Кулаева Татьяна Алексеевна
педагог-психолог МАОУ «Лицей №14
имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»
Алгоритм работы с одаренными детьми. Модель организации психолого-педагогической поддержки детей с признаками одаренности.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области [2, с.5]. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Педагогическая поддержка одаренных детей сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Федеральный закон «Об образовании» предусматривает
- единство образовательного пространства Российской Федерации [6, статья 11];
- преемственность основных образовательных программ [там же];
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования [там же];
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [там же].
В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования. Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи [5, ч. III, п.4].
Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.
Действуя в рамках приказа Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на разных этапах деятельности должен реализовывать следующие мероприятия.
На этапе психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ необходимо разрабатывать психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
На этапе коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися необходимо формировать и реализовывать планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся
На этапе психологической диагностики детей и обучающихся необходимо изучать интересы, склонности, способности детей и обучающихся, предпосылки одаренности и осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
На этапе психологического просвещения субъектов образовательного процесса необходимо проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
Приоритетными направлениями работы с одаренными детьми являются:
Создание условий для развития одарённой личности (в рамках деятельности ПМПк ОО) проходит в несколько этапов.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
1. диагностического;
2. консультационного;
3. развивающего.
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития.
Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного учащнгося в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Основной вектор развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Современное общество требует развития таких качеств личности как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [4, с.20-27].
Развитие индивидуальности одарённого ребенка включает
Создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей
Социализация ребенка в группе сверстников
Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности
3. В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:
систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу
систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей
систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности
систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.)
Цель педагогов – выявление явно и потенциально одаренных детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной и творческой деятельности, но и в конкретных отношениях, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, и которые способствуют развитию у ребенка положительного отношения к учебе, к самому себе и окружающим людям. «Если же способности ребенка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания» [3, с.3]. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду, на что и делается ставка в МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина».
Остановлюсь на формах обучения одаренных детей реализуемых в лицее.
Дифференциация параллелей. В лицее предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разными видами способностей Сегодня в лицее профильное обучение осуществляется по 7 направлениям: физико-математическому, компьютерному (информационно-технологическому), лингво-математическому и экономико-математическому, естественно-научному (химико-биологическому), гуманитарному (лингвистическому) и социально-экономическому.
В рамках федерального проекта наш лицей стал единственным в регионе обладателем уникальной нанотехнологической лаборатории – «Наноэдьюкатор». Активно развиваются программы по робототехнике. С 2005 года проводятся выездные летние специализированные школы для одаренных учащихся.
Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности.
Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
Создание механизмов финансовой поддержки учащихся, показавших высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, социальных проектах и др., для предоставления им возможности пройти обучение в профильных летних школах и принять участие в конференциях, тренировочных сборах и т.п. всероссийского уровня.
В настоящее время в лицее открыты экспериментальные площадки регионального уровня:
«Проектирование технологии и методики поддержки талантливых детей средствами сетевой виртуальной лаборатории» (приказ управления образования и науки Тамбовской области от 09.02.2011 №240).
«Разработка и внедрение дополнительных образовательных программ технической направленности, в т. ч. по робототехнике, автомоделированию» (приказ управления образования и науки по Тамбовской области от 15.11.2011 №3253).
Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы на тех или иных основаниях (по уровню способностей, академическим достижениям и т.п.).
Формы работы с одаренными детьми разнообразны.
1. Разработка плана работы с одаренным учащимся;
2. Построение индивидуального образовательного маршрута для конкретного ребенка;
3. Разработка графика занятий;
4. Планирование и реализация тематических бесед и консультативных встреч с родителями, педагогами, одаренными детьми.
Организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете
Модель организации психолого-педагогической поддержки детей с признаками одаренности нацелена на содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Основной акцент в «Рабочей концепции одаренности» Богоявленской Д.Б. сделан на том, что выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках психолого-педагогического мониторинга, позволяющего построить комплексную и индивидуализированную программу идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики [2, с.86].
Список использованных источников
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории: Диссертация доктора педагогических наук / Е.А. Александрова. – Тюмень, 2006.
2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.95 29.12.2012 [Электронный ресурс].- URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Просвещение. – 1974.
4. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования / Г. А. Майорова // Одаренный ребенок. – 2013. – № 1.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс].- URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
Список рекомендуемых источников
1. Адамский А.И. Идея развития/ А.И. Адамский // Перемены. – 2000. – № 1.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории: Диссертация д-ра пед. наук [Текст] / Е.А. Александрова. – Тюмень, 2006.
3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.95 29.12.2012 [Электронный ресурс].- URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1
4. Бойко, О. Н. Пути социализации и адаптации одаренных учащихся при переходе из младшего звена обучения в среднее звено обучения / О. Н. Бойко // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. – 2012. – № 7.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 4. – М., 1984.
6. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М., 1995.
7. ГалееваИ.Ш., Красильников В.Е. Экспериментальная площадка образовательного пространства/ И.Ш. Галеева, В.Е. Красильников // Воспитание вдумчивого читателя (опыт экспериментального проектирования). – Казань, 2007.
8. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании/ Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко // Школьные технологии. – 2005. – № 2.
9. Калачихина О.Д. Исследовательская деятельность и профильное обучение / О.Д. Калачихина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – М., 2006.
10. Коломиец О.М. Условия организации учебно-воспитательного процесса в школе на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий / О.М. Коломиец // Экспериментальная и инновационная деятельность как фактор развития образовательного пространства. – М., 2010.
11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – URL.: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/4952
12. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. / Ю. Кулюткин, С. Тарасов [Электронный ресурс]. – URL.: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html
13. Лазарев В.С. Направления и задачи инновационной деятельности в образовании / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2013. – № 3.
14. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования / Г. А. Майорова // Одаренный ребенок. – 2013. – № 1.
15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности / В.С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – М., 2006.
16. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.; Воронеж, 2004.
17. Одаренные дети: Пер. с английского./Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого.-М.:Прогресс, 1991.
18. Панова, О. П. Профильный лагерь – форма работы с интеллектуально одаренными детьми / О. П. Панова, Л. П. Фомина // Методист. – 2012. – № 8.
19. Прохорова М.П. Содержание и виды инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс].- URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60257
20. Сунтеева Ж. В. Создание условий для развития одаренности в общеобразовательном лицее / Ж.В.Сунтеева // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. – 2013. – № 1.
21. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс].- URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
22. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе [Текст] / Н.М. Шахмаев // Дидактика средней школы. – М., 1982.
23. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1999. – № 3.