3 класс. Окружающий мир.
Тема. Дорожные знаки.
Цели деятельности учителя:
Обучающие: создать условия для организации и проведения повторения с учащимися правил дорожного движения; закрепления умения правильно переходить дорогу; актуализации знаний о сигналах светофора, деятельности регулировщика, дорожных знаках.
Развивающие: способствовать формированию и развитию целостности восприятия дорожной среды, развитию речи, внимания, памяти учащихся; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков.
Воспитательные: содействовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, правильного поведения в общественных местах, желания прийти на помощь.
Оборудование: карточки с заданиями, с дорожными знаками, красного, жёлтого, зелёного цветов; таблицы с дорожными знаками; выставка детских работ.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
– Сегодня мы продолжим работу по изучению правил безопасного поведения на дорогах. Вспомним, что узнали на прошлом уроке.
– Как нужно ходить по тротуару?
– Какие правила нужно соблюдать, когда ждёшь автобус или троллейбус?
– Что нужно сделать, если увидишь в транспорте чужие вещи?
Учащимся раздаются листки с вопросами.
Тест «“Да” или “Нет”»
– Правда, что у светофора 4 сигнала? (Нет.)
– Ты переходишь дорогу на красный сигнал? (Нет.)
– Это правда, что дорожные знаки установлены для украшения дороги? (Нет.)
– Говорят, что ты катаешься на лыжах во дворе? (Нет.)
– Правда, что островок безопасности предназначен для игры? (Нет.)
– Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда? (Нет.)
– А знаешь ли ты, что тротуар – это дорога для машин? (Нет.)
– КамАЗ – это машина для перевозки пассажиров? (Нет.)
– Говорят, что, торопясь на уроки, ты быстро перебегаешь дорогу. Это правда? (Нет.)
II. Сообщение темы и цели урока.
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их знать нам не мешало.
Но основные из правил движения
Надо знать как таблицу умножения!
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
– Правильно, мы вспомним всё, что знаем о правилах безопасного движения на дороге, поговорим о главных помощниках на дороге – светофоре и дорожных знаках. Я надеюсь, что вы будете внимательно слушать и запоминать.
III. Повторение изученного материала.
1. Проверка знаний о светофоре.
– Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень внимательными. Мы отправляемся с вами в гости, а к кому, узнаете, разгадав загадку:
• стою с краю улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогаю улицу людям перейти. (Светофор.)
– Да, ваши знания и умения будет проверять Светофорик. Готовы ли вы к этим испытаниям?
– А вы знаете, что означают цвета у него? (Ответы учащихся.)
– А сейчас послушайте немного из истории о светофоре.
Своё происхождение они ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такие семафоры были установлены более ста лет назад в Лондоне. В 1929 году в Москве был установлен первый в нашей стране светофор. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдёт стрелка на красный свет – движение запрещено, зайдёт на жёлтый – надо подождать, пока стрелка не перейдёт на зелёный, означающий, что путь свободен. Управлял всем этим специально приставленный человек. Через несколько лет человека заменило электричество.
2. Игровое задание «Подумай и покажи».
– В стихах потерялись цвета, и вы должны их показать.
Учащиеся поднимают кружочки нужных цветов.
а) На светофоре… (красный) свет!
Для перехода нет пути,
сейчас никак нельзя идти!
б) Пусть запомнят дети твердо:
верно поступает тот,
кто лишь при… (зеленом) свете
через улицу пройдет.
в) Будь внимателен в пути:
влево, вправо посмотри,
ничего опасней нет,
чем бежать на… (красный) свет.
г) Иди вперед! Порядок знаешь.
На мостовой не пострадаешь,
(Зеленый)… свет нам говорит:
«Проходите, путь открыт».
д) … (Желтый) свет – предупреждение,
жду сигнала для движения!
е) Встал на пост… (зеленый) братец,
улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт»!
IV. Изучение нового материала.
1. Для чего нужны дорожные знаки.
Беседа.
– Посмотрите: перед нами улица. По ней движутся транспорт и пешеходы. Наша школа находится рядом с большой проезжей дорогой. Если мы внимательно прислушаемся, то услышим гул движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с проезжей частью проложена дорога для пешеходов – тротуар, и никто никому не мешает. А знаете почему? (Потому что есть строгие правила для водителей и пешеходов.)
– Действительно, чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
– Где движется транспорт? (По проезжей части.)
– Как называется место пересечения улиц? (Перекрёсток.)
– Что служит для движения пешеходов? (Тротуар.)
– Как надо двигаться по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
– А можно ли пешеходам ходить по проезжей части? Почему?
– А что помогает безопасно двигаться по улице как транспорту, так и пешеходам? (Дорожные знаки и светофор.)
– А где устанавливают дорожные знаки? (Их устанавливают там, где этого требует обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности.)
– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Но и для водителей тоже есть много знаков.)
– А кем на дороге являемся мы?
• Если ты идёшь по тротуару, то ты… (пешеход).
• Если ты едешь в автобусе или машине, то ты… (пассажир).
• Если ты едешь на велосипеде, то ты… (водитель).
– Итак, мы можем быть как пешеходами, так и водителями, поэтому необходимо знать дорожные знаки.
– Для чего нужны дорожные знаки?
В давние времена, когда не было машин, а первый автомобиль появился в 1885 году на улицах немецкого города Нейштадт, по улицам ездили и ходили, кому куда захочется. О правилах движения и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной, машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на пожар. Чтобы беспорядка не было, составлены правила уличного движения – законы улиц и дорог. Водитель должен знать, что его ждёт впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому и иностранному туристу. – А о каких знаках вы можете рассказать?
– дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. (Учитель указкой показывает дорожные знаки.)
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам.
2. Группы дорожных знаков.
Беседа.
– Ребята, когда вы вырастете, тоже станете водить транспорт. Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни. Знаки бывают разные. Вспомним, что знаки есть предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Отгадаем загадки о дорожных знаках и покажем их:
• Круглый знак, а в нём окошко, Не спешите сгоряча, А подумайте немножко, Что здесь: свалка кирпича? • Я в кругу с обводом красным, Это значит – тут опасно. Тут, поймите, запрещенье пешеходного движенья. | • Я хочу спросить про знак, Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. • Шли из школы мы домой, Видим – знак на мостовой: Круг, внутри велосипед, Ничего другого нет. |
– Вы отгадали все знаки. Что у них общего? (Они круглые, красного цвета и они запрещающие.) Как вы думаете, почему запрещающие знаки красные? Что символизирует красный цвет?
– а вот теще загадка: • В голубом иду я в круге, и понятно всей округе,
Если вдуматься немножко – … (Пешеходная дорожка.)
Работа по учебнику (с. 14–16). Прочитайте. Внимательно рассмотрите все дорожные знаки.
– На какие группы делятся дорожные знаки? Каково назначение каждой группы знаков?
– Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки? (Периметр тр-ка красного цвета.)
– Что скажете о запрещающих знаках? (Изображение нарисовано внутри красного круга.)
– Найдите их. Что означают знаки стрелок внутри синего круга? (Это предписывающие знаки.)
– Назовите знаки сервиса. (Телефон, автозаправочная станция, столовая, больница, гостиница.)
–Что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? (Информационно-указательные знаки.) Назовите информационно-указательные знаки.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику (с. 14–16).
2. Викторина «Что мы знаем об этих дорожных знаках?».
– ещё одно задание. Представьте себе, что перед вами улица с оживлённым движением.
– Для вас в Школе дорожных знаков организовали викторину «Что мы знаем об этих дорожных знаках?». Сумеем ли мы разобраться в этих знаках?
1. Хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
2. Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти столовую?
3. У нас закончился бензин. По какому знаку мы определим, где нам можно заправиться?
4. Нам нужна медицинская помощь. Как мы определим, где можно найти медпункт, больницу?
3. Обобщение. – Где и когда нам потребуются знания, полученные на уроке?
– А теперь, ребята, дадим торжественное обещание пешехода:
• Переходить по пешеходному переходу. Обещаю!
• Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора. Обещаю!
• Переходить улицу в группе людей. Обещаю!
• Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. Обещаю!
• Не ходить по краю тротуара. Обещаю!
• Не играть возле проезжей части. Обещаю!
• Не разговаривать по телефону при переходе улицы. Обещаю!
• Не кататься на велосипеде, роликах, коньках на проезжей части. Обещаю!
• Неукоснительно выполнять эти правила. Обещаю!
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что вы запомнили? На какие группы делятся дорожные знаки?
– Какое назначение каждой группы знаков? Выскажите свое мнение, закончив фразы:
«Я понял, что…».
«Было интересно…».
«Было трудно…».
«Мне захотелось…».
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
Домашнее задание: учебник, задания 2, 3 с. 17, ответить на вопросы рубрики «Подумай!». Творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак.