СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литературное чтение» для ученика 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литературное чтение» для ученика 3 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МАОУ гимназия №1

_________Л.Д.Хуснутдинова _______ Р.М.Миннибаева ___________ Р.Р.Аюпов

протокол № 1 от ___.08.2020 г. протокол №1 от___.08.2020 г. Приказ № ___ от ______ 2020 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение»

для ученика 3б класса

Левонюк Мирослава


Срок реализации программы: 1 год





Составитель

Гаибова Луиза Талгатовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы «Литературное чтение: программа: 3 класс / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.: Вентана- Граф, 2013», созданная на основе концепции «Начальная школа 21 века», и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Учебник: Литературное чтение: 3 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений: [ авт.сост.Ефросинина Л.А.]-2-е изд. – М.: Вентана-Граф 2013 – 2015г.г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных ипрактических задач.

7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

12.Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно­-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Речевая и читательская деятельность

Обучающийся научится:

- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

- определять и оценивать позиции литературных героев;

- выявлять тему и главную мысль произведения;

- сопоставлять героев, идеи разных произведений;

- составлять план рассказа;

- определять свое и авторское отношение к героям;

- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

- читать по ролям художественное произведение;

- продолжать сюжет произведения, историю героя;

- участвовать в инсценировании произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.


2. Основное содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.

Примерная тематика .Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы-описания (научно­-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно­-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. Д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Башкирские народные сказки Башкирская народная сказка «Урал-батыр»

Башкирская народная сказка «Акьял батыр»

М.Гафури. Басня «Кто съел овцу»

Придание « Таштугай»

Башкирский народный поэт Р.Гарипов Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»

М.Гафури. Басня « Два гуся и лягушка»

Творчество М.Карима

М. Карим. Стихотворение «О березовом листе»

Н.Наджми. Стихотворение «Зима»

М.Гафури Рассказ «Дикий гусь»

Ш.Бабич. Стихотворение «Счастье без края»

Башкирские народные пословицы и поговорки А.Карнай . Рассказ «Жаворонок»

Г Ибрагимов.Рассказ « Начало весны»

Башкирская народная сказка «Как Салават медведя убил»

А. Атнабаев. Стихотворение «Край мой»

Башкирская народная сказка «Бай и нищий»

Д.Киекбаев. Сказка «Почему медведь злится на муравьев»

Башкирская народная сказка « Как собака нашла себе хозяина


3.Тематическое планирование

Согласно авторской программе на изучение программного материала по предмету «Литературное чтение» отводится 136 часов в год. По индивидуальному учебному плану для обучающегося с ОВЗ с ЗПР Вариант 2 на 2020-2021 учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с этим сокращены часы в следующих разделах:



Разделы

Авторская программа

(количество часов)

Сокращение

(количество часов)

Рабочая программа

(количество часов)

1

Устное народное творчество.

16

14

2

2

Басни.

5

3

2

3

Произведения А. С. Пушкина.

10

7

3

4

Стихи русских поэтов.

12

10

2

5

Произведения Л. Толстого

11

9

2

6

Произведения Н. Некрасова.

7

5

2

7

Произведения А. П. Чехова.

6

4

2

8

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.

6

4

2

9

Сказки зарубежных писателей

4

3

1

10

Произведение А. Куприна.

8

6

2

11

Стихи С. Есенина

7

5

2

12

Произведения К. Г. Паустовского

12

5

2

13

Произведения С. Маршака

4

2

2

14

Произведения А. Гайдара

6

4

2

15

Рассказы Л. Пантелеева

5

3

2

16

Произведения М. Пришвина

6

-4

2

17

Произведения зарубежных писателей

11

-9

2


Итого

136 часов

102 часа

34 часа



Календарно-тематическое планирование



Наименование

раздела программы

Тема урока


Кол-во ча

сов

Дата

Примеча- ние

По плану

Факти-

чески

1

Устное народное творчество.

(2 часа)

Русские народные сказки. Сказка «Самое дорогое».


1

1.09



2


Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

1


8.09





3

Басни.

(2 часа).

Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград».

1

15.09



4

И. Крылов «Ворона и лисица».

1

22.09



5


Произведения А. С. Пушкина.

(3 часа)

Проверочная работа № 1

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»,

1

29.09



6

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Обобщение.

1

13.10

13.10

Доп.кан-ы,

уплот.мате

риала, смещ.дат

7

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

20.10

8

Стихи русских поэтов

(2 часа)


Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»,

1

27.10

3.11


9

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1

3.11

10.11


10

Произведения Л. Толстого (2 часа)

Л. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк»

1

10.11

17.11


11

Художественные рассказы Л.Н.Толстого. Рассказ «Прыжок»

1

24.11



12

Произведения

Н. Некрасова.

(2 часа)

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

1.12



13

Н. Некрасов «Славная осень».

1

8.12



14

Произведения

А.П. Чехова.

(2 часа)

А. П. Чехов «Степь».


1

15.12



15

А. Чехов «Ванька».

1

22.12



16

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.

(2 часа)

Рассказы о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

29.12



17

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

12.01



18


Сказки зарубежных писателей

(1 час)

Стихи. Ш. Перро «Подарки феи»

1

19.01



19

Произведение А. Куприна. (2 часа)

Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда».


1

26.01



20

Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда»

1

2.02



21

Стихи С. Есенина

(2 часа)

Стихи о природе. С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

9.02



22

Стихи о природе. С. Есенин «Береза».

1

16.02



23

Произведения К. Г. Паустовского

(2 часа)

Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко».

1

2.03



24

Проверочная работа № 2

Рассказы о животных. К. Паустовский «Кот - ворюга»

1

9.03



25

Произведения С. Маршака

(2часа)

С. Маршак «Урок родного языка».

1

16.03



26

С. Маршак «Ландыш»

1

23.03



27

Произведения А. Гайдара (2 часа)

Произведения для детей. А. Гайдар «Горячий камень»

1

30.03



28

Произведения для детей. А. Гайдар «Горячий камень»

1

6.04



29

Рассказы Л. Пантелеева

(2 часа)

Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово».

1

20.04



30

Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

1

27.04



31

Произведения М. Пришвина

(2 часа)

М. Пришвин «Моя Родина».

1

4.05



32

М. Пришвин «Выскочка»

1

11.05




33

Произведения зарубежных писателей

(2часа)

Итоговая проверочная работа № 3.

1

18.05



34

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк».

1

25.05




























Проверочная работа №1 по разделу: «Басни»

1.Отметь фамилию баснописца.

  • Л.Н. Толстой

  • С.А. Есенин

  • И.А. Крылов

2.Что такое мораль басни?

  • установка

  • правило

  • нравоучение

3. Перечисли басни ____________________________

Проверочная работа №2 по разделу: «Рассказы о животных. Стихи о природе»

  1. Напиши 2 фамилии поэтов, которых вы изучали.

________________________________________________________

2. Отметь имя и отчество Есенина.

  • Александр Сергеевич

  • Николай Алексеевич

  • Сергей Александрович

3. Отметь фамилию поэта, который написал стихи о русской берёзе.

  • С.А. Есенин

  • А.С. Пушкин

  • Н.А. Некрасов

4. Отметь заголовок сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка

  • «Стальное колечко»

  • «Барбос и Жулька»

  • «Умнее всех»

  • «Воробей»


Итоговая проверочная работа № 3.

1. Запиши фамилии русских писателей.

Русские писатели_______________________________________________

2. Прочитай строфу и укажи рифмующиеся слова.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг: 
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

3. Прочитай. Из какого произведения К.Г. Паустовского этот абзац? Подчеркни ответ.

Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес.
Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

  • «Кот-ворюга»

  • «Какие бывают дожди?»

  • «Стальное колечко»
















Нормы оценки знаний, умений и навыков

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающегося техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной

двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

- соблюдает синтаксические паузы;

- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

- может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова;

- допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя;

Для учащихся с ОВЗ оценка «3» ставится, если ученик отвечает на поставленные учителем вопросы, при этом не менее 40% ответов правильны.
Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - допускается ошибка по одному требованию

Оценка "4" - не соблюдены 2-3 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по четырём требованиям

Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - допускается ошибка по одному требованию

Оценка "4" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "3" - допущены ошибки по четырём требованиям

Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, правильно отвечает на вопрос, умеет

подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Допускается ошибка.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки, при этом не менее 40% ответов правильны.

Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.

Техника чтения в 3 классе

В начале, середине и конце учебного года проводиться проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 25 -30 слов;

При оценке принимаются во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка "5" - читает целыми словами правильно, с одной — двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз.

Оценка «4» - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну — две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз.

Оценка «3» - читает в основном целыми словами, трудные слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз.

Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.

Проверочные работы

Оценка "5" – верно выполнено более 3/4 заданий.

Оценка «4» – верно выполнено 3/4 заданий.

Для учащихся с ОВЗ оценка «3» ставится при выполнении не менее 40% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня

Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, в журнал не ставится.

27