СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по технологии (труду) для обучающихся с умственной отсталостью 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Технология (Труд)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.

         Учебный предмет «Технология (Труд)»» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных компонентов личности – интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по технологии (труду) для обучающихся с умственной отсталостью 4 класс»

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Технология (Труд)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.

Учебный предмет «Технология (Труд)»» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных компонентов личности – интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Цель программы: способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготовить их к общетехническому труду.

Задачи программы:

  • освоение элементарных знаний о видах труда, обучение доступным приемам труда;

  • овладение умениями и навыками ориентироваться в задании, планировать свою работу, контролировать свою работу;

  • коррекция и развитие самостоятельности в труде;

  • воспитание положительных качеств личности ученика – трудолюбия, настойчивости, уважение к людям труда;

  • формирование трудовых качеств, привитие интереса к труду, организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, способствует более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы.

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда проходят экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах проводятся в специально оборудованной мастерской.

Основные содержательные линии

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

  • значение производства товаров для жизни людей;

  • сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

  • демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

  • соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

  • знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение «Технология (Труд)» отводится всего 168 часов, из них в первом классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3, 4 классах 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

Ученик получит возможность для формирования:

  • социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • различать способ и результат действия;


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить сравнение;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • С помощь учителя выделять и формулировать познавательную цель;

  • построение рассуждения;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • слушать собеседника;

Предметные результаты

Раздел «Работа с глиной и пластилином»

Ученик научится:

  • рационально использовать пластилин и природный материал;

  • соединять пластилин с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин;

Ученик получит возможность научиться:

  • закреплять детали на подставке;

  • использовать цвета пластилина в макете;

  • рационально использовать случайные материалы;


Раздел «Работа с бумагой»

Ученик научится:

  • сочетать цвета бумаги в орнаменте;

  • составлять аппликации;

  • размещать на листе бумаги элементы аппликации;

  • смазывать детали аппликации клеем и наклеивать их.

Ученик получит возможность научиться:

  • размечать бумагу и картон по линейке и шаблону;

Раздел «Работа с природными материалами»

Ученик научится:

  • соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

  • рационально использовать случайные материалы;

Ученик получит возможность научиться:

  • компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Раздел «Текстильные материалы»

Ученик научится:

  • правильно пользоваться иглой и наперстком;

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия;

  • вышивать по линиям рисунка;

  • оформлять ткань бахромой.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (66 часов)

Раздел «Работа с глиной и пластилином» (15ч)

Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Практические работы:

«Изготовление лесенки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины».

«Изготовление забора из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины».

«Изготовление домика из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины».

«Изготовление ёлки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины».

«Изготовление самолёта из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины».

«Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус из двух шаров различной величины».

«Лепка по образцу предметов шаровидной формы: ягод из двух шаров различной величины».

«Лепка по образцу предметов шаровидной формы: мяча из двух шаров различной величины».

«Лепка по образцу предметов шаровидной формы: куклы-неваляшки из двух шаров различной величины».

«Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.)».

«Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: помидора; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.)».

«Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.)».

«Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы; составление композиции (овощи на тарелке)».

«Лепка по образцу предметов овальной формы: огурца; составление композиции (овощи на тарелке)».

«Лепка по образцу предметов овальной формы: картофеля; составление композиции (овощи на тарелке)».

Экскурсия:

Экскурсия на пришкольный участок

Ученик научится:

  • рационально использовать пластилин и природный материал;

  • соединять пластилин с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин;

Ученик получит возможность научиться:

  • закреплять детали на подставке;

  • использовать цвета пластилина в макете;

  • рационально использовать случайные материалы;

Раздел «Работа с бумагой» (18ч)

Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей.

Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

Практические работы:

«Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами».

«Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы».

«Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: змея».

«Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги».

« Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой».

«Изготовление по образцу стаканчика для семян».

«Вырезание полосы».

« Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике)».

«Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям)».

«Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике)».

«Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик)».

«Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету».

«Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате».

«Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи».

Ученик научится:

  • сочетать цвета бумаги в орнаменте;

  • составлять аппликации;

  • размещать на листе бумаги элементы аппликации;

  • смазывать детали аппликации клеем и наклеивать их.

Ученик получит возможность научиться:

  • размечать бумагу и картон по линейке и шаблону;

Раздел «Работа с природными материалами» (20ч)

Свойства материалов, используемые для работы. Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

Практические работы:

«Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький)».

«Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги».

«Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек».

«Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева».

«Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза)».

«Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза)».

«Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина».

Экскурсия:

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).

Ученик научится:

  • соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

  • рационально использовать случайные материалы;

Ученик получит возможность научиться:

  • компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Раздел «Текстильные материалы» (15ч)

Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

Практические работы:

«Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины». «Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку». «Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги».

«Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей».

«Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке».

«Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки».

« Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг)».

«Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура».

«Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием».

«Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием».

«Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием».

«Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета».

Экскурсия:

Экскурсия в мастерскую.

Ученик научится:

  • разрывать, разрезать, связывать, скручивать нитки;

Ученик получит возможность научиться:

  • завязывать бантиком, петлей;

  • изготавливать кисточки;

Содержание

2 класс

Раздел «Работа с глиной и пластилином» (17 ч)

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел, лепка фигур цилиндрической и конической формы, лепка игрушек-животных и птиц.

Практические работы:

«Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, брус)».

«Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: молотка, рубанка, молотка с квадратным бойком».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка».

«Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: утенок».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: щенка».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: лисы».

«Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса»».

«Лепка по представлению свободных композиций: «Маша и медведь»».

Ученик научится:

  • использовать инструменты, применяемые при работе;

  • выполнять правила безопасной работы;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;

  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;


Раздел «Работа с природными материалами» (13 ч)

Свойства материалов, виды соединений с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.

Практические работы:

«Изготовление по образцу и самостоятельно птички из желудей, перьев и палочек».

«Изготовление по образцу собачки из желудей и палочек».

«Самостоятельное изготовление по образцу рыбки из скорлупы грецкого ореха».

«Самостоятельное изготовление по образцу черепахи из скорлупы грецкого ореха».

«Самостоятельное изготовление по образцу зайца из скорлупы грецкого ореха».

« Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев «Мальчик»».

«Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев «Девочка»».

«Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев «Рамка для фотографий»».

«Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка».

«Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Сова»».

«Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Утка»».

«Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев дуба, пластилина. Композиция «Пальма»».

Экскурсии:

Экскурсия на пришкольный участок с целью сбора природного материала.

Ученик научится:

  • применять различные виды соединения деталей;

  • использовать инструменты, применяемые при работе;

  • применять свойства природных материалов.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;

  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;

  • составить отчет о последовательности изготовления изделия;

  • самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;

Раздел «Работа с бумагой и картоном» (21 ч)

Свойства бумаги, разметка бумаги и картона по линейке и шаблону.

Практическая работа:

«Изготовление коллекции «Сорта бумаги».

«Изготовление аппликации «Дерево осенью»».

«Изготовление маски собачки».  

«Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов».

«Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией».

«Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации, игрушка-машина».

«: Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений игрушка- рыба».

«Изготовление из бумаги (2 кругов) игрушек в форме шара».

«Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос)».

«Разметка бумаги и картона по линейке».

«Изготовление закладки из тонкого картона».

«Изготовление аппликации (грузовик,) с разметкой подложки и деталей по линейке».

«: Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток».

«Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок».

«Изготовление композиции к сказке «Маша и медведь» из складных бумажных фигурок».

«Изготовление по образцу указателя «переход».

Ученик научится:

  • применять сорта и свойства картона;

  • выполнять правила безопасной работы;

  • применять санитарно-гигиенические навыки;

  • делать разметку бумаги и картона по линейке и шаблону;

  • вырезать и намазывать клеем детали.


Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;

  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;

  • самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы.

Раздел «Работа с текстильными материалами» (17 ч)

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями, сматывание нитки в клубок, составление коллекции тканей, раскрой ткани по готовой выкройке, соединение деталей «сметочным стежком», вышивание стежком с перевивом «шнурок».

Практическая работа:

«Сматывание ниток в клубок».

«Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона».

«Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата».

«Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок)».

«Вышивание закладки из канвы с крупным переплетением».

«Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок»».

« Оформление концов закладки кисточками».

Экскурсия:

Экскурсия в швейную мастерскую.

Ученик научится:

  • соединять детали «сметочным стежком»;

  • различать нитки, ткани, их свойства и назначения;

  • применять виды стежков для вышивки.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;

  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;

  • самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;

  • пришивать пуговицу с двумя отверстиями и вышивать стежком с перевивом «шнурок».

Содержание

3 класс

Раздел «Работа с природным материалом» (10 ч)

Свойства материалов, виды соединений с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.

Практическая работа:

«Соединение деталей (скорлупы грецкого ореха, жёлудя, палочек) с помощью пластилина».

«Выбор необходимого материала и способов соединения деталей изделия».

« Соединение деталей (крылаток клена, желудей, травинок) с помощью пластилина».

«Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток (после чтения книг, экскурсий, просмотра видеофильмов)»

Экскурсия:

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Ученик научится:

  • применять свойства природных материалов;

  • различать виды соединений;

  • использовать инструменты, применяемые при работе;

  • применять материалоотходы в сочетании с природными;

  • выполнять правила безопасной работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

  • рационально использовать случайные материалы;

  • компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Раздел « Работа с бумагой и картоном» (24 часа)

Профессия картонажника-переплетчика, свойства картона, разметка бумаги и картона по линейке и шаблону.

Практическая работа:

«Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке».

«Разметка бумаги и картона по линейке. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание аппликации на картон».

«Разметка картона и бумаги по шаблону. Резание картона ножницами по прямым линиям».

«Разметка по шаблону. Резание ножницами по кривым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к изделиям из картона».

« Разметка по линейке. Нанесение рицовки по линейке с фальцем».

«Выполнение рациональной разметки и резание ножницами».

«Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги».

«Разметка разверток по шаблону и линейке, надрез ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий».

Ученик научится:

  • определять виды бумаги;

  • применять свойства бумаги;

  • выполнять правила безопасной работы с ножницами, с клеем;

  • определять сорта картона, его свойства;

  • определять виды соединений;

Ученик получит возможность научиться:

  • размечать бумагу и картон по линейке и шаблону;

  • вырезать и намазывать клеем;

  • резать картон ножницами по кривым и прямым линиям.

  • пользоваться циркулем.

Раздел « Работа с текстильными материалами » (18 часов)

Косой обметочный стежок, пришивание вешалки, обметывание боковых срезов косыми стежками.

Практическая работа:

«Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо». «Выполнение косого обметочного стежка. Оформление концов закладки кисточками».

«Пришивание вешалки и обметывание концов косыми стежками».

«Разметка по шаблону. Сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком».

«Составление простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, перенесенного на ткань. Оформление бахромой».

Ученик научится:

  • применять косой обметочный стежок;

  • определять нитки, ткани, их свойства и назначение;

  • использовать виды стежков, применяемых при вышивке;

  • применять виды вышивок;

  • использовать инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами;

  • выполнять правила безопасной работы.

Ученик получит возможность научиться

  • правильно пользоваться иглой и наперстком;

  • выполнять косой обметочный стежок;

  • пришивать вешалку и обметывать боковые срезы косыми стежками;

  • выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия;

  • вышивать по линиям рисунка;

  • оформлять ткань бахромой.

Раздел «Работа с глиной и пластилином» (16 ч)

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел. Лепка фигур цилиндрической и конической формы. Лепка игрушек-животных и птиц.

Практические работы:

«Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, брус)».

«Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: молотка, рубанка, молотка с квадратным бойком».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка».

«Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: утенок».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: щенка».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: лисы».

«Лепка по представлению свободных композиций: «Теремок»».

«Лепка по представлению свободных композиций: «Заюшкина избушка»».

Ученик научится:

  • использовать инструменты, применяемые при работе;

  • выполнять правила безопасной работы;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;

  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;

Содержание

4 класс

Раздел «Работа с природным материалом» (10 ч)

Ориентирование в задании по вопросам и самостоятельно, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальные изделия — самостоятельно. Планирование при изготовлении изделия. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно, подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Ориентирование на листе бумаги.

Практические работы:

«Изготовление макета к сказке «Кот, лиса и петух». Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке.

«Изготовление макета к прочитанным сказкам».

«Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке».

«Изготовление панно «Весна».

«Изготовление макета кораблика».

«Изготовление из семян растений аппликации «Подводный мир».

«Изготовление из опила аппликации «Животные».

«Изготовление из яичной скорлупы пасхальной открытки».

«Изготовление из круп аппликации на свободную тему».

Экскурсия:

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Экскурсия в природу «Гербарий из весенних цветов».

Ученик научится:

  • применять свойства природных материалов;

  • различать виды соединений;

  • использовать инструменты, применяемые при работе;

  • применять материалоотходы в сочетании с природными;

  • выполнять правила безопасной работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

  • рационально использовать случайные материалы;

  • компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Раздел « Работа с бумагой и картоном» (36 ч)

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.

Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии.

Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.

Практические работы:

«Разметка деталей по шаблону».

« Вырезание деталей ножницами».

«Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника».

«Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей».

«Аппликация — орнамент (коврик)».

« Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.)».

«Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам».

« Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах».

« Вычерчивание отрезков длины, заданных в миллиметрах».

«Изготовление модели парашюта».

« Изготовление модели планера».

«Изготовление макета комнаты».

«Изготовление пакета для семян».

«Изготовление карманов для библиотечных формуляров».

«Конверты для почтовых отправлений (изготовление)».

«Изготовление открытой коробки прямоугольной формы».

«Елочные украшения. Изготовление фонариков».

«Изготовление гирлянд».

«Изготовление снежинок».

«Изготовление полумасок».

«Изготовление корзиночки».

«Изготовление коробочки для новогодних подарков».

«Изготовление коробки маленького размера, квадратной формы из квадрат».

«Изготовление коробки большого размера прямоугольной формы».

«Изготовление аппликации «Первые цветы».

«Изготовление аппликации «Кот в сапогах».

«Изготовление модели автомобиля.

«Изготовление оригами «тюльпан».

«Изготовление оригами «Рыбка».

«Изготовление аппликации «пасхальная открытка».

Ученик научится:

  • определять виды бумаги;

  • применять свойства бумаги;

  • выполнять правила безопасной работы с ножницами, с клеем;

  • определять сорта картона, его свойства;

  • определять виды соединений;

Ученик получит возможность научиться:

  • размечать бумагу и картон по линейке и шаблону;

  • вырезать и намазывать клеем;

  • резать картон ножницами по кривым и прямым линиям.

  • пользоваться циркулем.

Раздел «Работа с глиной и пластилином» (6 ч)

Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подборка цветовых решения изделия. Знакомство с видами и свойства глины, применением глины. Оценка качества глины в полевых условиях, определение готовности глины к работе.

Практические работы:

«Изготовление игрушки. Гриб».

«Изготовление декоративные фигуры зверей и птиц».

«Изготовление декоративные фигуры цветов».

Лепка по сказке «Репка».

Лепка по сказке «Колобок».

Лепка моделей посуды, овощей, фруктов

«Изготовление модели кирпичей по заданным размерам».

«Изготовление скалки».

Ученик научится:

  • использовать инструменты, применяемые при работе;

  • выполнять правила безопасной работы;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;

  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;

Раздел « Работа с текстильными материалами » (16 ч)

Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.

Практические работы:

«Изготовление полотняного переплетения нитей в ткани».

«Изготовление салфетки – прихватки из двух слоёв ткани».

«Украшение, обработка».

«Изготовление подушечки для игл».

«Пришивание пуговиц».

«Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде».

«Стачивание распоровшегося шва».

Ученик научится:

  • применять косой обметочный стежок;

  • определять нитки, ткани, их свойства и назначение;

  • использовать виды стежков, применяемых при вышивке;

  • применять виды вышивок;

  • использовать инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами;

  • выполнять правила безопасной работы.

Ученик получит возможность научиться

  • правильно пользоваться иглой и наперстком;

  • выполнять косой обметочный стежок;

  • пришивать вешалку и обметывать боковые срезы косыми стежками;

  • выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия;

  • вышивать по линиям рисунка;

  • оформлять ткань бахромой.



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2-4.


Дидактическое и методическое обеспечение

Таблица 2


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение


Закон РФ «Об образовании»

Начальное общее образование. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Начальная школа. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2005. – 74с.

Учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.
















Материально-техническое обеспечение

Таблица 3




Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения



Примечание


Печатные пособия




Таблицы в соответствии с основными разделами програм­мы обучения.

Комплекты тематических таблиц

Технология обработки ткани

Технология. Обработка бумаги и картона-1

Технология. Обработка бумаги и картона-2

Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).

Демонстрационный и раздаточный материал.

 Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок",

"Шерсть"

Раздаточные материалы (справочные)



Информационно-коммуникативные средства



CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2, Карнавальные костюмы мистера Маски.

CD «Смешарики» Подарок для мамы. Выпуск 8

CD «Мышка Мия. Юный дизайнер».



Экранно-звуковые пособия



Видеофильмы

DVD «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами».

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

Слайд – комплект с методическим пособием

«Плодовые культуры и цветы сада» - 20 сл.

«Огород и поле» - 20сл.



Технические средства обучения



Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

Магнитная доска. 

Персональный компьютер с принтером. 
Ксерокс.

Фотокамера цифровая.

Видеокамера цифровая со штативом.

Аудио/видеомагнитофон.

CD/DVD-проигрыватели.

Телевизор. С диагональю не менее 72 см.

Проектор для демонстрации слайдов.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование



Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Объемные модели геометрических фигур.

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги.

Заготовки природного материала.



Оборудование класса



Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате­риала.

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках.



Информационно – коммуникативные средства

Таблица 4

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

«Новая начальная школа» 1-4кл. технология


Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;



Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

Путь оригами. История и азбука оригами. Базовые формы, с которых начинается большинство фигурок. Фотогалерея. (http://www.origami-do.ru/index.htm)

Умелые ручки: детское творчество. Аппликации, поделки из пластилина, флористика. Методические рекомендации и фото. (http://tatianag2002.narod.ru/art.html)

Волшебный пластилин. Подборка советов по работе с пластилином: методические рекомендации, условия работы, обустройство рабочего места. (http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1087/index.htm)

.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей

.http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации













Тематическое планирование по трудовому обучению

п/п


Тема урока

Коррекционная цель

Дата

I четверть (9 часов)

Работа с бумагой и картоном (3)

1


Аппликация – орнамент (коврик)

Формирование умения предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения)


2


Предметная аппликация – ковёр из осенних листьев

Развивать умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)


3


Объёмные игрушки из картона и бумаги.

Учиться контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).


Работа с пластическими материалами. (3)

4


Изделия из пластилина. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда.

Коррекция мелкой моторики руки.


5


Изделия из пластилина. Модели овощей. Модели фруктов.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении


6


Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей.

Развивать посредством заданий стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.


Работа с тканью. (3)

7


Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.

Развивать самостоятельность при выполнении трудовых заданий





8


Изготовление салфетки – прихватки.

Формирование организационных умений в труде 


9


Изготовление салфетки – прихватки.

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать)


II четверть (7 часов)

Работа с тканью (3)

10


Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

Обучение доступным приемам труда


11


Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

Развитие самостоятельности в труде



12


Ремонт одежды. Стачивание распоровшегося шва.

Коррекция мелкой моторики руки.


Работа с бумагой и картоном. (4)

13


Ёлочные украшения. Полумаски.

Развивать посредством заданий стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.


14


Ёлочные украшения. Фонарики.

Работа по исправлению недостатков познавательной деятельности (речи, пространственной ориентировки)


15


Ёлочные украшения. Снежинки.

  Учиться контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).


16


Елочные украшения. Гирлянды, корзиночки

Развивать умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)


IIIчетверть (10 часов)

Работа с тканью. (3)

17


Подушечка для игл.

      Формирование умения предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения)


18


Подушечка для игл.

Развивать умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)


19


Подушечка для игл.

Коррекция мелкой моторики руки.


Работа с бумагой. (2)

20


Коробки открытые из тонкого картона.

Вырабатывать умение преодолевать трудности.


21


Коробки открытые из тонкого картона.

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать)


Работа с пластическими материалами. (5)

22


Изготовление свистульки. Роспись.

Обучение доступным приемам труда


23


Изготовление подноса. Роспись.

Развитие самостоятельности в труде



24


Изготовление игрушки. Матрёшка. Роспись.

Развивать посредством заданий стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.


25


Изготовление игрушки. Карусель. Роспись.

Коррекция мелкой моторики руки.


26


Изготовление игрушки. Котёнок. Роспись.

Работа по исправлению недостатков познавательной деятельности (речи, пространственной ориентировки)


IV четверть (8 часов)

Работа с тканью. (4)

27


Мягкая игрушка. Гриб.

Развивать умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)


28


Мягкая игрушка. Гриб.

 Учить контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).


29


Мягкая игрушка. Заяц.

Коррекция мелкой моторики руки.


30


Мягкая игрушка. Заяц.

      Формирование умения предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения)


Работа с бумагой и картоном. (4)

31


Объёмные игрушки. Модель автомобиля.

Развивать посредством заданий стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.



32


Объёмные игрушки. Модель трактора.

Вырабатывать умение преодолевать трудности.


33


Объёмные игрушки. Модель домика.

Формирование организационных умений в труде 


34


Объёмные игрушки. Модель корабля.

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать)