Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура»
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬУТРА
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
ЦЕЛИ:
Целью адаптивной физической культуры является здоровье человека с ОВЗ: развить жизнеспособность, обеспечить функционирование имеющихся физических возможностей (насколько позволяют имеющиеся ограничения по здоровью), максимально улучшить характеристики физического и психического здоровья.
ЗАДАЧИ:
На пути к этой цели специалисты по АФК решают следующие задачи:
коррекционные:
- коррекционные; компенсаторные; профилактические; оздоровительно-воспитательные; развивающие.
- коррекционные;
- компенсаторные;
- профилактические;
- оздоровительно-воспитательные;
- развивающие.
CРЕДСТВА АФК
Средства АФК: В современной практике адаптивной физической культуры для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал средств физических упражнений:
- Передвижения: ходьба, бег, подскоки. Общеразвивающие упражнения Без предметов. С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.) На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.) Упражнения на формирование навыка правильной осанки пражнения для укрепления сводов стопы Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения
- Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
- Общеразвивающие упражнения
- Без предметов.
- С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.)
- На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.)
- Упражнения на формирование навыка правильной осанки
- пражнения для укрепления сводов стопы
- Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем
- Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц
- Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения
ВИДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРИНЦИПЫ АФК
Принципы адаптивной физической культуры — это базовые теоретические положения, отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся.
В адаптивной физической культуре выделяют три группы принципов:
- Социальные принципы. Гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума. Общеметодические (дидактические) принципы. Научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности. Специально-методические принципы. Диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учёта возрастных особенностей, адекватности, оптимальности и вариативности
- Социальные принципы. Гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума.
- Общеметодические (дидактические) принципы. Научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности.
- Специально-методические принципы. Диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учёта возрастных особенностей, адекватности, оптимальности и вариативности
Некоторые из принципов адаптивной физической культуры:
- Принцип гуманистической направленности. Создание для всех равноправных условий на занятиях физическими упражнениями, признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей. Принцип непрерывности физкультурного образования. Процесс непрерывных систематических занятий физическими упражнениями оказывает тренирующее влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психическую адаптацию. Принцип сознательности и активности. Требует осмысленного отношения учащихся к физическим упражнениям. Принцип «от простого к сложному». Подразумевает постепенное повышение требований к организму занимающегося. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования любых средств физической культуры, оптимальности чередования нагрузок с отдыхом, в постепенном увеличении физической нагрузки.
- Принцип гуманистической направленности. Создание для всех равноправных условий на занятиях физическими упражнениями, признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей.
- Принцип непрерывности физкультурного образования. Процесс непрерывных систематических занятий физическими упражнениями оказывает тренирующее влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психическую адаптацию.
- Принцип сознательности и активности. Требует осмысленного отношения учащихся к физическим упражнениям.
- Принцип «от простого к сложному». Подразумевает постепенное повышение требований к организму занимающегося.
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования любых средств физической культуры, оптимальности чередования нагрузок с отдыхом, в постепенном увеличении физической нагрузки.
Принцип доступности. Все средства физической культуры должны быть доступны как по своей структуре, так и по уровню физической нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение: Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.
ИСТОЧНИКИ
Яндекс Нейро и
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/21/prezentatsiya-na-temu-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura