СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 кл. Синонимы. Антонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с новыми знаниями. Используется для индивидуальной работы с учащимися с ОВЗ 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«5 кл. Синонимы. Антонимы»

5 класс. Урок русского языка по теме «Лексика»

Синонимы. Антонимы

Цель урока.

1. Формировать компетентности разрешения проблем, информационной компетентности и коммуникативной компетентности.

2. Повторить сведения о синонимах, антонимах; развивать умение опознавать в тексте эти группы слов.

3. Обогащать словарный запас, развивать речь учащихся.

Ход урока

Проверка Д/З.

Ответы на вопросы. Какой раздел науки о языке мы изучаем?

Что такое лексика?

Что означает выражение

«лексическое значение»?

Как называется словарь, где оно

толкуется?

А какие слова мы уже изучили?

Привести по одному примеру однозначного, многозначного и переносного значения слова.


Сегодня знакомимся с новыми группами слов. Цель. Не только запомнить их название, но и уметь находить их в текстах, использовать в речи. Начнем с вопроса. «Почему бежало судно, а велели пристать кораблю в сказке Пушкина?»


а) Ветер весело шумит,

 Судно весело бежит

 Мимо острова Буяна…

 И знакомая страна

 Вот уж издали видна

 Пушки с пристани палят,

 Кораблю пристать велят.

Судно и корабль имеют одно значение — это слова — синонимы.

б)Прочитать определение в учебнике

Есть словари синонимов. Судно — плавучее сооружение для каких-либо

целей.

Корабль — крупное морское судно.

Вопрос. Что общего и чем отличаются значения слов?

Закрепление. Синонимов у одного слова бывает несколько, целый ряд. Сейчас мы его составим.

а)Задание. Закончи предложение и запиши через чёрточку слова в ряд.

(Чтение отрывков из стихотворений. Учащийся объясняет значение слов)

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все… (антракт)

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку)

После урока непременно нужна ребятам… (перемена)

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв)

- Чем являются эти слова?

- В каком слове заключается общее для всех других слов значение? (перерыв)

III. Задание. Прослушать текст, найти повторяющиеся слова, заменить их синонимами (смотри слова для справок).

Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Белоснежное покрывало блестит на солнце. Блестят разноцветные кристаллики, летящие по воздуху. В солнечных лучах блестит на ветвях иней. Яркой белизной блестят среди сугробов стволы берёз. Невозможно глаз оторвать от этой красоты!

Слова для справок: сверкать, переливаться, искриться, светиться, лучиться.

Прочитать текст. Что изменилось в нём? Какую роль сыграли синонимы?

Синонимы можно назвать словами-близнецами за их сходство, а вот слова с противоположным значением можно назвать «спорщиками», «недругами»

  1. Антонимы.

а) Задание. Прочитать текст, выделить в нем пары слов с противоположным значением. Зачитать их.

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

б)Такие слова мы называем антонимы (анти — против)

в) Зачитать определение в учебнике. Что нового в определении?


Задание. Подбери к слову антоним, составь из них пару, определи их часть речи.

Чтение учителем стихотворения Д.Чиарди «Еще одно эхо?»

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь ….НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь ….БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ….НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай …КОНЕЦ

б)Часто антонимы используются для сравнения людей: равнодушный — отзывчивый, лодырь — труженик, вспыльчивый — уравновешенный. в)Поработаем со словами Пессимист — оптимист. Что они обозначают?

Как следует их писать? Запись в тетради словосочетаний со словами.

г)Просмотр мультфильма «Ох» и «Ах». Как можно назвать героев?

д)Подбери антонимы, характеризующие героев мультфильма.

Ох

Ах

Пессимист

…..

…....

шутник

унылый

…........

…....

удачливый

ленивый

….....


Дополнительный материал

Где используются антонимы? (загадки, пословицы, названия произведений)

Задание. Закончить пословицу, используя антоним.

 - Корень учения горек, а плод его …сладок

- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает

- Ученье – свет, а неученье - …тьма

- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого

 - Знай больше, говори …меньше.

 - Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый

 Загадки.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

  1. Антоним антонима? (синоним).

Д/З Заполни таблицу, подбирая к выделенному слову синоним и антоним.


словосочетание

синоним

антоним

1

Легкий рюкзак



2

Легкая задача



3

Легкий мороз



4

Большие дети



5

Большой успех



6

Большой вопрос



7

Свежая рубашка



8

Свежий ветер



9

Свежий хлеб