У р о к 5. ИЩЕМ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ В УЧЕБНИКЕ
Цель: уметь работать с книгой как с источником информации.
Оборудование: выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга.)
II. Формирование новых знаний.
– Книга – это верный друг и помощник. Но нужно уметь пользоваться книгой, уметь найти ответы на вопросы.
– Рассмотрим, как пользоваться учебником. Что размещено на с. 3? (Оглавление.)
– Что такое оглавление? (Содержание учебника с номерами страниц.)
– Как называется тема на с. 13? Найдите ответы на вопросы в учебнике.
– Это наша сегодняшняя тема урока.
– На какой странице рассматривается тема «Как связаны неживая и живая природа?» (На с. 35.)
– На какой странице обозначена тема «Условия жизни на планете Земля»? (На с. 41.)
– Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Вспомните, что обозначают эти условные обозначения.
– Что означает знак, нарисованный на с. 13? (Повторение пройденного.)
– На какой странице помещен Словарик? (На с. 122.)
– Что содержится в Словарике? (Слова с пояснениями, толкованиями.)
– Как расположены слова в Словарике? (В алфавитном порядке.)
III. Закрепление изученного.
– Найдите в Словарике слово «планета». На какой странице дан комментарий этому слову? (На с. 125.)
– Почитайте пояснение.
– Найдите слово «солнце». Где оно записано? Прочитайте толкование.
– Найдите слова «звёзды», «экватор», «атмосфера Земли». Назовите страницы, на которых они объяснены. Прочитайте толкование.
– Рассмотрите внимательно Словарик. На какие буквы нет слов? (Д, е, ж, и, н, р, ф, ч, ш, щ, ю, я.)
– Расположите слова в алфавитном порядке: глобус, бинокль, созвездия, луна, почва, корнеплод, папоротник, водоросли, луч, планеты.
– Если попалось несколько слов на одну букву, как их расположить? (Нужно посмотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью и так далее.)
– Давайте добавим слова в наш Словарик. Для этого будем листать учебник и находить слова, которые выделены крупным шрифтом, и в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова находить их описание.
Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Наблюдение – внимательно следить глазами за кем или чем-нибудь.
IV. Итог урока.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й № 3, 4 в тетради.