СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активные и интерактивные методы обучения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар на муниципальном уровне в рамках конкурса "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
««Активные и интерактивные методы обучения в начальной школе»»

Тема методического семинара

«Активные и интерактивные методы обучения в начальной школе»

Марышева Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ Красноармейская СОШ

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые члены жюри конкурса «Учитель года–2024». Позвольте представиться, Марышева Елена Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Красноармейской СОШ.

Слайд2

В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по теме «Активные и интерактивные методы обучения в начальной школе».

Слайд 3

Своё выступление я бы хотела начать с высказывания великого педагога, писателя К. Д. Ушинский «…Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

Учитель должен организовывать процесс образования таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Хочу рассказать о тех методах обучения в моей практике, когда урок становится более интересным и продуктивным, в него вовлечены практически все учащиеся, и среди них нет скучающих и безразличных.

Слайд. В настоящее время методы обучения классифицируются на пассивные, активные и интерактивные, которые я представила в виде кластера.

Интерактивные методы, т.е. взаимодействие всех обучающихся, включая педагога. Обучение строится по схеме активного сотрудничества, взаимообучения. При этом учитель и ученик – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве).

Слайд

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Как я это делаю?!

День начинаю с нашего классного солнышка, чтобы настроить детей на работу, взаимодействие. Каждый лучик –это действие. Предлагают сами дети. В течение дня яркость и количество лучиков может меняться, при чём дети учатся уже обосновывать такие изменения, таким образом, создаю условия необходимости речевой деятельности, развиваю умения слушать и слышать, оценивать результат

Слайд

Метод «Пирамидка» начинаю использовать в добукварный период. Основой пирамиды является тема (проблема), например, тема «Речь», все детали, которые нанизываются на ось, будут взаимосвязаны между собой, неся с собой «рациональное зерно», раскрывая тему, т.е. овладение не только устной, но и подготовка к письменной речи, таким образом, подводя к изучению букв, чтению. Здесь же уже включаемся в самопроверку, взаимопроверку по образцу. На уроках математики применяю данный метод при изучении названий компонентов, на окружающем мире – времена года, русский язык – части речи.

Слайд «Карусель» – интерактивный метод работы, обеспечивающий высокую мотивацию, свободу самовыражения, коммуникабельность. Образуя 2 круга дети успевают проговорить в паре за несколько секунд по заданной теме, повторить изученное. (н-р, «Эхо», «Игра в слова», «Продолжи фразу» и др.) На уроке технологии сконструировали карусель в парах и стали использовать в работе группами при изучении классификации животных . Сначала были карточки с картинками, потом словами, и наконец нужно было совместно обсудить и записать животное по описанию(задание постепенно усложнялось), при чём карусели также переходили от группы к группе. Учащиеся знакомятся с ответами предыдущей группы, высказывают свое согласие или несогласие (сигнал «Ладошка»: зелёный цвет – согласны, идём дальше, «жёлтый» - нет, обосновать свой ответ). «Карусель» использую также на уроке математики для отработки состава числа. В 3-4 классах каждая группа получает плакат, где сверху написан тематический вопрос («Однокоренные слова», «Природные зоны», «Части речи») требующий ответа. Кроме того, каждая группа должна писать ручками (фломастерами) определенного цвета. Свое согласие или несогласие, помечают на плакате знаками "+", "-". Этот метод универсален, можно использовать на любом этапе урока и на разных учебных предметах.

Слайд Ввести «интригу», игру в учебную деятельность мне помогает метод “Пазл”. В практике обучения может включать различные виды упражнений: «Собери букву», «Картинка – слово», «Змейка» (чтение предложений), «Типы текстов», «Что я знаю о глаголе?» (практический авторский «пазл» на сайте), «Составление диалогов», «Словарные слова» т.д.

Развивает логическое мышление, способности к анализу, улучшает память.

Слайд Для развития критического мышления использую методы «Кластер», приём «Фишбоун» ( 1.Проблема, вопрос. 2.Причины.3.Факты.4.Ответ, вывод).

Слайд Провожу интерактивные уроки с применением аудио- и видеоматериалами, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, на учебных сайтах: интерактивные задания из карточек на платформе «Учи.ру», «Сириус», «Урок цифры», онлайн-уроки по финансовой грамотности.

Слайд «Интервью», «Микрофон»

Уроки с элементами интервью позволяют развить способности будущих гуманитариев и дипломатов. Я использую на уроках для проверки домашнего задания, активизации опорных знаний, мотивации или подведения итогов урока. 

Слайд На моих уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, релаксация, рефлексия и пр.

Слайд Активные методы обучения использую при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. («Ладошка», «Кубики-смайлики», «Аплодисменты», «Пазл» -собирание картинок, фигур).

Слайд Мои достижения – достижения моих детей.

Активное участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах, мероприятиях, акциях. Призёры Всероссийской олимпиады школьников, победители конкурса «Ученик года 2022», «Ученик года 2023». Уровень обученности 100 %, качество образования – 70%. О чём свидетельствуют грамоты, дипломы, портфолио учителя, размещённое на сайте.

Слайд Диссимиляция педагогического опыта

Моё педагогическое кредо

«Учить с душой, воспитывать с любовью»

-Руководитель ШМО учителей начальных классов

-Учитель-наставник

-Выступления на заседаниях МО, педсоветах

-Участие в конкурсах педагогического мастерства (школьный уровень), методических разработок (всероссийский), составитель ВОШ (районный)

- Активный учитель на Учи.ру, использующий современные технологии обучения

-Публикация авторских разработок: https://infourok.ru/user/marisheva-elena-vasilevna , Педагогическое издание «Вестник Просвещения», Педагогический журнал «Познание».

Слайд «Пирамидка»

Таким образом, Интерактивное обучение обеспечивает:

  • Высокую мотивацию

  • Прочность знаний

  • Коммуникабельность

  • Взаимоуважение

  • Творчество и фантазию

  • Акцент на деятельность

  • Командный дух

Успех (т.е. активную жизненную позицию, ценность индивидуальности)

Слайд Позволила себе вывести формулу активного и интерактивного обучения «Учимся, творим и радуемся вместе, мы познаём себя и мир, нам это интересно!»

Слайд Рефлексия

Подводя итог моего выступления, хочу сказать:

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Надеюсь, лучики –ожидания оправданы…

А впереди ещё много открытий ...

Спасибо за внимание.