Древнейшие представления о боге-громовнике носят двойственный характер: являясь, с
одной стороны, божеством светлым, разителем демонов, творцом мира и подателем плодородия и
всяких благ, он, с другой стороны, есть бог лукавый, злобный, приемлющий на себя демонический
тип. Эта двойственность в воззрениях первобытных племен возникла под влиянием тех
естественных свойств, с какими выступает гроза, то оплодотворяющая землю, разгоняющая
мрачные облака и вредные испарения, то посылающая град и бурные вихри, опустошающая поля,
леса и нивы и карающая смертных молниями. Шествуя в тучах, громовник усваивает себе и их
великанские признаки и согласно с представлением туч темными подземельями — становится
богом подземного (адского) царства. Чтобы обозначить эти различные, одна другой
противоположные стороны в характере громовника, народ давал ему и соответственные им
прозвания, которые впоследствии перешли в имена собственные, обособились и разъединили
единое божествона две враждебные личности; рядом с небесным Зевсом является другой,
владычествующий не на небе, а под землею — Ζεύς χαταχυόνις , Jupiter niger = Плутон, царь того
света и усопших 1 ; возле благого, плодородящего Тора — лукавый Локи