Изучение нового материала. - Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашей ярмарке. Вас ждут пословицы, поговорки, считалки. «Ярмарка» №1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ» - Вспомните, что такое пословица? Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость. -Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете. Игра «Закончи пословицу» Без труда не вытащишь … Поспешишь … Волков бояться, … Как аукнется, так и … Мороз не велик, а … Век живи, … Глаза боятся, а … Дальше в лес, … По одёжке встречают, … Семь раз отмерь,.. Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности. №2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ». Сорока, сорока где была? Далеко: в лесу на опушке. Кашу варила, на порог становила, деток кормила. Гостей собирала, всех угощала. Этому – дала, этому – дала, … Всё раздала. - Ребята, вспомните песенки, потешки, частушки, прибаутки. На такую тему «Колыбельная» Ай, баю, баю, баю, Ай, люли, люленьки Тебе песенку спою Прилетели гуленьки. Я про серого кота. Сели гули на кровать, Как у серого кота Стали гули гулевать Колыбелька золота, Стали гули ворковать, Позолоченная, Стал ребёнок засыпать. Периночка пуховая, Подушечка в голове, Баю – баюшки, баю А я песенку спою. Баю – баю – баюшок Кладу Машу на пушок На пуховую кровать Будет Маша крепко спать. . «Зазывалка» - Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь. 1) Дождик - дождик, пуще! 2) Мочи, мочи, дождь, Дам тебе гущи! На нашу рожь, Хлеба каравай! На бабушкину пшеницу, Хоть весь день поливай! На дедушкин ячмень. Поливай весь день. Гром гремучий, тресни тучи, Дай дождя с небесной кручи. №3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ» Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая). Проговори без ошибок 1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка. 2) Проворонила ворона воронёнка. 3) На осинке росинки. 4)Сел сокол на гол ствол. 5) Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата. №4 Прилавок «ЗАГАДКИ» Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа. - Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам. Загадки о неживой природе. Летит птица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча) Шёл долговяз в землю увяз. (Дождь) Скатерть бела, весь свет одела. (Снег) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц) Загадки о животных. Не воин, а со шпорами. (Петух) Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идет, знать даёт. (Собака). Плавала, купалась, сухою осталась. (Утка) Кто на себе свой дом носит? (Улитка) Загадки об овощах. Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук) 10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) 11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста) Загадки об инструментах. 12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор) 13) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила) 14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы) Загадки о домашней утвари. 15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол) 16) Не крапива, а жжётся, не солнце, а печёт. (Печка) Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка. №5 Прилавок СКАЗКИ - Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. Угадайте сказки. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал её кто-то. Кто распростившись с зелёною кожей, Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная) У Алёнушки – сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси – лебеди) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля) Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят) Я по коробу скребён, По сусекам метён, На сметане мешан, На окошке стужен, Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл. Чьи это слова? (Колобок) Кому принадлежат эти слова из сказки? - «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Хаврошечка) - «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко) - «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка) - «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга) - «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса) - «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок) - «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк) - «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька) Сегодня на уроке мы ознакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Перечислите их. |