СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов.»

Тема:А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов.

Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.

Задачи урока

1.        Предметные:

  • дать представление об общественно-политической жизни Рос сии 80-90-х гг. XIXв;

  • расширить познания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова;

  • помочь увидеть индивидуальность писателя через его творчество.

2.        Метапредметные:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

  • развивать способность к самостоятельному мышлению;

  • прививать интерес к творчеству А.П. Чехова.

3.        Личностные:

  • воспитывать любовь к русской литературе и родному языку.

Методические приемы:

  • лекция с элементами беседы;

  • сообщения учащихся;

  • анализ героев ранних рассказов А.П. Чехова;

  • работа с учебником.

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • фотографии А.П. Чехова (разных лет, обязательно 1879-1886 гг.);

  • цитата А.П. Чехова.

Эпиграф к уроку:«Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть». А.П.Чехов

Предварительная подготовка к уроку

К уроку студентам дается задание перечитать знакомые из курса школьной программы рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника».

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент.

II.       Мотивация учебной деятельности.

С А.П.Чеховым вы знакомы со школы. Какие произведения писателя вам знакомы со школы? Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы?(«Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

III.        Работа над новым материалом

Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. Тема сегодняшнего урока: «А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов». (запись в тетрадях),эпиграфа тоже.

Цель урока: дополнить ваши знания о жизненном и творческом пути А.П. Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.

Огромное значение в творчестве любого писателя имеет общественная жизнь страны, политическая ситуация, события, происходящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.

1. Особенности художественного мироощущения Чехова

(работа с учебником Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX века.

II часть. стр. 276-277)

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и, вместе с тем, кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западно-европейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге по лицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки» (редактор М.Е.Салтыков-Щедрин) и другие журналы, которые были названы неблагонадежными.

В начале 80-х гг. Александр III последовательно осуществляет новый политический курс. В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями. В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. - журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А.П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого, в эти годы создает свои лучшие произведения Н.С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики - судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «сред него человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л.Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. XIX в. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, - сказал он однажды. -В жизни нет сюжета, в ней все смешано - глубокое с мелким, вели кое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Таким образом, А.П. Чехов начал печататься в 80-е гг., которые часто называют «эпохой безвременья». И это безвременье, конечно, наложило отпечаток на мировоззрение А.П. Чехова. (студенты записывают тезисы)

2. Становление писателя.( Рассказ учителя).

Чертим таблицу (табл. 1): «Становление писателя».

Таблица 1


Отец- Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна.

1876

Отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве, куда переехал вместе с семьей, но Антон ост-ся,

чтобы закончить гимназию.

1876 - 1879

Заканчивает Таганрогскую гимназию. Учеба, работа, начало творчества.

1879

Он закончил гимназию и переехал к семье в Москву, где поступил в Московский университет,

 на медицинский факультет.                                

1879-1884

Еще будучи студентом I курса университета, начал печататься в журналах: «Стрекоза»,

«Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Существует такая

история о чу де в жизни, творчестве Чехова, о чуде дебюта в печати: во время острого

безденежья, чтобы отметить именины матери, Антон Павлович в один присест написал

рассказ «Письмо к ученому соседу», отослал в ежемесячник «Стрекоза» и на полученный

гонорар устроил  семейный  праздник. За счет литературных заработков А.П.

Чехова семья и держалась на первых  порах в Москве. 5 лет работы в юмористических

журналах явились для Чехова большой школой  мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми:                

•        «Краткость-сестра таланта»;                              

•        «Искусство писать - это искусство сокращать».

1884

Окончив в 1884 г. университет и получив звание

уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой                                           |





1884

Выходит 1 книга рассказов «Сказки Мельпомены» * (шесть рассказов о людях театра).        

Мельпомена - муза трагедии в греческой мифологии                                                                          

1886

Сборник «Пестрые рассказы»

1887

Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы» (за этот сборник ему присуждена Пушкинская академическая премия).        

1887

Сборник «Невинные речи»

1888

Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг.

Вторая пол. 80-х гг

Много работает для театра

:Пьесы «Свадьба» (1889), «Леший» (1889)и др.

1890

А.П. Чехов становится знаменитейшим писателем России.

Например, сборники его произведений выдержали к тому времени много изданий: «Пестрые

рассказы» - 14 изданий, «В сумерках» - 13,«Палата N° 6» - 7, «Каштанка» - 7

1890-1892

Поездка на Сахалин

1893-1894

Книга «Остров Сахалин»

1892

Поселяется в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово.

Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал

«человек в футляре»

1898

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

1899

Пьеса «Дядя Ваня», трилогия: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1901

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер

1902

Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.

1903-1904

Пьеса «Вишневый сад»

1904

В связи с обострением болезни выезжает на лечение  на  курорт  Баденвейлер  (Германия),

  где скончался 2 (15) июля. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

3. Периоды в творчестве А.П. Чехова

А.П. Чехов прожил короткую жизнь (44 года), но создал столько значительных произведений, разных по жанру (рассказы, повести, пьесы), эмоциональному настрою, тематике, что его творчество на протяжении не одного десятилетия является интересным и актуальным, а авторитет непререкаемым. Художественные открытия А.П. Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века.

А.П. Чехов «дал слово» представителям всех слоев и сословий -его проза, пожалуй, самая «населенная» в мировой литературе: в ней живут почти 8 000 персонажей. За 25лет работы в литературе написал свыше 900 произведений, которые вошли в мировую литературу.(разных жанров).

В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:

  • I (или ранний) - 1880-1886 гг.

  • II (или зрелый)-1886-1896 гг.

  • III (или поздний)- 1896-1904 гг.

Чертим таблицу (табл. 2): «Периоды в творчестве А. П. Чехова»(сообщение студентов)

Таблица 2


(Ранний)

1880-1886



Рассказы:   «Письмо   к  ученому  соседу» (1880), «Суд» (1881),

«Смерть чиновника» (1883),

«Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885),

«Лошадиная фамилия» (1885) и др.
Повесть: «Цветы запоздалые» (1882).
Романы: «Ненужная победа» (1882), «Драма на охоте» (1884)

ПЕРИОД

ГОДЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ


II (Зрелый)

1886-1896

1887г. Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы»,1887г. Сборник «Невинные речи»,1888г. Повесть «Степь», «Мужики», «В овраге»,1889г. Пьеса «Свадьба»,1889г. Пьеса«Леший»,Рассказ«Хмурые люди»,Рассказ«Палата№6»Рассказ«Каштанка»,1893-1894гг. «Остров Сахалин»


ПЕРИОД

ГОДЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ


III (Поздний)

1896-1904

1898г. Пьеса «Чайка»,1899г. Пьеса «Дядя Ваня»,

1899г. Драма «Дама с собачкой»,1900г. Рассказы «О любви», «Крыжовник»,

«Человек в футляре», «Ионыч»,1901г. Пьеса «Три сестры»,

1903-1904гг. Пьеса «Вишневый сад»



Первый — «ранний» — конец 1870 — 1886 гг. Как известно, писать юмористические миниатюры Чехов начал еще в конце 1870-х гг. Именно в то время, началось характерное чеховское одиночество, отшельничество, невольный «отказ». Отсюда псевдонимы ранних юмористических набросков: «пустынник Антоний», «старец Антоний». Эти годы дали мощный импульс творчеству. Одиночество творца оказалось плодотворным, благодаря целеустремленности, таланту, воле и трудолюбию. «Одиночество, осознанное и принятое, — это праздник индивидуальности». Чехов уже тогда осознавал свою непохожесть, избранность, индивидуальность. Когда Антон Чехов становится студентом медицинского факультета Московского университета, его склонность к одиночеству способствует утроенной работоспособности. Рядом с легкомысленными братьями Антон, учившийся на очень трудном медицинском факультете, сотрудничавший сразу с несколькими журналами и своими гонорарами кормивший семью, выглядел тружеником. «Жить семейно ужасно скверно», — писал Чехов к Н. А. Лейкину в ноябре 1885 г. В годы студенчества его уже преследовали первые приступы болезни (туберкулез легких), что также обостряет его чувство избранности и одиночества.

Второй период — «зрелый» (1886 — 1996гг.). Исследователи говорят о трех кризисных, поворотных моментах в его творчестве за эти 9 лет.

1. Первый кризис — конец 1886 — 1887 гг. Зима — весна 1886г. — взлет писательской карьеры Чехова: его замечают редакторы крупных изданий. Дмитрий Григорович пишет ему письмо, призывая не тратить силы и талант на пустяки. Чехова «призывают» в большую литературу, и он начинает сотрудничать с газетой «Новое время» Алексея Суворина.Рассказы этого периода фокусируют внимание на одинокой личности, отчужденной от мира. И сам автор замкнут, постоянно раздражен. Летом 1887 г. Чехов посетил родной Таганрог, откуда написал брату Александру знаменитое «потерянное» письмо, в котором шла речь о невостребованности духовного потенциала, об одиночестве и чувстве ненужности в мире. 2.Второй кризис наступает на рубеже 1888 — 1889 гг. Это время, когда Чехов балансирует между «Северным вестником» и газетой «Новое время», отстаивает независимость своей творческой позиции. Газета «Новое время» организовала кампанию против писателей-евреев Н. Минского, С. Надсона и А. Волынского. Чехов, не желая участвовать в этой травле, пишет для журнала «Северный Вестник» («Степь» (1888), «Огни» (1888)). Но вскоре редакторы этого журнала Н. К. Михайловский и А. М. Евреинова организовали поход против Л. Н. Толстого, которого Чехов боготворил. Независимость позиции Чехова оценивается ими как «равнодушие». В рассказе «Огни» герой, как и автор, испытывает «ощущение страшного одиночества… Ощущение гордое, демоническое, доступное только русским людям, у которых мысли и ощущения так же широки, безграничны и суровы, как и их равнины, леса, снега». Этот конфликт разрешается отъездом на Сахалин и путешествием по Сибири. Зачем Чехов отправляется в 1890 г. в изнурительное путешествие через всю Россию на Сахалин? Этим вопросом задаются многие исследователи творчества писателя. Ответы самые разные, но все единодушно выделяют один из мотивов — желание подвига, испытания предела своих сил. Сам Чехов в письме к А. С. Суворину объясняет это так: «Надо себя дрессировать». Немаловажен и тот факт, что за такой относительно короткий период писатель успел побывать в Индии, Китае, в Сингапуре и на Цейлоне, после чего в шутку заключил: «Я не видел большой разницы между заграницей и Россией».3.Третий кризис (1892 — 1896гг.) — время окончательного разрыва с редакциями «Нового времени» и «Северного вестника», время социальных и личных неудач. В эти годы внутренний разлад усугубился еще и безуспешными попытками создать роман. Многие исследователи (в частности, Ю. Соболев, Н. Разумова, Е. Толстая) считают, что эта неудача связана с отсутствием у Чехова позитивных основ мировоззрения, необходимых для крупной формы. Но именно «на сломе» духовных исканий пишутся самые пронзительные и художественно емкие произведения: «Дуэль» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Три Года» (1892). Этот период в творчестве Чехова принято называть Мелиховским. Имение в Мелихово Антон Павлович купил у знакомого художника в 1892 г. Оно находится недалеко от станции Лопасня (с 1954 г. Лопасня называется г. Чехов) на Серпуховском направлении Московско-Курской ж. д. Из шумной и дорогостоящей Москвы Чехов с семьей переселяется в Мелихово. Тогда и начинается «чеховское пустынножительство». В письмах к друзьям он так и говорит: «Если бы Вы согласились посетить мою пустынь…». Мелиховское заточение неоднократно прерывалось: в 1894 г. вместе с Алексеем Сувориным Чехов путешествует по Черному морю (Ялта, Одесса), по Европе (Вена, Милан, Ницца, Париж, Берлин); с осени 1897 г. по весну 1898 г. живет за границей (Ницца, Париж), лето проводит в Мелихово.В Мелихово Чехов закончил начатую еще в 1892 г. книгу «Остров Сахалин», занимается врачебной практикой, участвует в деятельности санитарной комиссии в разгар холеры и попечительстве сельских школ, пробует себя в качестве присяжного заседателя. Однако при такой активной деятельности он продолжает поэтизировать свое одиночество, которое увлекает его жаждой уединенного творческого труда, стремлением быть наедине с собой, своими героями и в своем мире. Одиноки и чеховские герои: одинок в жутком больничном флигеле Иван Громов с его знаниями и умом, чуткостью к чужой боли; одинок и обречен на вечную разлуку художник Старцев; одиноки в своем служении искусству Константин Треплев и Нина Заречная; одиноки сестры в провинциальном городе…

Третий период — «поздний» (1896 — 1904 гг.)Болезнь писателя усугубляется, и он переезжает в Ялту, откуда ведет обширную переписку с писателями, актерами Художественного театра, активно работает над пьесами «Три сестры», «Вишневый сад». В Ялте будут написаны рассказы «Архиерей», «В овраге», «Невеста», отличающиеся необычайно глубоким драматизмом сюжета.


Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 произведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.

Пробой творческих сил А.П. Чехова в 80-90-е гг. стала юмористика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др. Таким журналам требовались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, простом. Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, как будто «сняты скрытой камерой».

1)Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? (За счет портретных зарисовок.)

Типичный чеховский персонаж - это человек из толпы, и смех он вызывает не какими-то странностями или причудами, а, наоборот, своими, в общем-то, заурядными поступками.

В своих юмористических рассказах Чехов писал о мелочах повседневного быта, о чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в своих рассказах возмущения, избегал морали, он смеялся, и только.

2)А как вы думаете, речь персонажей способствует достижению юмористического эффекта? (За счет речи самих персонажей.)

А.П. Чехов писал: «Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».

4.Герои ранних рассказов А.П. Чехова.(сообщение студентки)

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель-реалист. В своих рассказах главными врагами Чехов называл ложь, лицемерие и произвол, говорил о вдохновенном труде и здоровых человеческих отношениях, отрицал ложь в семейной жизни, науке и искусстве, симпатизировал простому народу.
В юмористических рассказах у Чехова - схематичные персонажи и упрощенные жизненные ситуации. Истории анекдотичны, а персонажи комичны.
В сборнике «Пестрые рассказы» - картины быта и нравов русской жизни, глубокий анализ общественной жизни того времени; здесь мы видим множество характеров «маленьких людей».
В рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» прозвучала сильная критика в адрес самодержавно-полицейского режима. Унтер Пришибеев - наглый, глупый, невежественный и грубый полицейский, который вмешивается в чужие дела, он шпионит за людьми и душит любое проявление свободы.
В рассказе «Хамелеон» затронута тема приспособленчества и «хамелеонства». Главный герой - полицейский надзиратель Очу-мелов - готов пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать и выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя «по-хамелеонски»: они меняют свое поведение в зависимости от обстоятельств.
В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов рисует случайную встречу на вокзале двух друзей детства. Мелкий чиновник, «тонкий», как только узнает, что его старый гимназический друг дослужился до тайного советника и получил две звезды, «вдруг побледнел, окаменел» и начал униженно льстить «толстому», добровольно само-уничижаться.
В рассказе «Смерть чиновника» чиновник Червяков случайно чихнул в театре на лысину статскому советнику Бризжалову, потом надоел ему своими извинениями. А когда вышедший из себя
генерал выгоняет Червякова, то он не выносит потрясения и умирает.
Рассказы «Горе» и «Тоска» показывают глубокий трагизм жизни тружеников-бедняков.
В своих маленьких рассказах Чехов создал образы людей разных профессий и социальных слоев: актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, чиновников, музыкантов, дворников и многих других. Все стороны жизни становятся объектом интереса писателя. Чехов высмеивает обывателей, их пошлость и мещанские нравы.
Антон Павлович Чехов - мастер рассказа, признанный во всем мире. Его коротенькие истории имеют, в основном, незамысловатый сюжет, но наполнены глубоким смыслом. Главные герои в них - люди различных профессий, ведущие разный образ жизни, имеющие свои, непохожие мечты и цели. Обычно А. П. Чехов не стремится познакомить нас со всеми подробностями жизни своих героев, да в этом и нет необходимости. Те ситуации, в которые автор помещает этих людей на страницах своих рассказов, помогают нам узнать об их характере, мировоззрении, внутреннем мире.
Мне кажется, Чехов никогда не придумывает сюжеты для своих рассказов, просто его внимательные и наблюдательные глаза обращают внимание на то, мимо чего остальные проскальзывают не задумываясь. Вот почему, читая о забавном поведении многих героев чеховских рассказов («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник» и др.), в словах автора постоянно ощущаешь какую-то печаль, грусть и даже жалость к этим людям. Чехов никогда не смеется над своими героями, он только сожалеет, что они поступают таким образом, не имея возможности посмотреть на себя со стороны. И он дает им эту возможность. В этом проявляется не только мастерство Чехова как писателя, но и чуткость, отзывчивость, доброта Чехова-человека.

5. Анализ рассказа А.П. Чехова. (по таблице)

А теперь на примере одного из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. (проанализируем). Возьмем для образца рассказ «Толстый и тонкий».

Чертим таблицу (табл. 3): «Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова»

Таблица 3

Год создания

1883                                                                       

Тема

Раболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество

Завязка

Встреча Толстого и Тонкого

Развитие

Друзья радуются встрече, каждый рассказывает о своей жизни

Кульминация

Тонкий узнает о том, что Толстый дослужился «до тайного советника»

Развязка

Тонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие одноклассника

Фамилии,    имена

Тонкий - Порфирий,

Толстый,- Михаил.

Речь персонажей

Речь Тонкого:

1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?»


Речь Тонкого:

II часть - после кульминации (условно):

«Я, ваше превосходительство...»,

«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как

бы живительной влаги...»

Роль деталей

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился.

Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»


«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь»


«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис-

лоты, что тайного советника стошнило»

IV. Закрепление нового материала

Итак, подведем итоги:

  • Какое влияние на формирование мироощущения А.П. Чехова оказала эпоха 80-х гг. XIX в.?

  • Какие периоды выделяют в творчестве А.П. Чехова?

  • Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова?

  • Каковы герои этих рассказов?

  • За счет чего достигается юмористический эффект в ранних рассказах А.П. Чехова?

  • описание внешности;

  • речь персонажей и поступки героев рассказов и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что, ранний, период творчества А.П. Чехова (1880 - 1886) характеризуется следующими особенностями:

  1. создано около 400 произведений;

  2. в своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев;

3)        в ранний период А.П. Чехов формировался как писатель-
юморист, по-новому разрабатывающий жанр маленького рассказа;

  1. тематика большинства ранних рассказов А.П. Чехова - мелочи обывательского существования;

  2. уже в первые годы своего творчества А.П. Чехов смог зарекомендовать себя как талантливый писатель (например, его сборники неоднократно переиздавались);

  3. мастер короткого повествования, А.П. Чехов обладал удивительным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события целого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержательна;

  4. язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен (в нем и заключается секрет чеховских рассказов);

  5. многие его персонажи стали нарицательными:

  • унтер Пришибеев;

  • хамелеон и др.

V. Домашнее задание

1.Учить лекцию (Таблицу №1 и Таблицу №2 по периодам творчества).

2.Читать пьесу «Вишневый сад», знать содержание.

VI. Организация рефлексивного пространства

Организует беседу с группой по вопросам:

  • Что нового вы узнали?

  • Что было интересным?

  • Что было главным на уроке?

  • Чему научились?

VII. Подведение итогов урока.

Благодарит студентов за работу, объявляет и комментирует оценки.



Приложение 1

Карточка № 1 «Портретная зарисовка»

Задание: назовите персонаж рассказа А.П. Чехова по следующим характеристикам и укажите название рассказа.

  1. Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом.

  2. Он только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.

3. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...

Ответы

  1. Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий»

  2. Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

  3. Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

Приложение 2

Карточка № 2 «Речь персонажа»

Задание: укажите название рассказа и назовите персонаж рас сказа А.П. Чехова:

  1. - В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедни чать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к не му поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

  1. - Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

  • Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

  • Помилуйте... Что вы-с... - захихикал он, еще более съежива ясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Ответы

  1. Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

  2. Толстый, Миша. «Толстый и тонкий».