СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альтернативные технологии педагогики.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Альтернативные педагогические технологии и их характеристики.

Поиски ответов на вопросы " Чему учить?"," Зачем учить?", " Как учить?", но и вопрос " Как учить результативно?"

Просмотр содержимого документа
«Альтернативные технологии педагогики.»

Альтернативные технологии Павлова Л.А.

Альтернативные технологии

Павлова Л.А.

Общеобразовательное учреждение. Виды учреждений: а) начальная общеобразовательная школа   (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа   (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа   (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов   (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

Общеобразовательное учреждение.

Виды учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа   (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа   (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа   (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов   (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия   (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей   (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам технического или естественно - научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

д) гимназия   (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей   (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам технического или естественно - научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Альтернативные педагогические технологии и их характеристики Поиски ответов не только на вопросы

Альтернативные педагогические технологии и их характеристики

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление -  педагогические технологии .

Большинство так называемых  альтернативных технологий  - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.

Большинство так называемых  альтернативных технологий  - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.

Вальдорфские школы  – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Вальдорфские школы  – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Технология свободного труда (С. Френе) Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Концептуальные положения •   Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. •   Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса. •   Общественно-полезный труд на всех этапах обучения. •   Большое внимание школьному самоуправлению. •   Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей. •   Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Технология свободного труда (С. Френе)

Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Концептуальные положения

•   Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.

•   Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.

•   Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.

•   Большое внимание школьному самоуправлению.

•   Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей.

•   Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Технология свободного труда (С. Френе) Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Концептуальные положения •   Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. •   Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса. •   Общественно-полезный труд на всех этапах обучения. •   Большое внимание школьному самоуправлению. •   Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей. •   Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Технология свободного труда (С. Френе)

Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Концептуальные положения

•   Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.

•   Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.

•   Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.

•   Большое внимание школьному самоуправлению.

•   Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей.

•   Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Особенности методики Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя. Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Самоуправление. Культ информации.  Культ труда. Культ здоровья. В настоящее время во Франции «по Френе» работают тысячи школ. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.

Особенности методики

Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют.

Самоуправление.

Культ информации.

Культ труда.

Культ здоровья.

В настоящее время во Франции «по Френе» работают тысячи школ. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.

Технология вероятностного образования А.М. Лобок Концептуальные положения Образование, школа, ребенок Образование - это  мир , стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека. Ценность образования не в усвоении знаний, а в том, что именно оно представляет собой  поле, на котором вызревает  в ситуации личностного протеста  Я-концепция личности . .

Технология вероятностного образования А.М. Лобок

Концептуальные положения

Образование, школа, ребенок

Образование - это  мир , стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.

Ценность образования не в усвоении знаний, а в том, что именно оно представляет собой  поле, на котором вызревает  в ситуации личностного протеста  Я-концепция личности .

.

Принимая феномен образования как совершенно  гениальное культурное изобретение  и как неизбежное зло (принуждение), необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним. Школа должна работать не на социальный заказ, а  на максимальное развитие заложенных в человеке возможностей, а значит, ее содержание должно строиться не «сверху вниз» (так, чтобы «низшие» ступени школьного образования подстраивались под необходимость освоения «высших» уровней знания), а «снизу вверх», отталкиваясь от психологических возможностей детского развития

Принимая феномен образования как совершенно  гениальное культурное изобретение  и как неизбежное зло (принуждение), необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.

Школа должна работать не на социальный заказ, а  на максимальное развитие заложенных в человеке возможностей, а значит, ее содержание должно строиться не «сверху вниз» (так, чтобы «низшие» ступени школьного образования подстраивались под необходимость освоения «высших» уровней знания), а «снизу вверх», отталкиваясь от психологических возможностей детского развития

Первая проблема,  проблема входа в образование  - начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора - логику образования. Особенности развития Мышление ребенка 6-10 лет (начальная школа) является  допонятийным . Во главу угла поставлен  индивидуальный мыслеобраз , а не стандарты программ. Ребенок ценен своим  индивидуальным своеобразием . Подлинным  основанием мышления  является не понятие, а  образ , и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии.

Первая проблема,  проблема входа в образование  - начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора - логику образования.

Особенности развития

Мышление ребенка 6-10 лет (начальная школа) является  допонятийным .

Во главу угла поставлен  индивидуальный мыслеобраз , а не стандарты программ.

Ребенок ценен своим  индивидуальным своеобразием .

Подлинным  основанием мышления  является не понятие, а  образ , и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии.

Комплексное мышление как основа творчества Выделяемые Выготским комплексы - это ассоциативные комплексы, когда в основу освоения, отражения окружающего мира кладутся произвольные ассоциативные связи. Это могут быть любые ассоциативные связи с любым из признаков, замечаемых ребенком в том предмете, который вначале является ядром будущего комплекса. Ребенок может вокруг этого ядра построить целый комплекс связей, включая в него самые различные предметы: одни - на основании того, что они имеют тождественный с данным предметом цвет, другие - форму, третьи - размер, четвертые - еще какой-нибудь отличительный признак, бросающийся в глаза ребенку (это коллекционные, цепные, диффузные или псевдопонятийные ассоциации).

Комплексное мышление как основа творчества

Выделяемые Выготским комплексы - это ассоциативные комплексы, когда в основу освоения, отражения окружающего мира кладутся произвольные ассоциативные связи. Это могут быть любые ассоциативные связи с любым из признаков, замечаемых ребенком в том предмете, который вначале является ядром будущего комплекса. Ребенок может вокруг этого ядра построить целый комплекс связей, включая в него самые различные предметы: одни - на основании того, что они имеют тождественный с данным предметом цвет, другие - форму, третьи - размер, четвертые - еще какой-нибудь отличительный признак, бросающийся в глаза ребенку (это коллекционные, цепные, диффузные или псевдопонятийные ассоциации).

Вероятностный подход Под вероятностью понимается 1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0); 2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности); 3) образование и развитие - вероятностные процессы. Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат. В учебном процессе (уроке)  нельзя предсказать  те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой. Утверждение  множественности истин .   Право  ребенка на  личностно-индивидуальную траекторию  в учебном процессе.   Отрицание жесткой плановости  урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем.

Вероятностный подход

Под вероятностью понимается

1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0);

2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности);

3) образование и развитие - вероятностные процессы.

Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат.

В учебном процессе (уроке)  нельзя предсказать  те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой.

Утверждение  множественности истинПраво  ребенка на  личностно-индивидуальную траекторию  в учебном процессе.  Отрицание жесткой плановости  урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем.

Вероятностный подход к учебному процессу означает: 1) искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе  диалога  с различными детскими мнениями; 2) ориентацию на  метод проб и ошибок , перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины; 3) учет  неисчерпаемой гаммы возможностей , которые представляют собой ученики.

Вероятностный подход к учебному процессу означает:

1) искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе  диалога  с различными детскими мнениями;

2) ориентацию на  метод проб и ошибок , перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;

3) учет  неисчерпаемой гаммы возможностей , которые представляют собой ученики.

Новая модель онтологии ребенка до 10 лет В этом состоит суть вероятностного подхода к ребенку - того подхода, в рамках которого мы можем предполагать то или иное будущее лишь с какой-то степенью вероятности, и относимся к вероятностным, непрограммируемым вариантам развития ребенка как к безусловной ценности. Основополагающий принцип образования, построенного на вероятностной основе, может быть выражен названием известной сказки: «Пойди туда, не знаю куда; возьми то, не знаю что».

Новая модель онтологии ребенка до 10 лет

В этом состоит суть вероятностного подхода к ребенку - того подхода, в рамках которого мы можем предполагать то или иное будущее лишь с какой-то степенью вероятности, и относимся к вероятностным, непрограммируемым вариантам развития ребенка как к безусловной ценности.

Основополагающий принцип образования, построенного на вероятностной основе, может быть выражен названием известной сказки: «Пойди туда, не знаю куда; возьми то, не знаю что».

Формирование индивидуальных интеллектуальных образов, формирование первичных понимательных интуиций, причем у каждого ребенка на свой лад, - это и есть, в сущности говоря, основное содержание начального образования, основывающегося на вероятностном принципе. Не универсальная точность понятия, а индивидуальное своеобразие личного образа, личной понимательной интуиции, личного (пусть неправильного, но индивидуально богатого) варианта - вот высшие ценности в системе вероятностного обучения. Центром образовательного пространства в вероятностной модели является не урок-схема, принципиально подвластный трансляции и репродуцированию, а урок-событие, на котором нечто происходит или не происходит лишь с известной долей вероятности.

Формирование индивидуальных интеллектуальных образов, формирование первичных понимательных интуиций, причем у каждого ребенка на свой лад, - это и есть, в сущности говоря, основное содержание начального образования, основывающегося на вероятностном принципе. Не универсальная точность понятия, а индивидуальное своеобразие личного образа, личной понимательной интуиции, личного (пусть неправильного, но индивидуально богатого) варианта - вот высшие ценности в системе вероятностного обучения.

Центром образовательного пространства в вероятностной модели является не урок-схема, принципиально подвластный трансляции и репродуцированию, а урок-событие, на котором нечто происходит или не происходит лишь с известной долей вероятности.