СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

28 октября 2024 г. Разговоры о важном. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Сценарий занятия. СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/111/

Просмотр содержимого документа
«28 октября 2024 г. Разговоры о важном. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Сценарий занятия. СПО»

СЦЕНАРИЙ

занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» Занятие 9

«Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства»

Дата проведения: 28 октября

Цель занятия: развитие у обучающихся представлений о гостепри- имстве как характерной черте российского народа, углубление знаний о традициях гостеприимства народов России, актуализация осознания принадлежности к своей малой родине, своему народу и российскому обществу в целом.

Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролики;
  • дополнительные материалы.

Партнер: Комитет по туризму города Москвы.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр приветственного в идео - рол ика, беседа, просмотр видеоролика-интервью.

Основной этап: дискуссия, просмотр и обсуждение 2D-ролика, викторина.

Заключительный этап: беседа, мини-проект, анкетирование.

Мотивационно-целевой этап

Педагог организует просмотр приветственного видеоролика.

Педагог: Наша страна объединила людей разных национальностей, конфессий, культур. И в этом единстве, сплоченности — сила россий- ского народа. 4 ноября мы будем праздновать День народного единства.

  • Как вы понимаете, что такое «народное единство»?
  • Почему День народного единства — праздник? Что мы празднуем?

Ответы обучающихся.

Педагог: Этот праздник напоминает о значимых исторических событиях, о героизме народа, о необходимости объединения для защиты общих ценностей. Он подчёркивает значимость солидарности и единства для процветания страны.

Эту мысль очень точно высказал В. В. Путин: «Мы знаем, что залог развития культур в постоянном взаимодействии и взаимообогаще- нии. Знаем, какая мощная созидательная сила заложена в единстве разных культур и традиций. Это единство исток нашей национальной идентичности, таких основополагающих ценностей нашего народа, как взаимопомощь, справедливость, милосердие, историческая память и преемственность поколений, крепкая семья, патриотизм и граждан- ственность» 1 .

А знаете ли вы, сколько народов проживает на территории России?

На скольких языках они говорят?

Ответы обучающихся.

Педагог: В России проживают представители свыше 190 нацио- нальностей 2 , которые говорят более чем на 150 языках 3 . Бóльшая часть н а р о д о в Р о с с и и — к о ре нны е , н о , к ром е т о г о , в Р о с с и и ж и в у т и пр е д с т а - вители зарубежных стран: белорусы, киргизы, азербайджанцы и другие. Россияне имеют уникальную возможность познакомиться с обычаями самых разных этносов.

  • Как вы считаете, почему сегодня мы говорим именно об обычае гостеприимства?
  • Согласны ли вы, что гостеприимство — традиционная черта всего российского народа? Почему? Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы обучающихся.

Педагог организует просмотр видеоролика-интервью с федеральным спикером/спикерами.

Основной этап

Педагог: Гостеприимство испокон веков символизировало благо- дать, которую приносил с собой гость. И сегодня оно позволяет создать тесные связи между хозяевами и гостями, является важным для уста- новления дружеских отношений и воспитания уважения к культурным традициям. У каждого народа, даже у каждой семьи, есть свои традиции приема гостей.

Педагог организует просмотр и обсуждение видеоролика «Традиции гостеприимства народов России». Примерные вопросы для обсуждения:

  • Какие традиции показались вам самыми интересными?
  • Какие традиции приема гостей есть в нашем регионе?
  • Как принято встречать гостей в вашей семье?
  • В каком регионе России вам хотелось бы побывать в качестве

гос тя?

1 Пленарное заседание Форума объединенных культур (сентябрь, 2024 г.). − Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/75091 (дата обращения 12.09.2024).

2 По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, сформированным на основе самоопре- деления граждан. См. https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami 3 Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в современной России. – Режим доступа: https:// gramota.ru/journal/stati/yazykovaya-politika/etnokulturnaya-i-yazykovaya-situatsiya-v-sovremennoy- rossii-ltbrgtlingvisticheskiy-i-kulturnyy-plyuralizm (дата обращения 12.09.2024)

П ед аг о г м о ж е т д о п о л н и т ь д а н н ы й э т а п з ан я ти я м а т е р и а ла м и , о т р а ж а - ющими этнокультурную специфику региона, традиции гостеприимства народностей, проживающих в нем.

П е д а г о г : Т р а д и ц и и г о с т е при и м с т в а с к л а д ы в а ли с ь в е к а м и , н о в ре м е н а меняются. Как вы думаете, стоит ли сохранять их в современной жизни? Ответы обучающихся. Педагог направляет беседу, задавая уточня-

ющие вопросы, например:

  • Согласны ли вы с тем, что сейчас люди стали реже ходить в гости? С чем это связано? Как вы оцениваете эту тенденцию?
  • Может ли видеосвязь полноценно заменить живое общение?
  • Какие новые традиции гостеприимства складываются у вас в регионе, семье? Сохраняют ли они преемственность с тради- циями, которые были раньше?
  • Какие традиции гостеприимства есть в нашем регионе? Это новые или старые традиции?
  • Как в представленных традициях отражаются духовно- нравственные ценности? Приведите пример.
  • Нужно ли, на ваш взгляд, защищать и отстаивать традиционные ценности?

Педагог: Одной из главных визитных карточек гостеприимства является желание накормить гостя лучшими блюдами традиционной кухни.

С 21 по 29 сентября в г. Москве прошел VI Международный фестиваль

«Русская кухня — 2024», который объединил не только профессионалов гастрономической индустрии, но и студентов колледжей, обучающихся по специальности «Поварское и кондитерское дело».

Как вы считаете, нужны ли такие мероприятия? В чем ценность таких мероприятий для граждан страны, для экономики?

Ответы обучающихся.

С обучающимися по специальности «Поварское и кондитерское дело» педагог может обсудить дополнительные вопросы, например: Хотелось бы вам принять участие в таком фестивале? Какое блюдо вы бы приготовили и предложили гостям? Что для вас было бы наиболее ин- тересно в таком мероприятии?

Педагог: Такие мероприятия способствуют, с одной стороны, со- хранению и укреплению национальных традиций народов России, с д р у г о й — р а з в и ти ю к ул ь т у рн о - п о з н а в а т е л ь н о г о и г а с т р он ом и ч е с к о г о туризма, продвижению продуктов российских производителей.

Национальные блюда каких народов России пробовали вы? Какие вам больше всего понравились?

Ответы обучающихся.

Педагог: Давайте проверим, насколько вы знакомы с кулинарными традициями народов России.

Педагог организует викторину (Приложение 1, презентация к занятию). Ответы на вопросы викторины даны в Приложении 1 к мето- дическим рекомендациям к занятию.

Педагог: Перед поездкой куда-либо мы стараемся получить ин- формацию о местных достопримечательностях, чтобы посетить самые интересные, о местной кухне, чтобы попробовать самые вкусные блюда. А как вы считаете, стоит ли, приезжая в гости в другой регион, учитывать менталитет местных жителей? Почему?

Будет ли зависеть от нашего поведения гостеприимство местных жителей региона?

Ответы обучающихся.

Педагог: От того, как мы ведем себя в гостях, учитываем ли нормы принятого там поведения, зависит и радушие хозяев. Посещая разные уголки нашей огромной Родины, нужно быть готовым вести себя не так, как дома. Во избежание разногласий на почве традиций между приезжи- ми и местными в некоторых регионах разработаны памятки. Например, в Дагестане Министерство туризма выпустило подробную брошюру, рассказывающую, как правильно вести себя, особенно при посещении религиозных объектов и во время религиозных праздников.

Рассмотрите фрагмент брошюры (Приложение 1, презентация к занятию). Как вы считаете, важна ли для путешественника информация, представленная в ней? Почему?

Ответы обучающихся.

В образовательных организациях Республики Дагестан можно заменить предлагаемые вопросы теми, обсуждение которых, по мнению педагога, может быть актуально для обучающихся в контексте данной темы.

Педагог: Отношение местных жителей, в свою очередь, влияет на впечатление, производимое населенным пунктом (городом, поселком, селом), регионом в целом.

  • Насколько важен для региона городской, гастрономический, эт- нотуризм?
  • В чем его ценность, кроме вклада в экономику региона?
  • В чем может проявляться наше гостеприимство по отношению к туристам?
  • Что мы можем предложить гостям нашего населенного пункта (города, поселка)?

Ответы обучающихся.

Педагог: Знаете ли вы, что такое образовательный туризм? Какие возможности он дает молодежи, в том числе студентам СПО?

Ответы обучающихся.

Педагог: Образовательный туризм уже развит во многих городах. В некоторых, в том числе в Москве, существует туристический проект

5

«Город открытий» (городоткрытий.рф), который знакомит не просто с достопримечательностями, а с инновационными отраслями и профес- сиями. Так, помимо музеев, в рамках проекта предлагается посетить технопарки, офисы крупных компаний, производства, лаборатории и другие площадки (подробнее с проектом педагог и студенты могут познакомиться, перейдя по QR-коду на соответствующем слайде пре- зентации или по ссылке: https://www.xn c1acmedwabpeuc0j.xn p1ai/).

Педагог организует просмотр и обсуждение видеоролика «Город открытий» . Примерные вопросы для обсуждения:

  • Как вы считаете, чем может быть интересен такой маршрут сту- дентам СПО?
  • Какие возможности он может вам предоставить?
  • Зачем нужен и чем привлекателен образовательный туризм?

Ответы обучающихся.

Педагог: Образовательный туризм уже развивается в таких городах, как Тюмень, Воронеж, Тобольск. Например, в Воронеже реализуется трек

« Ц и ф р о в ы е т е х н ол о г и и и т е л е к о м м у н и к а ц и и + У р б а н и с ти к а » .

А какой образовательный маршрут можно было бы предложить гостям в нашем городе (регионе)?

Ответы обучающихся.

Педагог: Яркой демонстрацией гостеприимства регионов России послужила Международная выставка-форум «Россия», которая проводи- лась на территории ВДНХ в Москве с 4 ноября прошлого года по 8 июля и вошла в десятку самых посещаемых мест планеты: 18,5 млн человек побывали на ней. Каждый регион встречал гостей радушно, не зря дни регионов пользовались особым успехом у посетителей.

Смогли вы или ваши знакомые побывать на выставке? Какие у вас/ у них остались впечатления?

Ответы обучающихся.

Педагог: На ваш взгляд, нужны ли такие масштабные мероприятия, объединяющие народы и регионы нашей необъятной страны? Хотели ли бы вы, чтобы в вашем регионе прошла подобная выставка?

Педагог может дополнить данный этап занятия материалами, включающими специфику образовательной организации СПО в сфере гостеприимства.

Заключительный этап

Педагог: Сфера туризма представляет возможности для каждого из нас — как в качестве гостя, так и в качестве принимающей стороны. В качестве кого хотелось бы выступить вам?

Ответы обучающихся. Педагог направляет беседу, задавая уточня- ющие вопросы:

  • Куда и с какой целью вы хотели бы поехать?
  • В какой роли вам хотелось бы выступить в качестве принимающей стороны?
  • Какие качества нужно развивать для того, чтобы реализовать себя в сфере туризма?
  • Какие качества нужны для того, чтобы принимать гостей на своей малой родине?

Педагог: А какова роль молодежи в формировании образа малой родины и России в целом?

Ответы обучающихся.

Педагог: Сегодня развитие интереса к истории и культуре народов России, с одной стороны, является важным с точки зрения государствен- ной политики, а с другой, становится популярным в народе. В 2022 г. был создан Фонд поддержки регионального кинематографа 4 , в сентябре 2024 г. стартовал Всероссийский наставнический проект «Школа межэтнической журналистики», поддержанный Владимиром Путиным, увеличивает свой масштаб и творчество этноблогеров, например, телеграм-канал «Национальный акцент» 5 . Каждый из нас может внести вклад в сохранение, укрепление и трансляцию традиций своего народа и в то же время сплочения всей страны.

Каким образом современная молодежь может «продвигать» традиции своего народа?

Ответы обучающихся.

Педагог: Знаете ли вы, кто такие этноблогеры, тревелблогеры? Какие у них цели? Какими качествами они должны обладать? Как должны преподносить информацию?

Ответы обучающихся.

Я предлагаю вам попробовать себя в роли этноблогеров и расска- зать о традициях гостеприимства, которые есть в вашем регионе (городе, селе, семье). Или о тех, которые сейчас утрачены, но вы хотели бы их возродить. Как бы выглядело ваше видеообращение или пост в соци- альных сетях?

Ответы обучающихся.

Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.

4 https://fundregion.ru/

5 https://t.me/nazaccent — на этом канале очень часто выступает Маргарита Лянге, член Обществен- ной палаты РФ, Президент межрегиональной общественной организации журналистов, освещающих межэтническую тематику «Гильдия межэтнической журналистики»

Приложение  1 В И К Т О Р И Н А 1.  Буузы,  или  позы,  –  это  национальное блюдо  …  кухни. 2.  Перепечи  –  это  национальное  блюдо  …  кухни. бурятской,  монгольской,  тывинской 3.  Губадия  −  это  национальное  блюдо  … кухни. 4.  Что  изображено  на  фото? ингушской удмуртской,  марийской,  ненецкой башкирской,  осетинской,  дагестанской марийской,  кабардинской,  лезгинской удмуртской национальное татарское, башкирское,  кумыкское  блюдо  чак-чак национальное  татарское,  башкирское  блюдо  зур  бэлиш национальное  мордовское  блюдо  овтонь  лапат чувашской русской,  адыгейской,  чеченской якутской,  даргинской,  кумыкской национальное  чувашское  блюдо  хуплу башкирской,  татарской,  чувашской бурятской удмуртской,  аварской,  мордовской 5.  Соедините  изображение  и  название  блюда: кочо 1) курзе кёрчех Ответ: кочо  (алтайское  блюдо)  –  3 курзе  (дагестанское  блюдо)  –  2 кёрчех  (якутское  блюдо)  –  1 2) 3)

Приложение 1

В И К Т О Р И Н А

1. Буузы, или позы, это национальное блюдо … кухни.

2. Перепечи – это национальное блюдо … кухни.

  • бурятской, монгольской, тывинской

3. Губадия − это национальное блюдо … кухни.

4. Что изображено на фото?

  • ингушской
  • удмуртской, марийской, ненецкой
  • башкирской, осетинской, дагестанской
  • марийской, кабардинской, лезгинской
  • удмуртской
  • национальное татарское, башкирское, кумыкское блюдо чак-чак
  • национальное татарское, башкирское блюдо зур бэлиш
  • национальное мордовское блюдо овтонь лапат
  • чувашской
  • русской, адыгейской, чеченской
  • якутской, даргинской, кумыкской
  • национальное чувашское блюдо хуплу
  • башкирской, татарской, чувашской
  • бурятской
  • удмуртской, аварской, мордовской

5. Соедините изображение и название блюда:

  • кочо

1)

  • курзе
  • кёрчех

Ответ:

  • кочо (алтайское блюдо) 3
  • курзе (дагестанское блюдо) 2
  • кёрчех (якутское блюдо) 1

2)

3)

6.  Национальное  блюдо  какого  региона  изображено  на  фото? Астраханская  область Сахалинская  область 8.  Это  блюдо готовят  перед  свадьбой,  с  ним  связан  целый  обряд  по  изгнанию Калининградская область 7.  Как  называется  блюдо,  изображенное  на  фото? Ростовская  область злых  духов.  Это  лепёшка  с  начинкой  из тво-  рога, зелени, тыквы и картофеля. Как назы-  вается  блюдо? шаньга Чепалгаш Пышки Национальное блюдо Калининградской  области  −  кёнигсбергские  клопсы. кыстыбый Калитки табани осетинский  пирог Подкоголи

6. Национальное блюдо какого региона изображено на фото?

  • Астраханская область
  • Сахалинская область

8. Это блюдо готовят перед свадьбой, с ним связан целый обряд по изгнанию

  • Калининградская область

7. Как называется блюдо, изображенное на фото?

  • Ростовская область

злых духов. Это лепёшка с начинкой из тво- рога, зелени, тыквы и картофеля. Как назы- вается блюдо?

  • шаньга
  • Чепалгаш
  • Пышки

Национальное блюдо Калининградской области кёнигсбергские клопсы.

  • кыстыбый
  • Калитки
  • табани
  • осетинский пирог
  • Подкоголи

Приложение  2

Приложение 2