СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для подготовительной группы составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи) МБОУ «ФСОШ» СП Д/с «Сказка» с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей ребёнка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фоминская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение детский сад «Сказка»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ФСОШ» С.Н.Маслова__________
Приказ № от 02.09.2019
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для РЕБЁНКА с ТНР
«СМЕШАРИКИ»
на 2019 – 2020 учебный год
Воспитатель :
Левыкина Т.В..
п.Фоминский
2019
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | Адаптированная образовательная программа воспитателя подготовительной группы общеразвивающей направленности для ребёнка с ТНР «Смешарики»
|
Срок реализации | 2019 – 2020 учебный год
|
Наименование учреждения | МБОУ «ФСОШ» структурное подразделение детский сад «Сказка» |
Авторы программы | Попова Е.В. Должность-руководитель СП Образование-среднее специальное Категория - СЗД Левыкина Т.В. Должность - воспитатель Образование – среднее специальное Категория - первая
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Целевой раздел……………………………………………………………………………………4
Пояснительная записка………………………………………………………………………….4
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка……………………………………… 5
Целевые ориентиры……………………………………………………………………………...7
Содержательный раздел………………………………………………………………………….8
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи……………………………8
Содержание логопедической работы с ребёнком с тяжелыми нарушениями речи 6 – 7 лет...,………….,……………………………………………………………………………… 14
Содержание логопедической работы по образовательным областям……………………….18
Организационный раздел………………………………………………………………………..26
Условия реализации программы………………………………………………………………..26
Программно-методическое обеспечение рабочей программы……………………………….28
3.2.1. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в
подготовительной группе для ребёнка с ТНР……………………………………………. 28
3.2.2. Примерный перечень игр и игровых упражнений………………………………………….29
Приложение:
Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, согласно СанПин.
Система непосредственно-образовательной деятельности.
График работы.
Распределение лексических тем в подготовительной группе на учебный год.
Педагогические технологии в коррекционной работе.
1. .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовительной группы составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи) МБОУ «ФСОШ» СП Д/с «Сказка» с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей ребёнка.
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.14 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Цель программы
Создание единого коррекционного - образовательного процесса в группе, способствующего преодолению речевых нарушений.
Задачи
Провести педагогическое обследование ребёнка группы, определить динамику речевого развития ребенка.
Составить дальнейший индивидуальный коррекционно-развивающий план (программу индивидуального сопровождения) работы.
Продолжать реализацию коррекционно-развивающего процесса в группе.
Формировать предпосылки к учебной деятельности.
Анализировать результативность работы на каждом этапе коррекционного процесса.
Проводить профилактическую работу и пропаганду логопедических знаний.
1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка
При разработке программы учитывались рекомендации ПМПК для ребёнка подготовительной группы , выявленный в ходе диагностики речевого развития
Общая характеристика детей подготовительной группы с учётом речевых уровней
(по Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой)
У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна - окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения.
Четвёртый уровень речевого развития: дети с незначительно выраженными нарушениями в лексике, фонетике, грамматике. Нарушения эти чаще проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий; у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно дифференциация звуков. Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а поэтому возникают искажения звуковой модели слова. Степень отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно выступает в сравнении с нормой.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей невнятности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о том, что процесс звукообразования еще не закончен у этих детей. Отмечаются отдельные недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей достаточный, однако, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксами единичности (песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов (пчельник-пчеловод). Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи у одних детей отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут пользоваться ошибочными формулировками. Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
1.3. Целевые ориентиры
Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
Усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок;
Умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
Умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
Составляет различные виды рассказов;
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
Владеет простыми формами фонематического анализа; осуществляет операции фонематического синтеза;
Владеет понятиями «слог», «слово», «предложение»;
Умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
Знает печатные буквы, умеет их воспроизводить;
Правильно произносит звуки;
Воспроизводит слова различной звукослоговой структуры.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжёлых нарушений речи
Педагогические ориентиры:
работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций;
развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
совершенствовать навыки связной речи детей;
вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Подготовительный этап логопедической работы
на третьей ступени обучения
Основное содержание
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм. Освоение новых объемных и плоскостных форм (ромб, пятиугольник, трапеция, куб, пирамида). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление усвоенных величин предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин. Обозначение величины предметов (ее параметров) словом.
Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (темно-коричневый, светло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.
Обучение классификации предметов и их объединению во множество по трем-четырем признакам.
Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).
Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, семи- восьми предметных картинок, геометрических фигур, пяти-семи неречевых звуков и слов).
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей Обучение их выполнению сложных двигательных программ включающих последовательно и одновременно организованные движения (при определении содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях логопед исходит из программных требований образовательной области «Физическое развитие»).
Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных уклада звуков.
Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. обобщения, классификации. Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, а также умению представлять индуктивно-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи.
Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. Учить детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий, обобщать понятия через абстрактное родовое понятие, обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства («Назови, какие бывают», «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без использования наглядной опоры (на основе игрового и житейского опыта).
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению образцу и по речевой инструкции /// ///; // ///; /-; -/; //- -; - - //; -/—/ (где / — громкий удар, - - тихий звук); __ ; … __ ; . __ (где — длинное звучание, - короткое звучание).
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией). Совершенствование познавания звуков, направленного восприятия звучания речи. Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа звука.
Основной этап логопедической работы
на третьей ступени обучения
Основное содержание
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
Усвоение значения новых слов на основе углубления знании о предметах и явлениях окружающего мира.
Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»).
Обучение детей различению предлогов за — перед, за- у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под (по словесной инструкции и по картинкам). Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем.
Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-,-ин-, -ц-, -иц-, -ец- («Покажи, где чай, где чайник», «Покажи, где сахар, а где сахарница», «Покажи, где бусы, где бусина», «Покажи, виноград, где виноградинка»). Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой»: -ищ-, -ин- («Покажи, нос, где носище», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» («Покажи где лапка, где лапища»).
Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение (Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома», (Покажи где птичка улетает из клетки, а где подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»). Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных Муха больше слона, слон больше мухи); инверсии (Колю ударил Ваня. Кто драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных (Петя нарисован Ваней).
Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова)
Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи.
Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением.
Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).
Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках объяснению смысла поговорок.
Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики (честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула — ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, песчаная коса — длинная коса у девочки).
Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет — моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается).
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.
Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.
Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов ( -ниц, -инк-,-ник, -ин-;-ц-, -иц-, -ец-).Совершенствование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-; по-, , пре-, до-).
Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами (-ов- -ев-,-н-,-ан-,-енн-). Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и- (с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь — медвежий. Обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -оват, -еньк- (красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький). Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее (-ей), -е: белее, белей, выше) и аналитическим (при помощи слов более или менее, более чистый, менее чистый) способом.
Обучение детей употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим (при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий) способом.
Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка).
Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный).
Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончится, мы пойдем гулять. Так как Петя заболел, он не пошел в детский сад).
Формирование связной речи. Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта).
Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоение знаний. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса).
Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум).
Совершенствование фонематических представлений.
Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину).
Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).
Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова). Формирование у детей: осознания принципа слоговой строения слова (на материале слов, произношение и написание которых совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (лиса, Маша); из открытого и закрытого слогов (замок, лужок); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (малина, канава), односложные слова (сыр, дом).
Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка), четырехслоговых снов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед).
Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх).
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением :места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе).
Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). Закрепление мягкой атаки голоса.
Обучение грамоте. Формирование мотивации к школьному обучению.
Знакомство с понятием «предложение». Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом).
Обучение составлению графических схем слогов, слов.
Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания, раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знаки) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения.
Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э. Н. X, Ы, Ф. Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3, Ш, Ж, Щ, Р. Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Составление, печатание и чтение:
сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки
сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ)
сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА);
односложных слов по типу СГС (КОТ);,
двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, АЛИСА);
двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слога(ЗАМОК);
двухсложных слов со стечением согласных (ШУТКА);
трехсложных слов со стечением согласных (КАПУСТА);
предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом (Ира мала. У Иры шар. Рита мыла раму. Жора и Рома играли).
Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.
2.2. Содержание работы с ребёнком с ТНР 6 – 7 лет
Направление работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Общие речевые навыки
| 1. Развитие речевого дыхания. Формирование: правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях, умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, умения произвольно изменять силу голоса. 2. Развитие тембровой окраски голоса, умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной деятельности. 3. Формирование умения говорить в спокойном темпе. |
Звукопроизношение | 1.Активизация и совершенствование движений речевого аппарата. Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков и их постановка у вновь поступивших детей. 2. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности. 3. Уточнение артикуляции звуков А,О,У,Э,Ы,И,М,Мь,Н,Нь,К,Кь, Г,Гь, Х,Хь. |
Развитие фонематического анализа, синтеза, представления. Подготовка к обучении. грамоте. | 1. Закрепление знаний признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук, выделять звук на фоне слова. 2. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов из 3-х звуков (мак). Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов из 4-х звуков (лужа, лист). 3. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости -звонкости согласных. 4. Актуализации знаний о буквах А,О,У,Э,Ы,И,М,Н,К,Г,Х. 5. Совершенствование навыка «печатать» буквы и слоги с данными буквами.
|
Работа над слоговой структурой слова | Совершенствование навыка произношения и использования в активной речи 3-сложных слов со стечение согласных и одним-двумя закрытыми слогами (апельсин), 2-сложных слов с двумя стечениями согласных.
|
Лексика | Осень, осенние месяцы, периоды, деревья. Овощи, огород, труд на полях и огородах, заготовки. Фрукты, сад, труд в садах, заготовки. Ягоды, грибы, лес, заготовки. Перелетные и водоплавающие птицы, подготовка птиц к отлету. Дикие животные, детеныши, подготовка к зиме. Домашние животные, детеныши, содержание домашних животных. Одежда, обувь, головные уборы, материалы. Поздняя осень, предзимье, зимующие птицы.
|
Грамматический строй речи
| Образование и употребление: 1. существительных единственного и множественного числа в им.п. по лексическим темам; 2. существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах в предложных и беспредложных конструкциях; 3. существительных с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности; 4. возвратных глаголов и глаголов в разных временных формах; Составление простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинками. Распространение простых предложений однородными членами. Формирование навыка анализа простых предложений.
|
Развитие связной речи | 1. Составление описательных рассказов, загадок-описаний по заданному плану. 2. Пересказ сказок, небольших рассказов по заданному плану. 3.Составление рассказов по серии картин. 4. Ведение диалога. Умение задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. |
Развитие неречевых процессов* | 1. Развитие пальчиковой моторики. 2. Совершенствование (формирование) навыков работы с карандашом. |
| II период (декабрь, январь, февраль) |
Общие речевые навыки
| 1. Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи. 2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3.Закрепление навыка мягкой голосоподачи и умения говорить в спокойном темпе. 4. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1. Продолжение работы по постановке звуков. 2. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. 3. Уточнение артикуляции звуков П, Пь, Б, Бь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь, С, Сь, З, Зь, Ш,Ж,Й. |
Развитие фонематического анализа, синтеза, представления. Подготовка к обучению грамоте. | 1. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. 2. Закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости глухости. 3. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов из 4-х звуков (лужа, кран, винт). 4. Актуализация и совершенствование навыков звукового анализа, синтеза и представлений слов со звуками (см.раздел «Звукопроизношение») 5. Актуализация знаний о буквах П,Б,В,Т,Д,С,З,Ш,Ж. 6. Совершенствование умения «печатать» буквы,. 7. Знакомство с буквой Й.
|
Работа над слоговой структурой слова |
1. Формирование умения произносить 4-сложные слова из открытых слогов (снеговики). 2. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов из 1, 2, 3 слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. |
Лексика | Зима, приметы, календарь. Мой дом, квартира, мебель, материалы. Посуда, бытовая техника. «Новогодний праздник», «Животные Севера и жарких стран», «Мир морей и океанов. Аквариумные рыбы», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Правила дорожного движения», «Профессии. Инструменты», «Наша Армия. Праздник «23 февраля». |
Грамматический строй речи | Закрепление и совершенствование навыков: 1. образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными и увеличительными суффиксами (горища). 2. образования прилагательных в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный). 3. согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. 4. образования глаголов в форме простого и сложного времен (покатаюсь, буду кататься). 5. составления простых предложений; распространения предложений однородными членами. 6. составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины. 7. анализа простых распространенных предложений без предлогов, с простыми предлогами со зрительной опорой и без. |
Связная речь | 1. Совершенствование умения составлять описательные рассказы и рассказы из личного опыта 2. Пересказ рассказов и сказок. 3. Развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию вежливых норм общения. |
Развитие неречевых процессов* | 1. Развитие пальчиковой моторики. 2. Совершенствование навыков работы с карандашом. 3. Усложнение работы по конструированию 4. Совершенствование координации речи с движениями. 5. Дальнейшее развитие логического мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания. |
| III период (Март, апрель, май) |
Общие речевые навыки
| Совершенствование: 1. Речевого дыхания; 2. Навыка звучности, подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру); 3. Навыка голосоведения на мягкой атаке в спокойном темпе; 4. Четкости дикции, интонационной выразительности речи в свободной речевой деятельности. |
Звукопроизношение | 1. Завершение работы по автоматизации поставленных звуков в игровых упражнениях и свободной деятельности. 2. Уточнение артикуляции звуков Ц, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь. |
Развитие фонематического анализа, синтеза, представления. Подготовка к обучению грамоте. | 1.Совершенствование умения дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости, звонкости-глухости, месту образования. 2.Развитие навыков дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования. 3.Совершенствование навыков звукового анализа, синтеза и представлений (слова из 5-6 звуков: трава, калина…). 4. Знакомство с букв. Я,Е,Ё,Ю,Ц,Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ. 5. Формирование представлений о том, что Ь и Ъ не обозначают звуков. 6. Закрепление умений: решать кроссворды, ребусы, читать изографы, узнавать буквы из разных шрифтов, различать наложенные и неправильно напечатанные буквы. |
Работа над слоговой структурой слова | 1.Формирование умения произносить 4-5-сложные слова сложной звукослоговой структуры (погремушка, регулировщик). 2. Совершенствование умения слогового анализа и синтеза слов из 1,2,3,4 слогов; подбора слов с заданным количеством слогов. |
Лексика | Ранняя весна, весенние месяцы. 8марта.Профессии мам. Комнатные растения. Размножение, уход за ними. Первоцветы. Неделя детской книги и театра. Поэты и писатели детям. Перелетные птицы. Труд людей весной. Хлеб. Космос. Сезонные виды спорта. Наша Родина - Россия. Столица-Москва День Победы. Наш посёлок. Скоро в школу. Школьные принадлежности. |
Грамматический строй речи | Совершенствование умений: образовывать и использовать существительные с увеличит. суффиксами и суффиксами единичности; прилагательных в сравнительной степени. 2. Закрепление умений: подбирать однородные определения к существительным; согласования существительных с прилагательными и числительными. 3. Совершенствование умения образовывать глаголы в форме будущего простого и сложного времени. 4. Совершенствование навыков: составления и анализа простых предложен. с однородными членами с предлогами и без, составление сложносочиненных сложноподчиненных предложений. 5.Составление графических схем предложений. |
Связная речь | 1.Совершенствование умения составлять описательные рассказы по картине и серии картин по данному или коллективному плану, рассказы из личного опыта. 2. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и сказок, умения отвечать и задавать на вопросы по тексту. |
Развитие неречевых процессов* | 1. Развитие пальчиковой моторики. 2. Совершенствование навыков работы с карандашом. 3. Совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления. 4. Совершенствование координации, подвижности и ловкости в подвижных речевых играх. 5. Совершенствование конструктивного праксиса. |
*Работа над неречевыми процессами проводится на материале лексических тем. Распределение лексических тем в подготовительной группе - см. Приложение № 5.
2. 3. Содержание логопедической работы по образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие» *
Разделы | Содержание | Интеграция с образовательными областями |
Представления о себе и об окружающем природном мире | Ребенок познает мир живой природы. Ребенок знакомится с миром растений. Ребенок познает мир минералов. Ребенок знакомится с явлениями природы и космосом. | Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие» интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»—раздел «Игра», «Труд», «Представлении о мире людей и рукотворных материалах», «Художественно -эстетическое развитие» —раздел «Изобразительное творчество» «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Музыка» «Художественно –эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество». |
Элементарные математические представления | Количественные представления. Представления о форме. Представления о величине. Представления о пространстве Временные представления. | Интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра» Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» «Представления о мире людей и рукотворных материалах» Интеграция с разделом «Конструирование» Художественно-эстетическое развитие» — «Изобразительное творчество», «Музыка». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»*
Разделы | Содержание | Интеграция с образовательными областями |
Конструирование
| Экскурсии, наблюдения, групповые прогулки с воспитателями, индивидуальные прогулки с родителями с целью знакомства с различными архитектурными сооружениями, рассматривание и беседы по иллюстрированным альбомам, фотографиям, просмотр видеофильмов об архитектурных сооружениях, о строительстве, зданий наблюдения, Выбор элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала (с называнием плоскостных и объемных фигур) Конструирование игрушек Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок .Индивидуальная и коллективная работа по составлению картинок по типу пазлов. Конструирование из палочек. Конструирование улицы с использованием детского игрового комплекта Ознакомление детей со строительством и архитектурой в разные эпохи. | Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах» и «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» Интеграция с разделом «Элементарные математические представления» Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах» Интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах» |
Изобразительное творчество Рисование Лепка Аппликация | Предметное. Рисование разных пород деревьев, связывая образ с «характером» дерева Показ приема изображения предметов на разных уровнях. Рисование одного и того же дерева зимой, летом и осенью, передавая основные цвета времен года, рядом свое изображение. Рисование улицы, парка, участка (по заранее нанесенным пространственным ориентирам — дорожкам). Отражение занятий людей (взрослых и детей) в изображаемой ситуации. Рисование зданий разного назначения (жилой дом-башня, детский сад, магазин, деревенский домик). Отражение в рисунке характерных особенностей домов: количество этажей дверей, окон, наличие некоторых деталей, например балконов жилых домах. Рисование человека. Способы передачи движений рук и ног, наклона туловища, поворота головы в зависимости от действий. Рисование «портретов» друзей, автопортретов, портретов мамы папы. Сюжетное. Рисование по представлению и с натуры натюрмортов, сюжетов литературных и музыкальных произведений, выбирая цветовой фон. Сюжетное рисование, отражающее события из жизни детей и взрослых, сказочные ситуации, ситуации из произведений детской литературы. Предварительные беседы, вызывающие в воображении детей то, что будет нарисовано. Изготовление книжек-самоделок, в которых отражена жизнь детей и их игровой опыт . Декоративное рисование. Рисование ритмично расположенных разнообразных форм: кругов, точек, линий, завитков. Роспись выкроек дымковских игрушек после рассматривания игрушек. Выставка детских работ. Использование поделок для театрализованных игр. Лепка фигур человека и животных с передачей характерных движений Развитие у детей чувства композиции. Лепка скульптурных групп из двух-трех фигур, передача пропорций и динамики действия, соотношение предметов по величине. (длинные уши, длинный хвост, короткий хвост). Лепка фигурок скульптурным способом с последующим их обыгрыванием. Игры и упражнения на развитие умения сравнивать предметы по форме и умения узнавать их по словесному описанию Выполнение узора в круге и в полоске по образцу на основе самостоятельного вычленения принципа чередования элементов Выполнение аппликации фигур человека и животных. Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда. Сюжетная аппликация по сказкам. Изготовление книжек - самоделок по сказкам и рассказывание по ним | Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие», интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра», «Труд», «Представлении о мире людей и рукотворных материалах». «Познавательное развитие» — разделы «Элементарные математически представления», «Конструирование». Интеграция с образовательными областями «Социально -коммуникативное развитие»— раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие» Интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представлю о мире людей и рукотворных материалах», «Труд». Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие» Интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Познавательное развитие» — разделы «Элементарные математические представления», «Конструирование» Интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Труд»; «Речевое развитие». |
Музыка
| Прослушивание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен Музыкально-ритмические движения. Логоритмика. Игра на музыкальных инструментах. | Интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра», «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» «Представления о мире людей и рукотворных материалах» Интеграция с разделом «Конструирование» Художественно-эстетическое развитие» — «Изобразительное творчество». |
Образовательная область «Речевое развитие»*
Разделы | Содержание | Интеграция с образовательными областями |
Синтаксическая структура предложения | Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов.
| Логопедическая работа. |
Связная речь | Составление описательных и повествовательных рассказов. Ознакомление с литературными произведениями и рассказывание их Слушание сказок, стихотворений. Разучивание стихотворений. Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол -бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств Разыгрывание по ролям литературных произведений. Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения. Изготовление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций. Показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода. Составление рассказов в виде сообщений. | Логопедическая работа. «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра». Логопедическая работа. «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество». «Художественно эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество». «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд». Логопедическая работа. |
Ознакомление с произведениями искусства (картины, иллюстрации детских книг и т. п.) и рассказы о них. | Рассматривание картин художников. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах. Составление предложений и рассказов по картинам. Коллективные работы на тему картины: диорама по сюжету картины, коллективный рисунок-аппликация с последующим рассказыванием по содержанию картины. Экскурсии в музеи, картинные галереи (вместе с родителями). Экскурсии в мини- картинные галереи ГДОУ. | Логопедическая работа. Социально-коммуникативное развитие — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах». «Художественно-эстетическое развитие» - раздел «Изобразительное творчество».
|
Обучение грамоте | Знакомство с понятием предложение. Составление графических схем предложения. Составление графических схем слогов, слов. Знакомство с печатными буквами. Составление, печатание и чтение: - сочетаний букв; - слогов; - слов различной слоговой структуры; - предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом. Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов. | Интеграция с логопедической работой по всем направлениям подраздела.
|
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»*
Разделы | Содержание | Интеграция с образовательными областями |
Игра | Режиссерские игры, игры – драматизации, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, изготовление игровых атрибутов, строительно – конструктивные игры с последующим разыгрыванием игровых сюжетов, создание игровой предметно – развивающей среды, самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых по различным темам, проигрывание сюжетных линий, соединение двух – трех сюжетных линий в единую игру, игровые ситуации, в которых возникает необходимость менять сюжетную линию в определенных условиях, сюжетно – ролевые игры, разворачивающиеся на нескольких планах. Театрализованные игры. Игры – имитации образов сказочных персонажей, последовательных действий человека, животных и птиц, разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений. Игры – импровизации по сюжетам литературных произведений, с театральными куклами, изготовление атрибутов для театрализованных игр. | Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» - раздел «Физическая культура» Интеграция с разделом «Труд» Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» - раздел «Конструирование» Интеграция с разделами «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Труд»
|
Представления о мире людей и рукотворных материалах | Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников. Ребенок в мире игрушек и игр. Ребенок в детском саду. Ребенок знакомится со страной, жизнью людей в обществе и их трудом. Ребенок познает мир техники.
| Интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие» - раздел «Конструирование». «Художественно – эстетическое развитие» - раздел «Изобразительное творчество», «Физическое развитие» - раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене». Интеграция с разделами «Труд», «Игра», «Безопасное поведение в быту, социуме, природе». |
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
| Безопасность в доме (детском саду). Безопасность на улице, в природе. | Интеграция с разделом «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра», «Труд». Интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие». Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие» - раздел «Развитие представлений о себе и об окружающем природном мире», «Художественно – эстетическое развитие» - раздел «Изобразительное творчество». |
Труд | Хозяйственно – бытовой труд. Труд в природе. Ручной труд. | Интеграция с образовательными областями «Физическое развитие» - раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене», «Художественно – эстетическое развитие» - раздел «Изобразительное творчество», «Познавательное развитие» - раздел «Элементарные математические представления», с разделами «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Игра». |
*интеграция направлений в логопедической работе
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы
Структура образовательного процесса в группах для ребёнка с ТНР в течение дня состоит из трех блоков:
1.Первый блок (продолжительность с 7.30 до 9.00 часов) включает:
совместную деятельность воспитателя с ребёнком;
свободную самостоятельную деятельность детей.
2.Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития ребёнка, которая организуется в форме игровых занятий.
3.Третий блок (продолжительность с 15.10 до 16.00 часов):
коррекционная, развивающая деятельность ребёнка с логопедом, осуществляющим образовательный процесс;
самостоятельная деятельность ребёнка и их совместная деятельность с воспитателем.
Образовательная деятельность с ребёнком по «Программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. четыре недели в году (две в начале сентября и две в начале мая) отводятся на диагностику Уровня знаний и умений детей по всем разделам программы.
В летний период непосредственная образовательная деятельность не рекомендуется. Вместо нее возможно проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия, а также увеличивать продолжительность прогулок.
В работе с ребёнком с общим недоразвитием речи используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая, коррекционно-развивающая, проектная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.
Коррекционно-развивающая. Осуществляю коррекционную работу, направленную на предупреждение, компенсацию и коррекцию нарушений в речевом развитии.
Игровая. С помощью игровой деятельности формирую практические навыки по применению полученных знаний. Использование игр на занятии способствует достижению предполагаемых результатов освоения программы у ребёнка с тяжелым нарушением речи.
Информационно-коммуникативная. Цель – внесение эффекта наглядности в занятии, повышение мотивационной активности, оптимизации взаимосвязи воспитателя, учителя-логопеда и ребенка, всестороннее развитие ребенка. Применяется на любом этапе совместной организованной деятельности:
для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
для сопровождения объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
как информационно-обучающее пособие;
для контроля усвоения материала ребёнком.
Технология сотрудничества. Совместно с ребёнком вырабатываются и обсуждаются цели, содержание занятия, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Личностно-ориентированная. Направлена на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
Здоровьесберегающая. Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы самомассажа, физкультминутки.
Проектная деятельность. Усиливает познавательный интерес ребёнка к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: педагог – ребенок, ребенок – родители, педагог – родители. Эта технология достигает различные цели: может являться развлечением, перерастающим в творчество, а также обеспечивает признание важности и необходимости его в коллективе. Результатом работы для ребёнка может быть рисунок, альбом или итоговое мероприятие. В ходе реализации данного вида деятельности у ребёнка развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Консультативное сопровождение. Благодаря этой технологии осуществляется постоянное консультативное взаимодействие с воспитателями, работающими в группе и другими специалистами ДОУ.
Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, согласно СанПин – см. Приложение № 2.
Система непосредственно-образовательной деятельности – см. Приложение № 3.
График работы – см. Приложение № 4.
3.2. Программно-методическое обеспечение рабочей программы
3.2.1. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в подготовительной группе для ребёнка с ТНР
№ п/п | Название | Автор |
1 | Развитие звуко - буквенного анализа у детей 6-7 лет. | Е.В.Колесникова |
2 | Логопедическая ритмика | Г.А.Волкова |
3 | «Научите меня говорить правильно». | О.И.Крупенчук
|
4 | «Учим буквы» (для детей 5 – 6 лет).
| О.И.Крупенчук |
5 | «Готовим руку к письму». | О.И.Крупенчук
|
6 | «Играем, читаем, пишем». | Е.О.Астафьева |
7 | Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
| З.Е.Агранович |
8 | Логопедическая азбука. | Е.В.Новикова |
9 | Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
| Л.В.Лопатина Н.В.Серебрякова |
10 | Буквы и слоги. Слова и предложения/Обучение грамоте | Н.П.Кутяпина С.Е.Гаврина |
11 | «Буду говорить, читать, писать правильно». | Г.А.Глинка |
12
| Комплект рабочих тетрадей для подготовительной группы | Н.В.Нищева |
13 | «Вводим звуки в речь». Картотека заданий. | Т.С.Перегудова Г.А.Османова |
14 | Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. | Л.Е.Кыласова |
15 | Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР (комплект). | Н.Э.Теремкова |
16 | «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». | М.Б.Успенский Л.П.Успенская |
17 | Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет. | С.В.Бойко |
18 | Формирование лексико-грамматических представлений. | Т.А.Ткаченко |
19 | Дидактический материал по автоматизации звуков у детей. Альбомы для логопедов | В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко |
20 | Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. | З.Е. Агранович |
21 | «Развиваем графические навыки». | Л.М.Граб |
22 | Графические диктанты. | В.Т.Голубь |
3.2.2. Примерный перечень игр и игровых упражнений
Раздел | Игры и игровые упражнения |
Формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных предоставлений
| «Времена года», «Где такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Угадай-ка», «Цвет и форма», «Цветик - семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?». |
Общая, ручная и артикуляторная моторика | «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на столе». «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков». «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ-хлоп» «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игр( вые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков). |
Мыслительные операции | «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают...», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др. |
Слухозрительное и слухомоторное взаимодействие в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур | «Азбука Морзе». «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др. |
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия | «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как я», «Телефон». «Эхо» и др. |
Фонетический, лексико-грамматический строй речи, связная речь | «Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», «Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит», «Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово», «Ловкий мяч», «Логопедические кубики», «Любопытная Варвара», «Мастера-умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку», «Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слова-неприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши предмет», «Отгадай-ка», «Подбери слова», «Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Слова-близнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова», «Соедини слова», «Создай новое слово», «Солнечный зайчик», «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево». «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Цирк», «Что нужно?», «Что общего?», «Чудесный мешочек», «Чудо-дерево», «Экскурсия», «Я, мы, он, она — вместе дружная страна» и др. |
Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции | «Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино», «Корова». «Немое кино», «Потянем резиночки», «Снежинки», «Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Три медведя» «Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», «Эхо» и др. |
Подготовка к обучению грамоте | «В гостях у бабушки Азбуки», «Добавишь букву, изменишь слово», «Кто больше составит слов9», «Куда спешат звери», «Наборщики», «Не знаешь — научим, не умеешь — покажем», «Новоселы», «Отгадай слово», «Прошлогодний снег», «Слово рассыпалось», «Слоговой аукцион», «Угадай-ка», «Умные клеточки-2», «Умные клеточки-3», «Учитель — ученик», «Чей улов больше?», «Шифровальщики», «Школа» и др. |
3