СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предменого "Изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предменого "Изобразительного искусства"»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР




______________И.А. Середина

20.08.2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ "Богучарская СОШ № 1"



_____________ Г.Ю. Алабина


Приказ № _____ от ___________




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»

на 2020-2021 учебный год



Класс: 6 б


Учитель: Иванова Ж. В.








Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися ......................................................................................4

3. Описание места учебного предмета в учебном плане....................................4

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета............ 4

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета...........5

6. Содержание учебного предмета……………………………………………....6

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся..................................................................................9

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.……....................................................................12





1. Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по изо в 6 классе составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной образовательной программы по изо для основного общего образования. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 4/15 от 22.12.2015 ;

6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обу­ча­ю­щи­хся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ "Богучарская СОШ № 1"

7. Учебный план МКОУ «Богучарская СОШ № 1»


Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.


Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР


Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы “не слышит” или “не видит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.


2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Содержание учебного предмета ИЗО способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы ОУ через изучение содержания и языка декоративных видов искусств.

Содержание учебного предмета ИЗО способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы ОУ.

• коррекция и развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение; вербальную (словесную), образную (зрительную),

моторную (двигательную), эмоциональную; кратковременную, долговременную, оперативную);

• выработать умения сравнивать предметы между собой, развивать понимание детьми формы, строение предметов;

• формировать у обучающихся умение и навыки графического изображения с натуры, по представлению, по памяти;

• развивать творческие способности, воображение, дать знание элементарных основ построения рисунка.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение ИЗО согласно учебному плану МКОУ "Богучарская СОШ № 1" в 6классе 17,5 часов (1 час в неделю).


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Освоение и понимание учебного предмета ИЗО направлено на:


• развивитие у детей изобразительных способностей, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление.

• формирование любви к Отечеству, интерес к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.


• содействовать воспитанию эстетического отношения к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, с его универсальным объяснением мира; любви к

Отечеству, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира;

• развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию обучающихся; развивать умение выносить собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;

• дать знания элементарных основ искусства; познакомить детей с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры,

• формировать у обучающихся умение и навыки графического изображения с натуры, по представлению, по памяти;

• развивать творческие способности, воображение, дать знание элементарных основ построения рисунка.




5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметными результатами являются:

 изучения изобразительного искусства проявляются:

  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,

  • В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль

  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.


Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с нарушениями речи не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Ученик научится:

  • правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

  • свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;

  • стараться правильно передавать форму, пропорции, положения предметов;

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);

  • передавать в тематических рисунках пространство (изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов выше, крупнее – близких, мельче – дальних);

  • выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;

  • рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).


Ученик получит возможность научится:

- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.




6. Содержание учебного предмета

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4 ч)

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств.

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников

Мир наших вещей. Натюрморт (4 ч)

Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. (Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса).

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи-1 си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Вглядываясь в человека. Портрет (4 ч)

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих Художников.

Человек и пространство. Пейзаж (5 ч)

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности

Беседа о правилах перспективы в изобразительном искусстве « Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.





7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Тема раздела. Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

Кол-во часов

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (5ч)


Изобразительные искусства в семье пластических искусств.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Беседа, практическая работа


Рисунки учителя,


детские работы Работа в альбоме для рисования

Коррекция памяти, художественного воображения, внимания

1

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования

Коррекция памяти, художественного воображения, внимания

1

Объемные изображения в скульптуре.

Великие скульпторы.

Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы по теме. Обсуждение. Работа в альбоме для рисования


Коррекция памяти, художественного воображения, внимания

1

Мир наших вещей. Натюрморт (4 часов)

Основы языка изображения.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Практическая работа.

Развитие способности обобщать. Совершенствование умения сравнивать два и более предметов и явлений, выделять их сходства и различия.

1




Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования


Коррекция памяти, художественного воображения, внимания

1

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

Рассказ учителя. Просмотр презентации. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования

Формирование умения опосредованного запоминания

1

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России

1

Вглядываясь в человека. Портрет (4 часов)

Образ человека – главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Рассказ учителя. Практическая работа.Работа в альбоме для рисования

Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения

1

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Сатирические образы человека.

Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования

Обсуждение работ Выставка готовых работ

1

Образные возможности освещения в портрете.

Библейские темы в ИЗО.

Рассказ учителя. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Работа в альбоме для рисования

Зарисовывать наиболее интересные образцы .

1

Место и роль картины в искусстве ХХ в.

Великие портретисты.

Работа в альбоме для рисования

Обсуждение работ Выставка готовых работ

1

Человек и пространство. Пейзаж (5 часов)

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

Работа в альбоме для рисования

Выставка готовых работ.

1

14

Пейзаж – большой мир. Пейзаж в русской живописи. Язык и символ.

Работа в альбоме для рисования

Выставка готовых работ.

1

15

Конструктивное и декоративное начало ИЗО.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Урок- беседа с показом репродукций .Работа в альбоме для рисования

Выставка готовых работ.

1

16

История искусств и история человечества. Стиль и направления в ИЗО.

Урок- беседа с показом репродукций

Выставка готовых работ.

1

17

Обобщение пройденного материала.

Урок- беседа с показом репродукций

Выставка готовых работ.

1






И того

17



8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности



Грошенков  И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.

  •  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

  • Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006

  • Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 4- 9 классов, под ред. В. В. Воронковой М.: «Просвещение», 2010г.

  • Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008г

  • И.А. Трошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Москва. Просвещение. 1993 г.

  • В. С. Кузин, Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах, Москва «Просвещение», 1979

  • И. А. Грошенков, Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 1975

  • В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Изобразительное искусство в начальной школе, Москва, издательский дом «Дрофа», 1996

Информационное обеспечение образовательного процесса

  • Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru

  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/