Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Адаптированная рабочая программа
курса английский язык
Программа соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту и обеспечена учебником
«Rainbow English» под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, изд. «Дрофа» 2016.
Составила: учитель английского языка первой категории Кириленко Татьяна Викторовна
Новосибирск 2019
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по английскому языку для 8 класса, адаптированная под структуру дефекта ребенка с диагнозом –парциональная недостаточность когнитивного компонента деятельности с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата, дизартрия, составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
2. Авторской программы к УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 2-9 классов, «Дрофа» - 2012
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся с задержкой психического развития средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения английского языка, которые определены стандартом.
На изучение английского языка в 8 классе по индивидуальным занятиям отводится 1ч. в неделю, что соответствует учебному плану школы и составляет 35 часов в год. Данный учебник рекомендован к использованию Министерством образования Российской Федерации.
Для реализации Программы используется следующее учебно‐методическое обеспечение курса:
1. «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой : учебник английского языка для 8 класса.
2. «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 8 классов, «Дрофа» - 2016 книга для учителя
3.Аудиоприложение для занятий на уроках и дома.
Программа учитывает рекомендации ТПМПК, основанные на заключении в соответствии со статусом ОВЗ (ЗПР).
Актуальность программы
Дети с ОВЗ и с диагнозом– парциональная недостаточность когнитивного компонента деятельности с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата, характеризуются в первую очередь выраженной недостаточностью пространственно- временных представлений. Причем у детей наблюдается несформированность даже наиболее простых уровней овладения пространством. Значительная часть этой категории детей относятся к детям с нарушениями речи. Основными из них считаются дизартрия разного характера и разной степени выраженности. Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. Работоспособность и темп деятельности снижены , такие дети быстро устают, теряют интерес , на фоне утомления (даже неярко выраженного) появляется импульсивность, расторможенность .
Особенности когнитивного развития:
1.Недостаточность операциональной стороны мыслительной деятельности (обобщение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.)
2. Несформированность даже простых форм логического мышления, включая уровень элементарной логики
3.Трудности понимания относительно сложных речевых конструкций
4. Трудность в переключении с одного вида деятельности на другой, предпочитают привычные, освоенные ранее виды работы. Вызывают трудности само- и взаимоконтроль, анализ образца, поиск ошибок.
В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрический установок, пассивности, нарушения развития речи.
Ввиду психологических особенностей детей, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремление доводить начатое дело до конца, формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование адекватности чувств, формирование устойчивой и адекватной самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность, восприятие правильного отношения к критике.
Коррекция развития речи: развитие монологической речи, коррекция диалогической речи.
Изучение иностранного языка (английский язык) 8 класса направлено на достижение следующих целей:
Предоставление возможности обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов
Реализация целей и задач образования обучающихся с ОВЗ, независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
Предоставление возможности социализации в процессе изучения иностранного языка
Формирование умений общаться на иностранном языке.
Освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменно речи на иностранном языке.
Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учащегося и его общеучебных умений.
Расширение знаний и понимания окружающего мира;
Развитие способности к самообразованию и ответственности за свое обучение.
Дети с ОВЗ овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только для контрольной проверке знаний в виде теста. В основе обучения лежит обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах - подготовить ребенка к реальному общению на иностранном языке в социально-бытовых ситуациях на базовом уровне.
Задачи:
1.Создать условия для овладения языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; для овладения речевыми клише, для формирования словарного запаса;
2.Сформировать у учащегося знания и умения, способствующие социальной адаптации, повысить уровень общего развития учащегося, интерес к изучению иностранного языка;
3.Воспитать личностные качества;
4.Развить внимание, мышление, память.
Курс адаптированной программы обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует самореализации и раскрытию личностного потенциала, готовит обучаемых к реальному общению на иностранном языке на базовом уровне, способствует их социализации в процессе общения.
Сложные конструкции и клише учащиеся не смогут усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления. Ошибки - желательно не исправлять.
Оценка – выставляется с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.
Актуальность программы
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы. Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами. Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по английскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки.
Учащиеся с ОУ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако коррекционная школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по английскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.
Основной целью данного курса является:
Предоставление всем учащимся возможности изучать английский язык активным и творческим путём, а так же учиться использовать английский язык, общаясь с другими. Это предполагает достижение минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами иностранного языка.
Обучение иностранному языку ведется по четко разработанным тематическим разделам. Адаптированная программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения.
Учащиеся развивают свои знания английского языка и способность использовать свои языковые знания в различных ситуациях, используя следующие темы:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Спорт и занятия на свежем воздухе | 5 |
2 | Искусство. Театр. | 10 |
3 | Кино. | 10 |
4 | Выдающиеся люди мира | 10 |
| Итого | 35 |
Предметное содержание | Тематика общения | Количество часов |
1. Спорт и занятия на свежем воздухе. | 1.Летние каникулы. 2.Виды спорта. Спорт в Британии. Спорт в России. Беседа о спорте, который я люблю смотреть.. 3.Древние олимпийские игры. 4.Введение лексики (спортивная одежда). 5.Современные олимпийские игры. Летние и Зимние олимпийские игры. Основная задача- рассмотреть различные виды спорта, познакомить с историей образования олимпийских игр. | 5 часов |
2. Искусство. Театр | 1.Виды развлечений. 2.Театр. Искусство. 3. История развлечений. 4.Театр. 5.Из истории развлечений. 6. Большой театр. 7.Поход в театр. 8. Шекспир. Английский театр. 9.Театры в 16 веке. 10.Творчество Шекспира. Основная задача- познакомить с историей образования театра, поговорить об искусстве(любимые картины) (2-3 фразы), познакомить с великими драматургами. | 10 часов |
3. Кино. | 1.Кино. 2.Чарли Чаплин. 3.Кинофильмы. 4.Типы кинофильмов. 5.Описание типов фильмов по картинкам. 6.Мультфильмы. 7.Мои любимые мультфильмы 8. Сравнение кино и театра. 9.Поход в кино. 10.Мои любимые фильмы Основная задача- заинтересовать «миром кино», привлечь к просмотру классики кино. | 10 часов |
4. Выдающиеся люди мира. | 1.Важные события в мировой истории. 2. Выдающиеся люди мира. 3.Знаменитые художники и писатели. 4.Великие ученые. Исаак Ньютон. 5. Екатерина Великая. 6. Грибоедов. 7. Ломоносов. 8.Выдающиеся люди планеты. Стив Джобс 9. Гагарин. 10.Итоговая контрольная работа Основная задача- познакомить с выдающимися людьми в различных областях науки, культуры. | 10 часов |
Однако, следует отметить, что полностью убраны такие грамматические темы, как: перевод из прямой в косвенную речь, дифференцирование грамматических форм прошедшего совершенного и простого прошедшего времени. Считаю, что эти темы сложны для понимания из-за сложного медицинского диагноза.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
•Чтение
Нормативные дети
Уметь:
- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Возможно использование двуязычного словаря.
Дети с ЗПР.
На чтение и перевод прочитанного отводится больше учебного времени. Особое внимание следует уделить переводу, поскольку при этом дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом.
Объем домашнего чтения значительно сокращен. Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, интереса детей данного возраста. Необходимо обучать применять речевые образцы не только с глаголом to be, но и со смысловыми глаголами. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.
•Аудирование
Нормативные дети:
Уметь:
- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического
характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текстов до 2 минут.
Дети с ОВЗ:
Аудирование текстов рекомендуется значительно сократить.
•Говорение
Нормативные дети:
1. Диалогическая речь:
Уметь вести:
-диалоги этикетного характера,
-диалог-расспрос,
-диалог-побуждение к действию,
-диалог-обмен мнениями,
-комбинированные диалоги.
Дети с ОВЗ:
Объем диалога – до 3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога –1,5минут.
2. Монологическая речь
Уметь пользоваться:
-основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объем монологического высказывания – до 8. Продолжительность монолога – 1,5 минуты.
Дети с ОВЗ:
При обучении детей с ЗПР в диалогической и монологической речи целесообразно использовать доступные для понимания речевые модели, обиходные ситуации, а также чтение по ролям. Драматизация-это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.
•Письменная речь
Нормативные дети:
Уметь писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес); заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объём личного письма – около 100–110 слов, включая адрес; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения кратко излагать результаты проектной деятельности.
Дети с ОВЗ:
Письменные работы сокращены, из-за нарушения опорно-двигательного аппарата. Объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, сокращаются, а оставшиеся необходимо тщательно разбирать или выполнять в классе.
Контроль и оценка деятельности учащихся
Необходимо оценивать обучающихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия обучающихся. В тестировании и контрольных срезах знаний классы коррекции и ЗПР не принимают участие. Ошибки - желательно не исправлять.
Оценка – выставляется с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.
Итоговый тест за 8 класс
1.Put the article “the” where necessary
Bolshoi Theatre
Hermitage
Pacific Ocean
Baltic Sea
United States
Russia
Germany
France
Washington
Moscow
Russian Federation
United Kingdom
Volga
Thames
Alps
Red Square
Tretiakov Gallery
Odeon
Kremlin
Ostankino Television Tower
2.Choose the right preposition of or from
1. My sweater is made …… wool.
These shoes are made …… leather.
Olive-oil is made …… olives.
Sugar is made …… beet.
Chocolate is made …… coffee, milk, butter and sugar. leather.
This cottage is made …… brick.
My spoons are made …… silver.
Coffee is made …… coffee beans.
Yogurt is made …… sour cream and different fruits.
This furniture is made ……wood.
3. Переведите на русский язык:
Badminton, judo, golf, water polo, boxing, baseball, volleyball, cycling, ice hockey, rugby.
4.Read the texts (A–D) and match them with the titles (1–5). There is one extra title. Fill in youranswers in the table below.
1. Life without TV
2. The positive side of TV 4. TV and a daily routine
3 . TV as a family member 5. TV in the past
A. Many people think that television is evil. It isn’t all that bad. TV is a friend for the elderlyand an entertainer-babysitter for the young. It makes burglars think we’re home when we’re not. It entertains us cheaply with live action sports, great movies, ballets, concerts and singular events of the world all in living colour. It educates us about everything from heathy diets to international problems.
B.Just about everyone now owns and watches television. We’ve become accustomed to a fairly predictable and monotonous home life. Every working day we come home and switch on the TV. Every night we cook dinner, clean up the kitchen, watch some TV. Every weekend we do the shopping and settle in to watch a movie. It’s relaxing to lie down on the sofa at the end of a tiring day and to flip through the channels with the remote control in one hand and a bowl of chips in the other.
C. Before TV families used to sit down together for dinner and dinner was hardly over with when the kids wanted to go outside and play with their friends. Then came black and white TV! It brought entertainment into our homes and also with this came the media. In the 1960s TV was really worth watching. There were all types of movies on. Most of today’s kids would find those programmes boring now, but we laughed and it was good light entertainment.
D. Five years ago we decided to get rid of our TV. So out went the TV set and in came books, cooking, lengthy discussions, hiking and much needed sleep. Life has become more relaxed and at last we are getting as much sleep as we need. To stay up to date on world events, we use the Internet. If there is a big sports game that my husband wants to watch, he heads to a friend’s house and they watch it together. Or sometimes we even head to the stadium to catch the real thing as a family.