СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) ВАРИАНТ 7.2. По литературному чтению во 2Б классе УМК "Школа России" 2020 – 2021 учебный год (4 часа в неделю) 140 часов_
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Утверждаю:
Директор_________ Михайлова Н.В.
Приказ №_________________
От______________2020г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР)
ВАРИАНТ 7.2.
По литературному чтению
__2020 – 2021 учебный год_
2Б класс (4 часа в неделю) 140 часов_
Составил: О. А. Полуэктова
учитель начальных классов
категория:
соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка.
1. Целевой раздел.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373);
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС НОО;
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004;
5. Программы начального общего образования (авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкиной., 2011г), М.: Просвещение, которая входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам;
6. Авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина предметной линии учебников системы «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования предназначена обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Цель рабочей программы : конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ VII вида:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При обучении чтению знания детей с ОВЗ VII вида должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
График коррекционных занятий с детьми ОВЗ, обучающихся по программе вариант 7.2.
№ урока | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 |
|
|
|
|
|
2 | Занятия с педагогом – психологом По ½ урока Котельников К. Упоров С. |
| Занятия с педагогом – психологом По ½ урока Чурсина Д. Капалеев И.
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 | Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | Занятия с логопедом: По ½ урока Котельников К. Упоров С.
| Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. | Занятия с логопедом: Чурсина Д. | Групповое занятие с логопедом: Котельников К. Капалеев И. Чурсина Д. Упоров С. |
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Предметная область «Филология» – учебные предметы: Русский язык (Формирование грамматического строя речи, грамматика); Литературное чтение; Развитие речи.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, МБОУ СОШ № 10 г. Алапаевска предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе в объеме 4 часа в неделю (140 ч. в год)
Основные требования к учащимся:
К концу 2 класса обущающийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ФГОС начального общего образования;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение».
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
Используемый учебно-методический комплект.
Учебники:
«Литературное чтение» в 2-х частях Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М., «Просвещение», 2007.г
2. Содержательный раздел
Содержание учебного предмета, курса.
Вводный урок по курсу литературного чтения
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание
учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (2 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
Устное народное творчество (12 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые
жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного
народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.
Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану .Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. Оценка достижений
Люблю природу русскую. Осень (8 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта,
А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние
картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.
Оценка достижений
Русские писатели (14 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений
О братьях наших меньших (12 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении.
Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.
Из детских журналов (18 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение. Проект «Мой любимый детский журнал».Оценка своих достижений.
Люблю природу русскую. Зима (10 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений.
Писатели — детям (19 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе».Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское
отношение к изображаемому.Чтение по ролям.С. Маршак. Герои произведений
С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.
С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений
Я и мои друзья (11 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя. Оценка достижений
Люблю природу русскую. Весна (11 ч.) Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения
Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста
в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.
И в шутку и всерьёз (15 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей. Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений .
Литература зарубежных стран (12 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Проект Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель - сказочник». Оценка достижений
Резервные уроки (2 ч.)
3. Организационный раздел.
Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ЗПР (вариант 7.2.) по литературному чтению.
1.Общие положения
1.1. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108), Положении об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ СОШ№ 10, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.
1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.
1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ №10, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.
1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий контроль письменных работ по литературному чтению учащихся с ОВЗ с индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания.
• в 1 - 4 классах – по пятибалльной системе.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения - по четвертям. Частота проведения контрольных срезов определяется учителем.
2.3. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадях обучающихся.
2.4.Контрольную и проверочные работы следует проводить по следам выполненных заданий, закончить до конца четверти за 7-10 дней.
2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным, проверочным работам с учетом старательности, прилежности в учебной деятельности.
2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.
2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.
2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.14. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
2.15. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.
3. Отчётность по текущему контролю
3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в классный журнал.
3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону.
3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в классном журнале по окончании каждой учебной четверти.
3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в сводную ведомость результатов обучения в классном журнале.
Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице.
| Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы) | |||
1 дополнительный класс (отметки не выставляются) | Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям. Знать наизусть 2- 3 стихотворений. Техника чтения на конец года 5-10 слов в минуту. | |||
1 класс (отметки не выставляются) | отметка | 1 полугодие | отметка | 2 полугодие |
| Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям. Знать наизусть 3- 5 стихотворений. Техника чтения на конец года 10-20 слов в минуту | |||
2 класс | отметка | 1 полугодие (отметки не выставляются) | отметка | 2 полугодие |
| | Уметь читать вслух сознательно, правильно целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова - по слогам), соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания; владеть темпом и громкостью речи как средством выразительного чтения; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание; давать подробный пересказ небольшого доступного текста; техника чтения 25-30 сл./мин. | 5 | 30-40 сл. в мин, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова- по слогам). |
4 | 1-2 ошибки, 25-30 сл. | |||
3 | 3-4 ошибки, 20-25 сл. | |||
2 | 6 и более ошибок, менее 20 сл. | |||
3 класс | отметка | 1 полугодие | отметка | 2 полугодие |
| 5 | Без ошибок; 40-45 сл. в мин. | 5 | 50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи. |
4 | 1-2 ошибки, 35-40 сл. | 4 | 1-2 ошибки, 40-50 сл. | |
3 | 3-5 ошибок, 30-35 сл. | 3 | 3-5 ошибок, 30 – 40 сл. | |
2 | 6 и более ошибок, менее 30 сл. | 2 | 6 и более ошибок, менее 30 сл | |
4 класс | отметка | 1 полугодие | отметка | 2 полугодие |
| 5 | Без ошибок; 60-75 сл. в мин | 5 | 70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. |
4 | 1-2 ошибки, 55-60 сл. | 4 | 1-2 ошибки, 60-70 сл. | |
3 | 3-5 ошибок, 50-55 сл. | 3 | 3-5 ошибок, 55 – 60 сл. | |
2 | 6 и более ошибок, менее 50 сл. | 2 | 6 и более ошибок, менее 55 сл |
Тематическое планирование
2 класс (140 ч)
№ п/п | Тема |
Самое великое чудо на свете (2 ч) | |
1. | Знакомство с учебником «Литературное чтение». Введение в тему. «Самое великое чудо на свете» |
2. | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?» |
Устное народное творчество (12 ч) | |
3. | Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. |
4. | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. |
5. | Потешки и прибаутки. Их отличия. Слово как средство создания образа. |
6. | Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. |
7. | Загадки. Распределение загадок по тематическим группам. |
8. | . Сказки. Русские народные сказки. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
9. | Сказка «У страха глаза велики» Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки |
10. | Сказка «Лиса и тетерев» Характеристика героев сказки. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. |
11. | Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. |
12. | Сказка «Гуси-лебеди». Пересказ сказки по плану. |
13. | Викторина по сказкам. Признаки волшебной сказки. |
14. | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа. |
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) | |
15. | Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. |
16. | Осенние картины природы. Лирическое настроение. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
17. | Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности. Олицетворение. К.Бальмонт «Поспевает брусника…». А.Плещеев «Осень наступила…» |
18. | Осенние картины природы. Настроение. А.Фет «Ласточки пропали…» |
19. | Приём звукописи как средство выразительности. А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин «Закружилась листва золотая…». В.Брюсов «Сухие листья…». И.Токмакова «Опустел скворечник…». |
20. | Научно-познавательный и художественный текст В.Берестов «Хитрые грибы». |
21. | Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. М.Пришвин «Осеннее утро». И.Бунин «Сегодня так светло кругом». |
22. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Проверочная работа. |
Русские писатели (14 ч) | |
23. | А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. |
24. | А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…» Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Олицетворение. |
25. | А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин, торжествуя…» Картины природы. Настроение стихотворения. |
26. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. |
27. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. |
28. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения |
29. | И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак». Структура басни, мораль басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. |
30. | И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Нравственный смысл басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. |
31. | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл рассказа. Соотнесение смысла рассказа с пословицей. |
32. | Л.Н.Толстой «Филипок». Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. |
33. | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже». Нравственный смысл рассказа. |
34. | Л.Н.Толстой «Котёнок». Обучение подробному пересказу. |
35. | Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности. Веселые стихи |
36. | Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверочная работа. |
О братьях наших меньших (12 ч) | |
37. | Весёлые стихи о животных. Н.Сладков «Они и мы». А.Шибаев «Кто кем становится» |
38. | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…». И.Пивоварова «Жила-была собака…». Приёмы сказочного текста в стихотворении. |
39. | В.Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения. |
40. | М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. |
41. | М.Пришвин «Ребята и утята». Обучение выборочному пересказу. |
42. | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Характеристика героев. |
43. | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Подробный пересказ на основе плана. |
44. | Б.Житков «Храбрый утёнок». Герои рассказа. Творческий пересказ. |
45. | В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ на основе вопросов. |
46. | Связь человека с природой. В.Бианки «Сова» |
47. | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
48. | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверочная работа |
Из детских журналов (8 ч) | |
49. | Из детских журналов. Проект «Мой любимый детский журнал». |
50. | Игра в стихи. Заголовок. Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?» |
51. | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма. |
52. | Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Д.Хармс «Что это было?». Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». |
53. | Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием. Ю.Владимиров «Чудаки» |
54. | Соотнесение названия стихотворения его содержанию. А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
55. | Проект «Мой любимый детский журнал» |
56. | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проверочная работа |
Люблю природу русскую. Зима (10 ч) | |
57. | Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой |
58. | И.Бунин «Зимним холодом пахнуло…». Картины природы. Настроение стихотворения. |
59. | Сравнение стихотворений о первом снеге. К.Бальмонт «Снежинка» (в сокращении), Я.Аким «Утром кот принёс на лапках…» |
60. | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». Средства художественной выразительности. Авторское отношение к зиме. |
61. | С.Есенин «Берёза», «Поёт зима – аукает…» (в сокращении). Средства художественной выразительности. Сравнение. Олицетворение. |
62. | Урок-концерт. Выразительное чтение стихотворений. |
63. | Сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. |
64. | С.Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям. |
65. | Весёлые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе…». С.Дрожжин «Улицей гуляет…» |
66. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Проверочная работа |
Писатели – детям (19 ч) | |
67. | К.И.Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения. |
68. | К.И.Чуковский «Путаница». Приём звукописи как средство создании образа. |
69. | К.И.Чуковский «Радость». Рифма. |
70. | К.И.Чуковский «Федорино горе». Нравственный смысл сказки. Авторское отношение к изображаемому. |
71. | К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. |
72. | С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. |
73. | С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Заголовок. Содержание произведения. |
74. | С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на части. |
75. | А.Л.Барто «Верёвочка». Настроение стихотворения. Ритм. |
76. | А.Л.Барто «Мы не заметили жука». Звукопись как средство создания образа. |
77. | А.Л.Барто «В школу». Юмористическое стихотворение. |
78. | О детях и для детей. А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» |
79. | Юмористические рассказы для детей. Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. |
80. | Н.Носов «Затейники» Пересказ текста по плану. |
81. | Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста. |
82. | Н.Носов «Живая шляпа». Обучение выборочному пересказу |
83. | Н.Носов «На горке». Герои произведения. |
84. | Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. |
85. | Обобщение по разделу «Писатели - детям». Проверочная работа |
Я и мои друзья (11 ч) | |
86. | Стихи о дружбе и друзьях. В.Берестов «За игрой» |
87. | В.Берестов «Гляжу с высоты на обиду». Э.Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. |
88. | Дружба настоящая и ненастоящая. В.Лунин. Стихотворение «Я и Вовка» |
89. | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа. Нравственно-этические представления. |
90. | Ю.Ермолаев «Два пирожных». Смысл названия рассказа. Нравственно-этические представления. |
91. | В.Осеева «Волшебное слово». Смысл названия рассказа. Нравственно-этические представления. |
92. | В.Осеева «Волшебное слово». Обучение выборочному пересказу |
93. | В.Осеева «Хорошее». Составление плана рассказа. |
94. | В.Осеева «Почему?» Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. |
95. | В.Осеева «Почему»? Друг познаётся в беде. |
96. | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверочная работа |
Люблю природу русскую. Весна (11 ч) | |
97. | Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок |
98. | Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. |
99. | Ф.Тютчев «Весенние воды». Слово как средство создания весенней картины природы. |
100. | Приметы весны. А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Настроение стихотворения. |
101. | А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». Словесное рисование. |
102. | Ценность материнской любви. И.Бунин «Матери» (в сокращении) |
103. | А.Плещеев «В бурю». Учимся задавать вопросы по тексту. |
104. | Учимся оценивать свои поступки. Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел…» |
105. | Урок – концерт. Выразительное чтение стихотворений. |
106. | С.Васильев «Я помню, ранило берёзу…». Проект «Газета «День победы – 9 мая» |
107. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проверочная работа |
И в шутку и всерьёз (15 ч) | |
108. | Весёлые стихи. Б.Заходер. «Товарищам детям» |
109. | Б.Заходер «Что красивее всего?» Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. |
110. | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. |
111. | Э.Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Составление плана. |
112. | Э.Успенский «Чебурашка». Обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. |
113. | Весёлые стихи. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» Инсценирование стихотворения. |
114. | Юмористическое стихотворение. Э.Успенский «Над нашей квартирой» |
115. | Э.Успенский «Память». Авторское отношение к герою. |
116. | В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». Выразительное чтение стихотворений. |
117. | И.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Учимся фантазировать. |
118. | Г.Остер «Будем знакомы». Нравственное содержание сказки. |
119-120. | В.Драгунский «Тайное становится явным». Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. |
121. | В.Драгунский «Тайное становится явным». Нравственное содержание рассказа. |
122. | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Проверочная работа. |
Литература зарубежных стран (12 ч) | |
123. | Литература зарубежных стран. Выставка книг. Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». О дружбе человека с собакой. |
124. | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К.Чуковского), «Храбрецы» (перевод С.Маршака). Сравнение русских и зарубежных песенок. |
125. | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Сравнение русских и зарубежных песенок. |
126. | Ш.Перро «Кот в сапогах». Учимся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию. |
127. | Ш.Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок. |
128. | Ш.Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. |
129. | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои рассказа, их характеристика. |
130. | Э.Хогарт «Мафин и паук». Герои рассказа, их характеристика. |
131. | Э.Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. |
132. | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проверочная работа. Проект «Мой любимый писатель - сказочник» |
133. | КВН «Цветик-семицветик» |
134. | Итоговый урок. Чтение на лето |
135- 136. | Резерв |