СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1


141650, Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 4-А

тел.: 8 (496 24) 6-33-26, e – mail: vis_scool1@mail.ru






Тема урока:

А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания.

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.

  • развивать аналитическое мышление, устную речь, память, внимание, коммуникативные навыки.

  • воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе, культуру чтения драматических произведений.

Оборудование и ресурсы: презентация по теме урока.


Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами» (А. Пушкин).

1. Беседа

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение. А сегодня давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? Чем они отличаются от произведений других жанров?

Особенности драматического произведения:

Основные виды драматических произведений.

отличительные признаки комедии.


2. Словарная работа

Цензу́ра

III. Осмысление. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

- Сегодня мы начинаем разговор о комедии «Горе от ума». Ее судьба не менее загадочна и трагична, чем судьба самого автора. Споры о комедии начались задолго до того, как она была напечатана и поставлена на сцене, не утихают они и до сих пор.

Современник Грибоедова А. Бестужев был убежден, что «будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных». Эти слова оказались пророческими: почти двести лет прошло со времени создания комедии «Горе от ума», но она неизменно присутствует в репертуаре драматических театров. Комедия Грибоедова поистине бессмертна. О ее загадочной и трагической судьбе - наш сегодняшний разговор.

2. Сообщения учащихся

История создания комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» - лучшее произведение Грибоедова, хотя и не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных светских комедий - по образу французских.

История же создания этой комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.

Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

Лучший друг Грибоедова С.Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

Рассказывают, что в 1820 г. в далеком Тавризе, в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А.А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя - Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.

Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:

- Дайте мне обещание, что напишете.

- Что же вам угодно?

- Сами знаете.

- Когда же должно быть готово?

- Через год непременно.

- Обязываюсь.

- Через год, клятву дайте...

Пробудившись, Грибоедов поклялся: «Во сне дано, наяву исполнится...» И он сдержал слово, правда, с некоторым опозданием: не через год, а через четыре. В 1824 г.

Однако В.В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя Шнейдеру в то время было более 70 лет, и, возможно, он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Собирая материал для осуществления замысла, Грибоедов много ходил по балам, светским вечерам и раутам. С 1823 года Грибоедов читает друзьям отрывки из пьесы, закончена же первая редакция комедии уже в Тифлисе, в 1824 году, её отражает так называемый «Музейный автограф» Грибоедова. В этой редакции еще не было объяснения Молчалина с Лизой и нескольких других эпизодов. В 1825 году Грибоедов опубликовал фрагмент комедии (7, 8, 9, 10 явления I действия, с цензурными изъятиями и сокращениями) в альманахе «Русская Талия». В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф.В. Булгарина так называемую Булгаринскую рукопись - авторизованный список с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов». Данный текст является основным текстом комедии, отражающим последнюю известную авторскую волю.

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков» - от руки переписанных копий текста. Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправленного списка) в Ревеле.

В 1833 году «Горе от ума» впервые была напечатана на русском языке в московской типографии Августа Семена. Значительная часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой, потому первые издания и постановки были искажены многочисленными купюрами.

Словарная работа

Купюра

Читатели того времени знали полный текст «Горя от ума» в списках, которых сейчас известно несколько сот (а ходило в своё время, очевидно, гораздо больше). Известно несколько фальсифицированных вставок в текст «Горя от ума», сочинённых переписчиками. Первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году.

Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума». Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой.

3. Беседа

- Комедия «Горе от ума» была новым словом в русской литературе. Ее влияние на общество и литературу было ошеломляющим. Высокую оценку ей дали уже современники:

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её среди первых творений народных». (А. Бестужев)

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». (А.С. Пушкин)

«Горе от ума» - феномен, какого не видели мы от времён «Недоросли», полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Всё это завлекает, поражает, приковывает внимание». (А. Бестужев)

- Сам Грибоедов говорил о своём детище так: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

- А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму. Назовите основные черты комедии классицизма.

Основные черты комедии классицизма.

1. Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Словарная работа

Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

2. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня - герой-любовник - второй любовник

3. Обязателен принцип трех единств:

- единство времени: действие развивается не более суток;

- единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

- единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

4. Требования к классицистической композиции: 5 действий, в основе сюжета - личный конфликт.

5. Принцип «говорящих» фамилий (имена героев раскрывают их характеры) и др.


- Дома вы прочитали комедию Грибоедова, скажите, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

- Сохраняется единство времени?

Да, действие укладывается в рамки одного дня.

- Сохраняется ли единство места?

Да, события развиваются в доме Фамусова.

- А единство действия сохранено?

Нет, в пьесе уже не один конфликт.

- Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного бытия, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.

- Соблюдаются ли в комедии композиционные принципы классицизма?

Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 - развязка.

- Какие ещё классицистические черты можно отметить в комедии?

Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза), сохраняет автор и говорящие фамилии.

- Назовите такие «говорящие» фамилии.


- Можем ли мы обнаружить в комедии Грибоедова черты романтизма и реализма? Докажите это.

- А как бы вы объяснили смысл заглавия комедии? Кому, по-вашему, горе от ума?

- Какую роль в пьесе Грибоедова играет любовный конфликт?

4. Групповая работа. Работа с текстом

- Найдите в тексте цитаты, характеризующие героев, поясняющие, какой смысл тот или иной герой вкладывает в понятие «ум».

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание