СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам выполнения Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка по итогам выполнения Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году

 

В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 08.10.2024 №1561 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.10.2024 № 6238/01-15, во исполнение Плана мероприятий («Дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2024/2025 учебный год, утвержденного приказом управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 10.10.2024г. № 543 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в Бахчисарайском районе Республики Крым», приказа управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.10.2024 № 578 «Об утверждении Положения о системе работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Бахчисарайского района РК», приказа управления образования, молодежи и спорта Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.10.2024 г. № 579 «О проведении недели по формированию функциональной грамотности в Бахчисарайском районе Республики Крым, с целью реализации комплекса мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в рамках национального проекта «Образование», в период с 05.11.2024 по 29.11.2024 были проведены тематические недели функциональной грамотности среди обучающихся 1-10 классов:

05.11.2024г. – 08.11.2024г. – Неделя читательской грамотности и креативного мышления;

11.11.2024г. – 15.11.2024г. – Неделя математической и финансовой грамотности;

18.11.2022г. – 22.11.2024г. – Неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции, и также мониторинг сформированности функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов,

Цель: активизация деятельности учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;
  2. Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;
  3. Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
  4. Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.
  5. Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» Бахчисарайского района Республики Крым путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;

Одним из приоритетных направлений повышения качества образования является формирование функциональной грамотности учащихся. Для реализации данного направления в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» были проведены следующие мероприятия:

  1. Организационно-управленческая деятельность:

Разработан план мероприятий («Дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» на 2024/2025 учебный год.

Проведены мероприятия по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся.

Проведены методические совещания для учителей по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности обучающихся.

  1. Проведена информационно-разъяснительная работа:

Организовано размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.».

Проведены классные часы в 5-9 классах по формированию ФГ.

Проведена информационно просветительская работа с родителями. Организованы и проведены обучающие и просветительские мероприятия для родителей.

 

  1. Мероприятия в рамках Недели функциональной грамотности:

С 05 по 08 ноября 2024 года в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» прошла неделя читательской грамотности и креативного мышления.

В рамках этой недели прошли различные мероприятия, которые подготовили учителя, учитывая возрастные особенности школьников. Мероприятия были проведены в урочное и внеурочное время. Организована выставка книг любимых сказок и выставка «Читаем вместе на английском!». Учитель русского языка и литературы Шишко О.Б. показала фрагмент урока. Подготовка к ЕГЭ «Комплексный анализ текста», а также провела лингвистическую игру «Я редактор». Учитель русского языка и литературы Бронина В.Д. подготовила поэтический вечер «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…». Учитель русского языка и литературы Джур О.В. провела развивающую игру «Подбери рифму», дебаты «Актуальность грамотности письма» и внеклассное мероприятие «Тайны русского языка». Учитель русского языка Демидова Е.Е. провела литературную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Учителя Владыко С.М. и Саралидзе Е.В. провели практикум по формированию читательской грамотности на английском языке среди учеников 5 – 6 классов, а также конкурс на английском языке “Talent Show” среди 9 классов. Учитель изобразительного искусства Романова Т.В. провела мероприятия «Я рисую креатив под музыку Вивальди» и «Территория творчества». Учитель Гуня О.В. провела мероприятие «Ступеньки творчества» и мероприятие «Твой опыт + мой опыт = креатив». Учитель начальных классов Калнина Л.В. провела мероприятие во 2-А классе «Мои любимые сказочные герои». Учитель начальных классов Щербакова Т.Н. провела игру - конкурс «В мире пословиц и поговорок» в 3-А классе. Так же в начальной школе прошли мероприятия: конкурс пословиц и поговорок, викторина по сказкам А.С Пушкина, выразительное чтение прозаических произведений, конкурс рисунков «Мое любимое произведение», конкурс рисунков «Весёлые буквы» и открытые уроки.

 

С 11 по 15 ноября 2024 года прошла неделя математической и финансовой грамотности.

Были проведены следующие мероприятия:

Открытие тематической недели.

Конкурс рисунков «Математические ребусы». (учитель Толмачева О.И.)

Ребусы, кроссворды «Задачливый переулок». (учитель Рак Ю.Ю.)

Конкурс эрудитов «Занимательная математика». (учитель Джелилева Э.С.)

Математика в реальной жизни. Решаем вместе (оформление стенда).

Творческий конкурс «Ожившая цифра». (учитель Чернова О.С.)

Конкурс мастеров-художников «Ожившая цифра». (учитель Физля Э.Б.)

Викторина «Математические заморочки». (учитель Острик А.В.)

Геометрия моими глазами. (учитель Надеина Е.А.)

Конкурс сказок «Заколдованная цифра». (учитель Рак Ю.Ю.)

Путешествие в «Страну Любознаек». (учитель Деменьшина И.Я.)

Занимательный аукцион. (учитель Попова Е.А.)

Викторина «Экономические загадки». (учитель Гордеева Д.В.)

Учитель Громова Н.Г. провела внеклассное мероприятие Академия финансов», конкурсную программу «Юный экономист» и игру «Финансовая безопасность».

Учитель начальных классов Билял Д.Р. провела мероприятие в 3-В классе юный эрудит «Математика и финансы».

Учитель Проскурнина О.Ю провела эстафету в 5-ых кадетских классах «Поработай, заработай…».

18 ноября по 22 ноября 2024 года прошла неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции, и также мониторинг сформированности функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов.

Были проведены следующие мероприятия:

Открытие тематической недели.

«Все мы разные, но мы одна страна». (учитель Калнина Л.В.)

Мероприятие «Помечтаем, поболтаем…». (учитель Щепинская Л.А.)

Выставка рисунков «Встречаем зиму». (учитель Романова Т.В.)

Мероприятие «Школьные предметы в рисунках». (учитель Щербакова Т.Н.)

Спортивное мероприятие «Собери предметную мозаику». (учитель Проскурнина О.Ю.)

Формирование экологических представлений. «Как рождается проект». (учитель Киреева Т.И.)

Дискуссия «Правила общения в современных условиях». (учитель Мельник Г.А.)

Юный эрудит «Мы-экологи». (учитель Громова Н.Г.)

Конкурс песен и стихотворений «Времена года». (Куртбединов Б.Ф.)

Учитель Деменьшина И.Я. провела открытый урок в 1-В классе «День загадок о природе».

В период с 05.11.2024 по 29.11.2024 года на платформе «Российская электронная школа» (РЭШ) проводились диагностические работы функциональной грамотности с использованием электронного банка заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

В мониторинге приняли участие: 74 учащихся: 8 класс – 32 учащихся, 9 класс - 28 учащихся, и 7 класс – 14 учащихся.

Для оценивания результатов выполнения работы использовался общий балл по каждому направлению функциональной грамотности. А на основе суммарного балла, полученного участниками диагностической работы за выполнение всех заданий, определялся уровень сформированности функциональной грамотности по каждому направлению.

По окончанию предметных недель были подведены итоги, победители и призёры награждены грамотами за активное участие в рамках предметных недель.

Тематические недели функциональной грамотности прошли в атмосфере творчества, сотрудничества, креативности. Каждый день педагоги стремились максимально заинтересовать ребят, привлечь к активному участию в мероприятиях. Все мероприятия были проведены на должном организационном и методическом уровне, носили творческий, познавательный и занимательный характер.

Каждый учащийся имел возможность раскрыться и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности, проявить коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что функциональная грамотность у учащихся развита на базовом уровне.

Большинство участников мониторинга в качестве наиболее часто встречающихся трудностей указывали:

Недостаточное количество времени для выполнения заданий.

Обучающимся сложно воспринимать большой объем текста с монитора компьютера, телефона, что создавало трудности в понимании текста задания в целом.

Тексты неудобно расположены и требуют пролистывания экрана и для прочтения, и для выполнения задания.

Трудности, возникающие у учащихся при необходимости обоснования и/или аргументации ответа.

В проведенном мониторинге прослеживается тенденция - при достаточных предметных знаниях и умениях, школьники все еще испытывают затруднения в применении их в ситуациях, близких к реальной жизни, а также при работе с информацией, представленной в формате, не характерной для большинства отечественных учебников.

Процесс развития функциональной грамотности учащихся длителен и сложен. Для решения данной задачи учителю необходимо:

-изучить аспекты ключевых компетенций по развитию функциональной грамотности школьников;

-научиться определять проблему ученика при работе с информацией, которая заключается в непонимании смысла текста, неумении его «прочитать»;

-овладеть конкретным практическим приемам по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности.

Выводы:

  1. В целом план мероприятий («Дорожная карта») по сформированности функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» на 2024/2025 учебный год выполнен.

Учебные уроки, занятия проведены на достаточном уровне. В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.

Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

По анализу диагностики функциональной грамотности выявлены обучающиеся, имеющие недостаточные результаты, это те учащиеся, которые показывают низкие результаты и в учебном процессе, т.е. низкомотивированные.

Результаты выполнения диагностической работы показывают, что обучающиеся недостаточно успешно справились с заданиями, проверяющими умения ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию, различать основные этапы проведения опытов и наблюдений, проводить исследования, анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы, использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач, давать определения понятиям, подводить под понятие, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

  1. По итогам диагностики отмечено, что учащиеся испытывали значительные затруднения с выполнением заданий на логические умения: выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение, проводить группировку, классификацию, выделять главное, владеть рядом общих приемов решения задач (проблем). Таким образом, достаточно актуальным представляется развитие системы обучения в плане обучения школьников логическим операциям.
  2. Отмечаются дефициты в выполнении заданий с развернутым ответом, требующих самостоятельного описания хода опытов или построения логической цепочки обоснования выбора решения. Рекомендуется в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.
  3. Существенный дефицит отмечается в умениях выделять общий признак и группировать предложенные объекты в соответствии с выбранным признаком, классифицировать различные объекты, а также проводить сравнение двух объектов или процессов.
  4. Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, чтобы достичь положительных результатов в данном направлении должна работать вся школьная команда учителей. Применение учителем в учебном процессе нетипичных заданий, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни, как правило, требуют применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
  5. Не только на внеурочных занятиях, но и на уроках разбирать задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности учеников. На занятиях школьники должны получить опыт решения контекстных задач и заданий, в которых необходимо интерпретировать информацию, преобразовывать её и моделировать ситуации её применения в жизненных ситуациях.
  6. Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 4-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной и финансовой) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности». Будучи интерпретированы в соответствии с выбранным способом, тексты проявляют свои различия как инструктивные, описательные и объяснительные. Очень полезны тексты-задачи, которые содержат «недосказанности» в отношении применения компонентов освоения способов, которые при решении задачи подросток должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. Полезно предлагать тексты-задачи, которые содержат «избыточную» информацию, тогда подростку необходимо будет выделить и мобилизовать для решения задачи только ту информацию, которая вступает в определённые отношения с предстоящим действием.

 

Рекомендации:

  1. Рассмотреть аналитическую справку о выполнении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году на педагогическом совете (май, 2025 г.);
  2. Осуществить контроль по формированию функциональной грамотности во внеурочной деятельности (постоянно);
  3. Организовать курсовую подготовку педагогов по проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся (до 01.09.2025 г.)
  4. Руководителям ШМО:
    1. Запланировать на 2025/2026 учебный год проведение открытых занятий внеурочной деятельности по применению форм, методов формирования функциональной грамотности, проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 2-11 классов на платформе РЭШ (постоянно).
  5. Учителям – предметникам:
    1. Запланировать на 2025/2026 учебный год проведение открытых занятий внеурочной деятельности по применению форм, методов формирования функциональной грамотности, проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 2-11 классов на платформе РЭШ (постоянно).
    2. Использовать на уроках, занятиях ВД разнообразные приемы работы для вовлечения обучающихся в образовательную деятельность по формированию функциональной деятельности (постоянно);
      • задания с описанием жизненных, проблемных ситуаций, близких и понятных обучающимся;
      • задания на осознанный выбор обучающимися модели поведения в жизненной ситуации;
      • задания с включением таблиц, схем, рисунков в качестве источника дополнительной информации.
    3. Использовать электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (постоянно);
    4. Для учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД организовать дополнительные практические занятия, направленные на формирование проверяемых познавательных действий.

 

 

Заместитель директора                                  Е.А. Надеина

 

 

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам выполнения Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году»

Аналитическая справка по итогам выполнения Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году



В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 08.10.2024 №1561 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.10.2024 № 6238/01-15, во исполнение Плана мероприятий («Дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2024/2025 учебный год, утвержденного приказом управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 10.10.2024г. № 543 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в Бахчисарайском районе Республики Крым», приказа управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.10.2024 № 578 «Об утверждении Положения о системе работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Бахчисарайского района РК», приказа управления образования, молодежи и спорта Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.10.2024 г. № 579 «О проведении недели по формированию функциональной грамотности в Бахчисарайском районе Республики Крым, с целью реализации комплекса мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в рамках национального проекта «Образование», в период с 05.11.2024 по 29.11.2024 были проведены тематические недели функциональной грамотности среди обучающихся 1-10 классов:

05.11.2024г. – 08.11.2024г. – Неделя читательской грамотности и креативного мышления;

11.11.2024г. – 15.11.2024г. – Неделя математической и финансовой грамотности;

18.11.2022г. – 22.11.2024г. – Неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции, и также мониторинг сформированности функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов,

Цель: активизация деятельности учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;

  2. Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;

  3. Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.

  4. Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.

  5. Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» Бахчисарайского района Республики Крым путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;

Одним из приоритетных направлений повышения качества образования является формирование функциональной грамотности учащихся. Для реализации данного направления в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» были проведены следующие мероприятия:

  1. Организационно-управленческая деятельность:

Разработан план мероприятий («Дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» на 2024/2025 учебный год.

Проведены мероприятия по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся.

Проведены методические совещания для учителей по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности обучающихся.

  1. Проведена информационно-разъяснительная работа:

Организовано размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.».

Проведены классные часы в 5-9 классах по формированию ФГ.

Проведена информационно просветительская работа с родителями. Организованы и проведены обучающие и просветительские мероприятия для родителей.


  1. Мероприятия в рамках Недели функциональной грамотности:

С 05 по 08 ноября 2024 года в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» прошла неделя читательской грамотности и креативного мышления.

В рамках этой недели прошли различные мероприятия, которые подготовили учителя, учитывая возрастные особенности школьников. Мероприятия были проведены в урочное и внеурочное время. Организована выставка книг любимых сказок и выставка «Читаем вместе на английском!». Учитель русского языка и литературы Шишко О.Б. показала фрагмент урока. Подготовка к ЕГЭ «Комплексный анализ текста», а также провела лингвистическую игру «Я редактор». Учитель русского языка и литературы Бронина В.Д. подготовила поэтический вечер «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…». Учитель русского языка и литературы Джур О.В. провела развивающую игру «Подбери рифму», дебаты «Актуальность грамотности письма» и внеклассное мероприятие «Тайны русского языка». Учитель русского языка Демидова Е.Е. провела литературную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Учителя Владыко С.М. и Саралидзе Е.В. провели практикум по формированию читательской грамотности на английском языке среди учеников 5 – 6 классов, а также конкурс на английском языке “Talent Show” среди 9 классов. Учитель изобразительного искусства Романова Т.В. провела мероприятия «Я рисую креатив под музыку Вивальди» и «Территория творчества». Учитель Гуня О.В. провела мероприятие «Ступеньки творчества» и мероприятие «Твой опыт + мой опыт = креатив». Учитель начальных классов Калнина Л.В. провела мероприятие во 2-А классе «Мои любимые сказочные герои». Учитель начальных классов Щербакова Т.Н. провела игру - конкурс «В мире пословиц и поговорок» в 3-А классе. Так же в начальной школе прошли мероприятия: конкурс пословиц и поговорок, викторина по сказкам А.С Пушкина, выразительное чтение прозаических произведений, конкурс рисунков «Мое любимое произведение», конкурс рисунков «Весёлые буквы» и открытые уроки.


С 11 по 15 ноября 2024 года прошла неделя математической и финансовой грамотности.

Были проведены следующие мероприятия:

Открытие тематической недели.

Конкурс рисунков «Математические ребусы». (учитель Толмачева О.И.)

Ребусы, кроссворды «Задачливый переулок». (учитель Рак Ю.Ю.)

Конкурс эрудитов «Занимательная математика». (учитель Джелилева Э.С.)

Математика в реальной жизни. Решаем вместе (оформление стенда).

Творческий конкурс «Ожившая цифра». (учитель Чернова О.С.)

Конкурс мастеров-художников «Ожившая цифра». (учитель Физля Э.Б.)

Викторина «Математические заморочки». (учитель Острик А.В.)

Геометрия моими глазами. (учитель Надеина Е.А.)

Конкурс сказок «Заколдованная цифра». (учитель Рак Ю.Ю.)

Путешествие в «Страну Любознаек». (учитель Деменьшина И.Я.)

Занимательный аукцион. (учитель Попова Е.А.)

Викторина «Экономические загадки». (учитель Гордеева Д.В.)

Учитель Громова Н.Г. провела внеклассное мероприятие Академия финансов», конкурсную программу «Юный экономист» и игру «Финансовая безопасность».

Учитель начальных классов Билял Д.Р. провела мероприятие в 3-В классе юный эрудит «Математика и финансы».

Учитель Проскурнина О.Ю провела эстафету в 5-ых кадетских классах «Поработай, заработай…».

18 ноября по 22 ноября 2024 года прошла неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции, и также мониторинг сформированности функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов.

Были проведены следующие мероприятия:

Открытие тематической недели.

«Все мы разные, но мы одна страна». (учитель Калнина Л.В.)

Мероприятие «Помечтаем, поболтаем…». (учитель Щепинская Л.А.)

Выставка рисунков «Встречаем зиму». (учитель Романова Т.В.)

Мероприятие «Школьные предметы в рисунках». (учитель Щербакова Т.Н.)

Спортивное мероприятие «Собери предметную мозаику». (учитель Проскурнина О.Ю.)

Формирование экологических представлений. «Как рождается проект». (учитель Киреева Т.И.)

Дискуссия «Правила общения в современных условиях». (учитель Мельник Г.А.)

Юный эрудит «Мы-экологи». (учитель Громова Н.Г.)

Конкурс песен и стихотворений «Времена года». (Куртбединов Б.Ф.)

Учитель Деменьшина И.Я. провела открытый урок в 1-В классе «День загадок о природе».

В период с 05.11.2024 по 29.11.2024 года на платформе «Российская электронная школа» (РЭШ) проводились диагностические работы функциональной грамотности с использованием электронного банка заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

В мониторинге приняли участие: 74 учащихся: 8 класс – 32 учащихся, 9 класс - 28 учащихся, и 7 класс – 14 учащихся.

Для оценивания результатов выполнения работы использовался общий балл по каждому направлению функциональной грамотности. А на основе суммарного балла, полученного участниками диагностической работы за выполнение всех заданий, определялся уровень сформированности функциональной грамотности по каждому направлению.

По окончанию предметных недель были подведены итоги, победители и призёры награждены грамотами за активное участие в рамках предметных недель.

Тематические недели функциональной грамотности прошли в атмосфере творчества, сотрудничества, креативности. Каждый день педагоги стремились максимально заинтересовать ребят, привлечь к активному участию в мероприятиях. Все мероприятия были проведены на должном организационном и методическом уровне, носили творческий, познавательный и занимательный характер.

Каждый учащийся имел возможность раскрыться и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности, проявить коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что функциональная грамотность у учащихся развита на базовом уровне.

Большинство участников мониторинга в качестве наиболее часто встречающихся трудностей указывали:

Недостаточное количество времени для выполнения заданий.

Обучающимся сложно воспринимать большой объем текста с монитора компьютера, телефона, что создавало трудности в понимании текста задания в целом.

Тексты неудобно расположены и требуют пролистывания экрана и для прочтения, и для выполнения задания.

Трудности, возникающие у учащихся при необходимости обоснования и/или аргументации ответа.

В проведенном мониторинге прослеживается тенденция - при достаточных предметных знаниях и умениях, школьники все еще испытывают затруднения в применении их в ситуациях, близких к реальной жизни, а также при работе с информацией, представленной в формате, не характерной для большинства отечественных учебников.

Процесс развития функциональной грамотности учащихся длителен и сложен. Для решения данной задачи учителю необходимо:

-изучить аспекты ключевых компетенций по развитию функциональной грамотности школьников;

-научиться определять проблему ученика при работе с информацией, которая заключается в непонимании смысла текста, неумении его «прочитать»;

-овладеть конкретным практическим приемам по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности.

Выводы:

  1. В целом план мероприятий («Дорожная карта») по сформированности функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» на 2024/2025 учебный год выполнен.

Учебные уроки, занятия проведены на достаточном уровне. В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.

Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

По анализу диагностики функциональной грамотности выявлены обучающиеся, имеющие недостаточные результаты, это те учащиеся, которые показывают низкие результаты и в учебном процессе, т.е. низкомотивированные.

Результаты выполнения диагностической работы показывают, что обучающиеся недостаточно успешно справились с заданиями, проверяющими умения ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию, различать основные этапы проведения опытов и наблюдений, проводить исследования, анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы, использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач, давать определения понятиям, подводить под понятие, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

  1. По итогам диагностики отмечено, что учащиеся испытывали значительные затруднения с выполнением заданий на логические умения: выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение, проводить группировку, классификацию, выделять главное, владеть рядом общих приемов решения задач (проблем). Таким образом, достаточно актуальным представляется развитие системы обучения в плане обучения школьников логическим операциям.

  2. Отмечаются дефициты в выполнении заданий с развернутым ответом, требующих самостоятельного описания хода опытов или построения логической цепочки обоснования выбора решения. Рекомендуется в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.

  3. Существенный дефицит отмечается в умениях выделять общий признак и группировать предложенные объекты в соответствии с выбранным признаком, классифицировать различные объекты, а также проводить сравнение двух объектов или процессов.

  4. Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, чтобы достичь положительных результатов в данном направлении должна работать вся школьная команда учителей. Применение учителем в учебном процессе нетипичных заданий, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни, как правило, требуют применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

  5. Не только на внеурочных занятиях, но и на уроках разбирать задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности учеников. На занятиях школьники должны получить опыт решения контекстных задач и заданий, в которых необходимо интерпретировать информацию, преобразовывать её и моделировать ситуации её применения в жизненных ситуациях.

  6. Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 4-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной и финансовой) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности». Будучи интерпретированы в соответствии с выбранным способом, тексты проявляют свои различия как инструктивные, описательные и объяснительные. Очень полезны тексты-задачи, которые содержат «недосказанности» в отношении применения компонентов освоения способов, которые при решении задачи подросток должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. Полезно предлагать тексты-задачи, которые содержат «избыточную» информацию, тогда подростку необходимо будет выделить и мобилизовать для решения задачи только ту информацию, которая вступает в определённые отношения с предстоящим действием.



Рекомендации:

  1. Рассмотреть аналитическую справку о выполнении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году на педагогическом совете (май, 2025 г.);

  2. Осуществить контроль по формированию функциональной грамотности во внеурочной деятельности (постоянно);

  3. Организовать курсовую подготовку педагогов по проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся (до 01.09.2025 г.)

  4. Руководителям ШМО:

    1. Запланировать на 2025/2026 учебный год проведение открытых занятий внеурочной деятельности по применению форм, методов формирования функциональной грамотности, проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 2-11 классов на платформе РЭШ (постоянно).

  1. Учителям предметникам:

    1. Запланировать на 2025/2026 учебный год проведение открытых занятий внеурочной деятельности по применению форм, методов формирования функциональной грамотности, проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 2-11 классов на платформе РЭШ (постоянно).

    2. Использовать на уроках, занятиях ВД разнообразные приемы работы для вовлечения обучающихся в образовательную деятельность по формированию функциональной деятельности (постоянно);

      • задания с описанием жизненных, проблемных ситуаций, близких и понятных обучающимся;

      • задания на осознанный выбор обучающимися модели поведения в жизненной ситуации;

      • задания с включением таблиц, схем, рисунков в качестве источника дополнительной информации.

    1. Использовать электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (постоянно);

    2. Для учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД организовать дополнительные практические занятия, направленные на формирование проверяемых познавательных действий.



Заместитель директора Е.А. Надеина