Учитель швейного дела Зайцева Н.А.
«Активизация познавательной деятельности на уроках швейного дела»
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает.
Учащиеся коррекционной общеобразовательной школы VIII вида в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению, поэтому всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель делает акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи ставить как можно чётче планирование урок, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.
На уроках швейного дела рекомендовано чередовать вид деятельности, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Для того чтобы это укрепляло работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Создание ситуации успеха на каждом уроке - самый эффективный стимул познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, итог- сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. Желая сформировать у учеников мотивацию к достижениям, не требовать от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Более сильной ученице предложить аппликацию пришить тамбурным швом или зигзагообразным, а слабой ученице прямыми стежками. Нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.
Для активизации познавательной деятельности учащихся успешно создание на уроках проблемной ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для их выполнения у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Какую ткань нужно выбрать для пошива фартука, сорочки. В этом помогают сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Ателье».
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование ИКТ. Презентации использую как при изучении нового материала, так и при повторении.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «Лото» , разгадывание кроссворда по теме.
Эффективными на уроках швейного дела являются опорные схемы. Они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. Например, составления плана пошива сорочки. Использование различных приёмов, форм, методов на уроках швейного дела ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный переход на новый уровень развития.