…зды, сн…жинка, кр…чал, м…стечко, стр…ительная, к…менистая, ст…яла, л…сная, л…сица, цв…точек, тр…пинка, гр…бник, б…р…говая, р…чной, выст…вка, б…льной, п…ньки
_____________________________________________________________________
Карточка 10.
Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.
Лес.
В л…су (………….) живёт рыжая л…са ( ……………). Лисий дом — н…ра ( ………………..). У н….ры ( ………….) играют весёлые л…сята (……..). Л….сица (……………..) учит их лисьим повадкам.
_____________________________________________________________________
Карточка 11.
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
Карточка 12.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
К…рова, г…зета, скв….рец, б…лет, д….кабрь, н…род, м….локо, пятн…ца, к….рабль, д….ревня, в…кзал, м…роз, к…пуста, р…кета, м….дведь, п….льто, к…стёр, к…мандир, р…сунок, л…пата, м…лина, р…бята, в….гон, п…года, к…ртина, …втобус, м…сяц, п…суда.
Правописание парных согласных .
1.Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.
2.Вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.
Ду(б/п) — …, горо(д,т) — …, обе(т,д) — …, су(п,б) — …
Зу(п,б) — …, огоро(д,т) — …, гла(з,с) — …, жу(г,к) — …
мя… кий -…, ре…кий -…, кре… кий-…
Тестирование по теме.
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на гласный падало ударение
2) чтобы после парного согласного стоял гласный
3) чтобы после парного согласного стоял гласный или согласные [н, р, л, м].
4) чтобы на согласный падало ударение.
2. Спиши слова. Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумя линиями (на двух ножках), а которые в слабой позиции — одной линией (на одной неустойчивой ножке).
Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро, сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий, гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка.
3. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»
1) к — [к] – согласный, глухой, твердый
2) о — [о] – гласный, ударный
3) р — [р] – согласный, звонкий, твердый
4) ж — [ж] – согласный, звонкий, твердый
4. В каком ряду слово требует проверки:
1) крыжовник
2) жаба
3) пружина
4) кружки
5. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
1) ложка – ложечка
2) плюшка – плюшечка
3) прыжок – прыжки
4) клюв – клювик
6. В каком ряду допущена ошибка:
1) березка, слёзка, замазка
2) посатка, палатка, лопатка
3) сугроб, коробка, пробка
4) кровь, травка, булавка
7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.
8. Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) за депутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёный наря..(…) полей радует гла.. (…).
10.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы .
11. В каком ряду допущена ошибка:
1) б’ б – п’ п
2) з’ з – с’ с
3) ж’ ж – ш’ ш
4) д’ д – т’ т
12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высо¬кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).
13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри¬совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це¬лый день.
Имя существительное.
1.Имя существительное отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делать? что сделать?
2. Подчеркните только имена существительные.
Игрушка, прыгать, синий, дождь, прыжок, радость, стол, дождливый, букет, красивый.
3.Напиши, на какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные:
4.Напиши слова в два столбика:
Лесник, берёзы, письмо, лес, белка, корабль, капитан, писатель.
одуш. сущ. неодуш. сущ.
5. Определите число у имен существительных:
Озеро, пенал, ножницы, стрекоза, брюки, сорока, Волга, куры.
6.Измените по образцу число имен существительных образец:( морозы – мороз)
друзья — ___________________
коробка — ___________________
пироги — ___________________
дожди — _____________________
7.Запишите 3 имени собственных в каждую группу.
Имена девочек:________________________________________________________________
Клички животных:_____________________________________________________________
8.В каких случаях выделенное слово нужно писать с заглавной буквы?
Мой друг приехал в город (О,о)рёл.
Наш герб украшает двуглавый (О,о)рёл.
Иванова (П,п)оля дежурная по классу.
С (П,п)оля убрали весь урожай.
9.Опиши существительные по плану: одуш. –неодуш., собств. – нариц., ед.ч. – мн.ч.
Мурзик ____________________________________________________________
снежинка __________________________________________________________________
утята __________________________________________________________________
Имя прилагательное.
1. Выпиши имена прилагательные: зелень, зелёный, зеленеет, зелёнка, черный, чернила, чернеть, вода, водитель, водяной, водный.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найди в тексте имена существительные и имена прилагательные, которые с ними связаны, выпиши по образцу.
Образец: книга (какая?) интересная
Зимой завалил деревню пушистый снег. Тонкая берёзка украсилась инеем. Яркое солнышко играет лучами. Длинные сосульки украсили крыши. Каждая избушка похожа на сказочный дворец.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Запиши имена прилагательные по группам: чудесный, широкая, маленький, большое, узкая, красивое, пушистая, белый, сочное.
какой? какая? какое?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определи число имён прилагательных.
Образец: синее(море) – ед. ч.
Морская (трава) — _________ __ Ясное (солнышко) — __________
Золотые (рыбки) — __________ Белоснежные (облака) — _________
Весенний (месяц) — __________ Весёлые (ребята) — ____________
5. Зачеркни «лишнее слово».
А) тёплая, утренний, лесная, красивая;
Б) весенние, шумные, яркие, красное;
В) боль, больной, полезный, счастливый.
6. Выпиши из текста по два слова каждой из изученных частей речи.
Сегодня лёгкий мороз. Гладким ледком покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сад и залез в пушистый сугроб. В тёплые варежки попал снег.
Имя существительное__________________________________________________
Глагол________________________________________________________________
Имя прилагательное___________________________________________________