СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Николаевич Афанасьев ПОЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯН НА ПРИРОДУ Том 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древнейшие  представления  о  боге-громовнике  носят  двойственный  характер:  являясь,  с  одной стороны, божеством светлым, разителем демонов, творцом мира и подателем плодородия и  всяких благ, он, с другой стороны, есть бог лукавый, злобный, приемлющий на себя демонический  тип.  Эта  двойственность  в  воззрениях  первобытных  племен  возникла  под  влиянием  тех  естественных  свойств,  с  какими  выступает  гроза,  то  оплодотворяющая  землю,  разгоняющая  мрачные облака и вредные испарения, то посылающая град и бурные вихри, опустошающая поля,  леса  и  нивы  и  карающая  смертных  молниями.  Шествуя  в  тучах,  громовник  усваивает  себе  и  их  великанские  признаки  и  согласно  с  представлением  туч  темными  подземельями  —  становится  богом  подземного  (адского)  царства.  Чтобы  обозначить  эти  различные,  одна  другой  противоположные  стороны  в  характере  громовника,  народ  давал  ему  и  соответственные  им  прозвания,  которые  впоследствии  перешли  в  имена  собственные,  обособились  и  разъединили  единое  божествона  две  враждебные  личности;  рядом  с  небесным  Зевсом  является  другой,  владычествующий не на небе, а под землею — Ζεύς χαταχυόνις , Jupiter niger = Плутон, царь того  света и усопших 1 ; возле благого, плодородящего Тора — лукавый Локи