Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) по предмету «Адаптивная физическая культура», 3 класс.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599)
4. Примерная адаптивная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2 )МБОУ ООШ № 5 «город Бугуруслан»
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, с учетом требований к оснащению образовательного процесса
Основная цель программы – всестороннее развитие личности обучающихся в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальная адаптация.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребёнка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
2.Общая характеристика учебного предмета
В разделе «Знания о физической культуре» даются основные представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, отдельные мышечные группы.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены упражнения с предметами: гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, скакалками.
Также на уроках гимнастики дети должны овладеть навыками лазания и перелезания. Упражнения в лазании и перелезании – эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страха высоты, ощущение пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Раздел «Лёгкая атлетика» традиционно включает в себя ходьбу, бег, прыжки и метания. Обучение элементам лёгкой атлетики и их совершенствование способствуют развитию у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физической культуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Метания развивают у детей координацию движений, силу рук и туловища.
Одним из важнейших разделов программы являются игры. В него включены подвижные игры и элементы спортивных игр, направленные на совершенствование общих двигательных навыков. Благодаря подвижным играм у детей развивается внимание (произвольное и непроизвольное), ловкость, сообразительность, инициативность. Подвижные игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональном климате в коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
4.Личностные метапредметные и предметные результаты
Ученик научится:
- знание основных строевых команд;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- представления о двигательных действиях;
- ходьба в различном темпе с разными исходными положениями.
Ученик получит возможность научиться:
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;
- подача и выполнение строевых команд;
- ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений
5.Содержание учебного предмета
Содержание примерной рабочей программы отражено в четырех разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры».
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Гимнастика
Теоретические сведения. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; упражнения на равновесие;
лазанье; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; передача предметов; прыжки
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Колчас. | Дата | факт |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры | 1 | 2.09 | |
2 | Ходьба с различными положениями рук | 1 | 9 | |
3 | Ходьба через перешагивания через предмет | 1 | 10 | |
4 | Ходьба по разметке | 1 | 11 | |
5 | Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках). Коррекционная игра «Бабочки». | 1 | 23 | |
6 | Повороты по ориентирам. Ходьба по заданным ориентирам в медленном темпе. Коррекционная игра «Веселые ракеты». | 1 | 24 | |
7 | Прыжки на двух ногах. Коррекционная игра «Уголек». | 1 | 25 | |
8 | Метание мяча из седа из-за головы. Коррекционная игра «Пальцевая гимнастика». | 1 | 30 | |
9 | «Школа мяча». Коррекционная игра «Части тела». | 1 | 1.10 | |
10 | «Школа мяча». Коррекционная игра «Что пропало?». | 1 | 2 | |
11 | «Школа мяча». Коррекционная игра «Зайчики-пальчики». | 1 | 7 | |
12 | Корригирующие упражнения. Коррекционная игра «Нос, пол, потолок». | 1 | 8 | |
13 | Упражнения в равновесии. | 1 | 9 | |
14 | Ходьба с сохранением правильной осанки. | 1 | 5.11 | |
15 | Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов | 1 | 20 | |
16 | Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов | 1 | 25 | |
17 | На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений. | 1 | 26 | |
18 | На материале гимнастики: упражнений на внимание. | 1 | 27 | |
19 | На материале гимнастики: упражнений на внимание. | 1 | 2.12 | |
20 | На материале гимнастики: упражнений на ловкость и координацию | 1 | 3 | |
21 | На материале гимнастики: упражнений на ловкость и координацию | 1 | 4 | |
22 | Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков | 1 | 9 | |
23 | Игры с мячом: «Мяч по кругу» | 1 | 10 | |
24 | Игры с мячом: «Не урони мяч». | 1 | 11 | |
25 | Равновесие. Ходьба на гимнастической скамейке с предметами. | 1 | 16 | |
26 | Равновесие. Ходьба на гимнастической скамейке с предметами. | 1 | 17 | |
27 | Равновесие. Ходьба на носках с различными движениями рук. | 1 | 18 | |
28 | Равновесие. Ходьба на носках с различными движениями рук. | 1 | 23 | |
29 | перешагивание через предметы: кубики, кегли. | 1 | 24 | |
30 | перешагивание через предметы: большие мячи | 1 | 25 | |
31 | перешагивание через предметы: кубики, кегли, большие мячи | 1 | 29 | |
32 | Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных и.п.: сидя, стоя, лежа | 1 | 17 | |
33 | Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных и.п.: сидя, стоя, лежа | 1 | 18 | |
34 | Упражнения на дыхание: дыхание по подражанию «понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки» | 1 | 19 | |
35 | Упражнения на дыхание: дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос. | 1 | 24 | |
36 | Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы) | 1 | 25 | |
37 | Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы) | 1 | 26 | |
38 | Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: «ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка» | 1 | 3.03 | |
39 | Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя «Каток», «Серп» | 1 | 4 | |
40 | Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя «Окно», «Маляр» | 1 | 5 | |
41 | Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя «Кораблик», «Ходьба» | 1 | 10 | |
42 | Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя «Лошадка», «Медвежонок» | 1 | 11 | |
43 | Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках | 1 | 12 | |
44 | Ходьба и бег: ходьба в различном темпе: медленно, быстро | 1 | 17 | |
45 | Ходьба и бег: бег в чередовании с ходьбой | 1 | 18 | |
46 | Ходьба и бег: ходьба и бег в медленном темпе | 1 | 19 | |
47 | Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180 | 1 | 30 | |
48 | Прыжки: прыжки на одной ноге с продвижением вперед. | 1 | 31 | |
49 | Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом | 1 | 1.04 | |
50 | Развитие гибкости: ходьба широким шагом; наклоны. | 1 | 7 | |
51 | Развитие гибкости: «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой | 1 | 8 | |
52 | Развитие гибкости: махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях | 1 | 9 | |
53 | Развитие гибкости: индивидуальные комплексы по развитию гибкости. | 1 | 14 | |
54 | Подвижные игры -игровые упражнения и игры-задания | 1 | 15 | |
55 | Подвижные игры -игровые упражнения и игры-задания | 1 | 16 | |
56 | Игры на развитие внимания и памяти: «Отгадай по голосу» | 1 | 21 | |
57 | Игры на развитие внимания и памяти: «Отгадай по голосу» | 1 | 22 | |
58 | Игры на развитие внимания и памяти «Все ли на месте» | 1 | 23 | |
59 | Игры на развитие внимания и памяти«Все ли на месте» | 1 | 28 | |
60 | Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок» | 1 | 29 | |
61 | Коррекционно-развивающие игры: «Узнай, где звонили» | 1 | 30 | |
62 | Коррекционно-развивающие игры: «Собери урожай». | 1 | 5.05 | |
63 | Игры с бегом и прыжками: «Прыжки по кочкам». | 1 | 6 | |
64 | Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «Подбеги к своему предмету» | 1 | 7 | |
65 | Игры с бегом и прыжками: «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам». | 1 | 12 | |
66 | Игры с мячом | 1 | 19 | |
67 | Экскурсии в природу. Игры. | 1 | 20 | |
68 | Экскурсии в природу. Игры. | 1 | 21 | |
7.Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Изображение спортивного инвентаря на картинках.
Мячи детские резиновые
Флажки.
Обручи.
Коврики гимнастические
Скакалки
Мячи теннисные
Эстафетные палочки
Скамейка гимнастическая