Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Керамкомбинат»
Искитимского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________ О.Ю.Яшкова Протокол педсовета № 26 от 29.08.2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ______________А.А. Меновщиков Приказ № 31 - ОД от 30.08.2024 г. |
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
«Труд (технология)»
для обучающихся 9 классов с умственной отсталостью
на 2024-2025 уч.год
2024
Пояснительная записка
Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются дифференцированный и деятельностный подходы, в рамках которых реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Основной целью обучения предмета «Труд» является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном высокотехнологичном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
В процессе обучения предмета «Труд» в 9 классах решаются следующие задачи:
развитие социально-ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
2 Общая характеристика учебного предмета
Курс предмета «Профильный труд» является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд» в 1-4 классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения предмета к практико- теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни, уходу за детьми, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, формирование для каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного общества.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
3 Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Труд», входит в предметную область «Технология»
Программа предназначена для 9 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 час в неделю.
4 Результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты:
проявление доброжелательного отношение к сверстникам, умение сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
-знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
-представления об основных свойствах используемых материалов;
-знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
-отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.); чтение (с помощью учителя) технологической карты используемой в процессе изготовления изделия
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
5 Содержание учебного предмета
Работа на пришкольном участке. Функциональные обязанности дворника. Особенности уборки территории в зависимости от времени года. Инструмент и хозинвентарь для уборки территории. Виды покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Изготовление кормушек и развешивание на пришкольном участке. Виды декоративных кустарников. Правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним.
Вызов пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб.
Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д.
Уход за спецодеждой. Выбор спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты.
Гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования. Учащиеся знакомятся с требованиями санитарии и гигиены служебных помещений. Учатся выбирать моющие средства для предстоящей работы. Изучают режим и правила проветривания помещений. Закрепление навыков ухода за бытовым холодильником. Хранение продуктов, правила разморозки. Ухаживают за комнатными растениями. Выполняют уход за деревянной и мягкой мебелью. Вытирание пыли с различных поверхностей, мытьё полов. Уход за инвентарём после работы
Работа с тканью. Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией.
Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях.
№ раздела/темы | 9 класс Содержание по темам | Кол-во часов |
1 | Работа с бумагой и картоном (12ч) | 12 |
| Закрепление умений и навыков работы с различными видами бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Закрепление умений и навыков путём изготовления картонажных изделий, нарезка бумаги для страничного блока, изготовление обложки для блокнота оформление аппликацией. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, карандашницы и т.д. | 1 2 2 1 1 3 2 |
2 | Работа с тканью (5ч) | 5 |
| Выполнение практических работ: Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание уголков. | 2 3 |
3 | Уборка территории (4ч) | 4 |
| Особенности уборки территории в зависимости от времени года. Знакомство с инструментами и хозинвентарём для работы на пришкольном участке. Знакомство с правилами безопасной работы. Знакомство с видами покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Составляют план изготовления кормушек. Изготавливают кормушки и развешивают на пришкольном участке. | 1 1 2 |
4 | Уход за спецодеждой (4) | 4 |
| Закрепление знаний и умений выбора спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Выполнение практических работ. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты. | 1 1 1 1 |
5 | Гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования (2ч) | 2 |
| Знакомство с требованиями санитарии и гигиены служебных помещений. Выбор моющих средства для предстоящей работы. Изучение режима и правил проветривания помещений. Закрепление навыков ухода за бытовым холодильником. Хранение продуктов, правила разморозки. Ухаживание за комнатными растениями. Уход за деревянной и мягкой мебелью. Вытирание пыли с различных поверхностей, мытьё полов. Уход за инвентарём после работы. | 1 1 |
6 | Уборка помещения (2ч) | 2 |
| Моющие средства. правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения, влажное подметание лестницы, уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими средствами. Мытьё дверей. Мытьё стен и плинтусов. Уход за инвентарём. Повторение правил безопасной работы на пришкольном участке. Правила выбора спецодежды. Повторение правил работы хозинвентарём. | 1 1 |
7 | Вызов пожарной команды, полиции аварийных служб (1ч) | 1 |
| Причины вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб. | |
8 | Культура поведения (2ч) | 2 |
| Значение культуры общения в отношениях людей. Правила поведения в общественных местах. Нормы и формы обращения к различным возрастным группам. Час общения «Профессиональное самоопределение». Проведение ролевых игр «телефонный звонок работодателю», «подача заявления о приёме на работу». | 1 1 |
9 | Уход за растениями (2 ч) | 2 |
| Учащиеся рассматривают виды декоративных кустарников в журналах цветоводство. Знакомятся с правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним. Выполняют практические работы по обрезке кустарников на пришкольном участке, убирают мусор. | 1 1 |
| Итого: | 34ч |