УДК 378.12-021.412
Секция 2. «Инновационные подходы и методология развития педагогических и управленческих кадров»
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме развития профессионализма педагога в современных условиях. Раскрыты направления работы, направленные на овладения навыками профессиональной готовности педагогов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, государственный стандарт образования, функциональный и личностный аспекты, личность педагога.
В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем – профессионализма деятельности (функциональный аспект) и профессионализма личности (личностный аспект). Функциональный, или деятельностный аспект профессионализма педагога раскрывает степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение должностного или профессионального уровня в ходе его переподготовки в системе дополнительного профессионального образования. Личностный аспект раскрывается в сформированности профессионально значимых качеств и способностей педагога, ценностей и мотивов педагогической деятельности, направленных на творческую самореализацию в профессии.
Реализовать современные стандарты обучения невозможно без современного педагога, его профессиональной компетентности и культуры.
К сожалению, в большинстве случаев, выпускники школ не способны применить на практике знания для решения конкретных жизненных ситуаций. Поэтому, перед современным педагогом стоит задача – подготовить выпускника к роли гражданина, который способен «найти свое место под солнцем» и адаптироваться к переменчивым условиям современного общества [2].
Прежде чем ответить на вопрос «Как этого добиться?», необходимо дать определение понятиям «компетентность» и «профессиональная компетентность».
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегов дает такую трактовку компетентности: «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области» [5, с. 105].
По утверждению О.А. Булавенко, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение, так как большинство профессиональных ассоциаций и органов лицензирования отстраняют от практической деятельности тех, чья некомпетентность доказана [2, с. 1].
Определение понятия «профессиональная компетентность» не имеет единого мнения. Ведь это сложное образование, в которое входит комплекс умений, знаний, свойств и личностных качеств. Все это приводит к обеспечению оптимальности, эффективности и вариативности построения учебного процесса.
Процесс развития профессиональной компетентности педагога в последнее время стал предметом пристального внимания таких ученых, как: В.А. Сластенин, О.Г. Красношлыкова, Л.М. Никитина, В.И. Загвязинский, В.Н. Лебедев, Е.В. Андриенко, О.А. Булавенко, Е.Н. Бондаренко, В.А. Метаева, В.Д. Шадриков и др. Исследователи ставят перед собой целью изучение профессиональных качеств педагога, а также условия их формирования и оценки. «Белым пятном» остается нечеткость разграничения «профессионала своего дела» от обычных людей [3].
В современных условиях учитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество работы.
Изменение миссии человека в обновленной системе диктует новые требования к личности – стать истинным гражданином общества в профессиональной подготовке.
Поэтому перед учителями муниципального образовательного учреждения стоят задачи качественного уровня образования и профессиональной деятельности, которые отвечают современным требованиям обновленного общества.
На данном этапе развития образовательного пространства педагог выполняет роль режиссера или источника информации.
Это объясняет внимание к природе образования и развития профессионализма педагога, его успешной личности, тенденциям его педагогического мастерства. Прежде всего, тщательному анализу подлежит общая образовательная система, ее главная задача – создать наилучшие условия для самопознания, саморазвития, самореализации своей сущности каждым участником учебно-воспитательного процесса.
Перспективной считаем в данном контексте видение системы работы учителя и его профессиональное становление как важнейший фактор сотрудничества в достижении тех результатов, которые определены Государственным стандартом образования.
Ориентируясь на вышесказанное, утверждаем, что система профессиональной деятельности учителя – это продуманное использование совокупности взаимосвязанных типов и видов учебных занятий, содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые функционируют как одно целое.
Такая системная модель подчинена определенным ритмам и правилам функционирования. В дальнейшем она определяет динамику деятельности учителя в системности и технологичности действий.
В работе ставим перед собой задачу обосновать, что профессионализм педагога – это важный функциональный продукт творческой, научно-теоретической и практической деятельности.
Механизм жизнедеятельности системы становления и развития высокого профессионализма, успешной личности учителя сохраняет общую логику творческого процесса.
Следовательно, формирование успешной личности учителя является процессом решения множества личных и педагогических задач, подчиненных формированию личности, ее мировоззрению, убеждений, сознания, поведения.
В работе приоритетным считаем педагогические проблемы и задания, которые являются главным содержанием подобного функционирования.
Выделим одну из приоритетных проблем психолого-педагогической науки – это поиск внутренних, личностно-духовных резервов учителя, раскрытие природы, структуры, функций, генезы «Я – концепция» как важного структурного элемента личности. Основную концептуальную парадигму проблемы «Я – концепция» сформулировали представители западной гуманистической психологии Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс. Различают позитивную и негативную «Я – концепцию». Как указывает Р. Бернс, позитивную можно обозначить по 3 факторам: твердая уверенность в расположенности к другим людям; уверенность в способности к любому виду деятельности; чувство личной значимости [4, с. 67 ].
Учитель такой концепцией позитивно относится к самому себе и к своему окружению. Принятие «Я – концепция» учителя как сложную динамическую систему его представлений о себе как личности и субъекта профессионально-педагогической деятельности во взаимосвязи и взаимообусловленности когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов дает возможность выделить, на мой взгляд, круг эмпирических показателей. Они раскрывают ее глубинное содержание и характер[4, с. 70].
Личное представление позитивной «Я-концепция» учителя современной школы показываем в виде цветка (табл.2), которая, полагаем, будет позитивно трансформироваться под влиянием взаимоотношений в системе «администрация МОУ – учитель», ибо административный корпус непосредственно осуществляет гражданско-государственный контроль, оценивает и корректирует педагогическую деятельность[4, с. 69].
Таким образом, проблема профессиональной компетентности кадров всегда была актуальной. Поэтому каждый должен совершенствовать и иметь собственную программу саморазвития.
Механизм самообразования – это самоформирование (каким я себя сделаю, каким я себя представляю), - это сознательное движение от:
Программа саморазвития личности учителя включает 4 фазы или блока:
1. диагностика: информация о профессиональной подготовке педагога (тестирование и опросник);
2. коррекция: выбрать правильные формы и методы для реализации творческого потенциала;
3. инновационная фаза: применение новых педагогических технологий на практике;
4. итог: публикация полученных результатов.
№ | Фазы | Содержание работы | Ожидаемый результат |
1 | Диагностика: | информация о профессиональной подготовке педагога (тестирование и опросник); | Позитивные изменения. Создание модели самообразования на основе рефлексии личностной деятельности “Я – концепция” учителя. Презентация авторской программы |
2 | Коррекция. Нужно выбрать правильные формы и методы для реализации творческого потенциала | - Работа в ШМО, РМО, творческой группе; - участие в неделе предмета -курсы | Создание портрета «Учитель – личность», презентация продуктов самообразования на научно- практических конференциях разного уровня, курсах, заседаниях ШМО, РМО |
3 | Инновационная фаза | применение новых педагогических технологий на практике; | -открытые уроки -внеклассные мероприятия |
4 | Итог | публикация полученных результатов | -публикации -профессиональные конкурсы («Методический шедевр») |
| |
Отличительной чертой самообразования педагога является то, что результатом его работы выступает развитие обучающихся, а не только личное самосовершенствование и рост профессионализма. Учитель достигает успеха, тем самым добиваясь этого от учеников, а они, в свою очередь, – для общества.
Для результативной самообразовательной деятельности учителя желательно своевременное методическое руководство на уровне городского методического кабинета районного методического кабинета на уровне общеобразовательного учреждения и РИДПО.
Однако это руководство необходимо осуществлять на основании дифференцированного подхода, удовлетворения интересов педагогов, стимулирования творческого потенциала творческого учителя, использования технологи рефлексивного управления и технологии управления по результатам.
Особое внимание необходимо уделять молодым специалистам. Сегодня ИКТ позволяют педагогу заниматься повышением своего профессионального уровня, не выходя из дома.
Педагог – это профессионал, который всегда ставит перед собой вопросы: что он хочет изменить в своей деятельности? Каким образом изменить? Зачем? Хотим подчеркнуть, что профессионализм педагога – это эффективный опыт, позволяющий достичь устойчивых, стабильных, положительных результатов в учебно-воспитательной работе. Естественно, путь к эффективной организации процесса повышения профессиональной компетентности учителя лежит через понимание мотивов его деятельности
В заключении хотим отметить, что система становления и развития профессионализма педагога и успешное формирование его личности – наиценнейший педагогический продукт сложной педагогической системы.
На современном этапе для развития профессиональной компетентности актуально развитие системы непрерывного профессионального образования. Из этого следует, что профессионально-личностное развитие преподавателя – это сложный процесс, который зависит от многих факторов, и одним из важных элементов является постоянное повышение своего уровня профессионализма.
Список литературы
1. Булавенко О.А. Профессиональная компетентность современного специалиста экономического профиля: сущностные характеристики
URL: https://сyberleninkа.ru
2. Закон Об образовании“ Донецкой Народной Республики . – 2015 – 146 с.
3. Государственный Стандарт образования ДНР . – 2018
4. Маслоу А. Мотивация и личность. [Текст ] – М.,1998
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –
4-е изд. – М., 1997
6. Фролов С. В. Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения. [Текст ] // Директор школы . – Выпуск 2. –2004