ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Сопровождение процесса адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Автор: Тимошенко Г.Н.
МАОУ СОШ № 23
г.Волчанск
Цель семинара:
Создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учетом изменяющейся социально- педагогической ситуации.
Задачи:
- Просветительская – информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к пятому классу и их проявлениях у наших пятиклассников;
- Психопрофилактическая – выработка системы единых педагогических требований к пятиклассникам.
Адаптация -
процесс приспособления к изменяющимся условиям среды .
Периоды адаптации
- Первый год жизни ребенка;
2. Ребенок учится говорить;
3. Вхождение ребенка в коллектив; 4. Обучение в школе (1, 5 и 10 классы); 5. Вхождение в студенческую среду ; 6.Рабочий коллектив;
7.Образование семьи.
Уровни адапдации
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
4. Дезадаптированные
Уровни адапдации
ВЫСОКИЙ
- положительно относится к школе;
- прилежен;
- предъявляемые требования воспринимает адекватно;
- учебный материал усваивает легко;
- полно овладевает программой;
- внимательно слушает указания учителя;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет интерес ко всем предметам;
- поручения выполняет охотно;
- занимает благоприятное статусное положение в классе .
СРЕДНИЙ
- положительно относится к школе;
- понимает учебный материал;
- усваивает основное в программе;
- самостоятельно решает типовые задачи;
- внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля со стороны;
- сосредоточен по интересу;
- к урокам готовиться;
- поручения выполняет;
- дружит со многими в классе.
НИЗКИЙ
- к школе относится отрицательно или безразлично;
- жалуется на нездоровье;
- преобладает плохое настроение;
- нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно;
- к самостоятельным заданиям не проявляет интереса;
- к урокам готовиться нерегулярно;
- требует контроля и помощи;
- нуждается в паузах; пассивен;
- близких друзей в классе не имеет.
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ
Трудности адаптации:
- Непонимание детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли;
- Недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми;
- Неправильное отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и ее результатам;
- Обучаемость школьника – способность ребенка к усвоению знаний и способов учебной деятельности;
- Низкая активность личности. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания и т. п.);
- Мотивационная сфера.
Портрет выпускника начальной школы.
Саморегуляция в целом сформирована у 100% уч-ся.(65%-хорошо 27%-средний уровень, 8% низкий уровень).
Низкая спонтанная грамотность
Невысокие речевые способности
Недостаточно развиты логические операции.
Зрительная память у уч-ся развита лучше, чем слуховая и смысловая. У= 4-5 обьектов.
Низкий: Силин, Рямов, Лахин, Васютин, Пуряева.
Социометрический статус в группе благоприятный
Мотивация внешняя преобладает
Внимание в основном среднеустойчивое, больше непроизвольное
Самооценка у большинства адекватная
Портрет пятиклассника.
Мотивация: учебная – 17, социальная – 8, оценочная -5, внешняя -12
Самооценка в основном адекватная, завышенная- Богдан, Медведева, Новаков, Бургарт.
Заниженная- Якимов, Клипов, Малаев, Штейнмец, Рямов
Внимание среднеустойчивое, но более произвольное.
Высокий уровень тревожности.
Зрительная память преобладает. V = 5-6 объектов
Уровень тревожности
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
1. Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они должны лежать в начале урока на краю стола .
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.
- 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.
- 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
3. Если ученик опоздал на урок, ему следует постучаться, извиниться, молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу. Причина опоздания выясняется после урока в индивидуальном порядке.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
4. Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания он сообщает об этом учителю до начала урока, что гарантирует ему отсутствие неудовлетворительной оценки. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
5. Свою готовность отвечать ученик демонстрирует поднятием руки.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
6. Домашнее задание необходимо записывать в дневник. Нельзя уйти с урока, не выяснив, что задано на дом.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
7. Урок заканчивается с разрешения учителя. Ученики уходят из класса, оставив рабочее место в порядке.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
8. Каждый ребенок на уроке должен быть замечен учителем и отмечен его вниманием.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
9. Необходимо анализировать и
комментировать оценки на каждом уроке
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
10. Во время урока нельзя выходить.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
11. Стремиться к тому, чтобы задание
повторять не более двух раз.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
12. Довести до сведений родителей расписание звонков на урок и с урока. Звонки ребенку на мобильные телефоны разрешаются только во внеурочное время или в экстренном случае и лучше учителю.
Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей
- Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они должны лежать в начале урока на краю стола.
- Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.
- Если ученик опоздал на урок, ему следует постучаться, извиниться, молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу. Причина опоздания выясняется после урока в индивидуальном порядке.
- Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания он сообщает об этом учителю до начала урока, что гарантирует ему отсутствие неудовлетворительной оценки. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя.
- Свою готовность отвечать ученик демонстрирует поднятием руки.
- Домашнее задание необходимо записывать в дневник. Нельзя уйти с урока, не выяснив, что задано на дом.
- Урок заканчивается с разрешения учителя. Ученики уходят из класса, оставив рабочее место в порядке.
- Каждый ребенок на уроке должен быть замечен учителем и отмечен его вниманием.
- Необходимо анализировать и комментировать оценки на каждом уроке.
- Во время урока нельзя выходить.
- Стремиться к тому, чтобы задание повторять не более двух раз.
12. Довести до сведений родителей расписание звонков на урок и с урока. Звонки ребенку на мобильные телефоны разрешаются только во внеурочное время или в экстренном случае и лучше учителю.
1. При обучении необходимо учитывать группу риска:
- воспитывать сосредоточенность, активность, нагрузить поручениями.
2. За счет развития положительных сторон личности (старательности, работоспособности, упорства) создавать условия компенсации пониженной обучаемости.
3. Организовать коррекционные занятия с детьми, имеющими высокий уровень тревожности.
4. Продолжить работу по изучению причин неуспеваемости школьников.