СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет учителя-логопеда ДОУ на I квалификационную категорию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет учителя-логопеда ДОУ на I квалификационную категорию за 2019-2020гг. Тема отчета : "Совершенствование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий". Цель: создание условий для совершенствования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет учителя-логопеда ДОУ на I квалификационную категорию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «МАЛЫШОК»

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.КИРОВГРАД

624155, П.КАРПУШИХА, УЛ.ПУШКИНА, 3













АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2019-2020 ГОДЫ







ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Якимова Дарья Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ:

Учитель-логопед





п.Карпушиха

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………….....………..

3

1.Аналитическая часть…………………………………………..…….…..

7

1.1.Анализ результатов педагогической деятельности в межаттестационный период……………………………………………….


7

1.2.Анализ условий получения результатов……………………………..

12

2.Проектная часть………………………………………………………….

24

Заключение…………………………………………………………………

26

Список литературы………………………………………………………...

29

Приложения

32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, период глубоких социально-экономических изменений в России, когда переоцениваются все системы общественных отношений, существенные изменения происходят и в системе образования.

Ключевым вопросом модернизации образования на протяжении последних лет является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

Согласно Закону РФ «Об образовании» от 29.12.2012 273-ФЗ, дошкольное образование впервые стало самостоятельной ступенью общего образования. «С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» подчеркнула Анастасия Зырянова (в то время директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, ныне – директор федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФГБУ «Федеральный центр тестирования»).

Одной из важнейших задач ФГОС ДО стало обеспечение государственных гарантий равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Александр Григорьевич Асмолов, руководитель рабочей группы ведущих экспертов в сфере дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, озвучил следующую точку зрения о данном документе: «В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Целевые ориентиры социальной нормы ребенка на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО нацеливают нас на создание условий для формирования инициативности, любознательности, самостоятельности, способности ребёнка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Немало важным фактором развития социальной успешности ребёнка является владение достаточно хорошей устной речью, умение выражать свои мысли и желания, строить речевое высказывание в ситуации общения.

Речевые нарушения у дошкольников отрицательно влияют на эмоциональное состояние, самооценку ребенка, формирование личностных черт и общение со сверстниками. Дети, осознающие свой недостаток, молчаливы, нерешительны, застенчивы, в определенных случаях - агрессивны.

Согласно статистике в настоящее время резко увеличилось количество перинатальных поражений мозга, исходом которых являются расстройства формирования и развития речи. В эту группу расстройств входят как трудности с артикуляцией центрального и периферического генеза, так и проблемы с пониманием и правильным построением речевого высказывания. К нарушениям устной речи в дошкольном возрасте в последующем могут присоединиться проблемы с чтением и письмом, что влечет за собой сложности в усвоении школьного материала и плохую успеваемость. (Ягунова К. В., Гайнетдинова Д. Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста. Росвести. Перинатал и педиатр – Электронный ресурс).

Итак, вышесказанное позволяет еще раз подтвердить, что четкая, понятная окружающим речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного и гармоничного развития ребенка. Богатая и четкая речь – залог широких возможностей в познании окружающей действительности, содержательного общения со сверстниками и взрослыми, активного и успешного психического развития дошкольника.

ФГОС ДО рассматривает развитие правильного звукопроизношения как одну из важнейших задач, предполагающих воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи.

Отечественные ученые М. М. Алексеева, А. И. Максаков, Г. А. Тумакова, М. Ф. Фомичева выделили два раздела в произносительной стороне речи: речевой слух и культура речепроизношения. Вопрос воспитания звукопроизношения нашел отражение в трудах известных лингвистов, психологов, педагогов С. Н. Бернштейна, А. Н. Гвоздева, Е. И. Радина, М. Е. Хватцева, К. И. Чуковского. Результаты исследований показали, что дети четвертого года жизни понимают фонетические нормы и стремятся овладеть ими.

Говоря о детях, следует отметить, что ведущая деятельность дошкольников – игра. Как определили А. Н. Леонтьев игра - это именно тот вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени, который на данном возрастном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека. В коррекционной работе использование игры также способствует более быстрому и эффективному преодолению речевой проблемы. Правильно подобранная игра избавляет ребенка от переутомления, длительной статической позы на логопедическом занятии, помогает чередовать виды речевой работы.

В связи с вышеизложенным темой работы на 2019-2020гг. как учитель-логопед определила «Совершенствование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий».

Особенностью логопедической игры отметила то, что она должна повышать эффективность коррекционно-развивающей работы, что действия логопеда должны быть особенно продуманы. Кроме того, не следует забывать об основных достоинствах игры «не утомить», «развивать психические процессы».

Цель работы: создание условий для совершенствования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Задачи:

1.Провести комплексную диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста, тщательно проанализировав произносительную сторону речи детей.

2.Изучить литературу, касающуюся вопросов коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста.

3.Изучить игровые технологии, применяемые в ДОУ

4.Подобрать игровые технологии для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, основываясь на диагностических данных.

5.Достигнуть эффективного взаимодействия со всеми участниками коррекционной работы (воспитатели, родители (законные представители)).

6.Повысить уровень компетентности по теме у педагогического коллектива.

7.Проанализировать эффективность используемых игровых технологий путем проведения повторной диагностики.




1.Аналитическая часть

1.1.Анализ результатов педагогической деятельности в межаттестационный период


Диагностические данные педагогического мониторинга ДОУ на протяжении нескольких лет показывали низкие результаты речевого развития воспитанников. Это послужило основанием создания на базе муниципального автономного образовательного учреждения детский сад № 15 «Малышок» (далее - ДОУ) пункта логопедической помощи дошкольникам (далее - логопункт). Логопункт функционирует с марта 2019 года, в настоящий момент его посещают 20 воспитанников. Логопедическое обследование детей, зачисленных, на логопункт, проводилось: в сентябре 2019г., 2020г. с целью уточнения речевых нарушений; в январе , 2021г. для выявления динамики коррекционно-развивающей работы. В августе 2020г. (перенос с мая связан с принятыми мерами карантина) проходило итоговое логопедическое обследование с целью выявления динамики коррекционно-развивающей работы и оценки ее эффективности. В диаграмме отражена эффективность работы учителя – логопеда на логопункте (Приложение № 1).

По данным диагностики за 2019–2020 учебный год уровень речевого развития детей изменился следующим образом: низкий уровень – 25%, уровень ниже среднего – 35%, средний уровень – 40% в сентябре 2019г., низкий уровень – 5%, уровень ниже среднего – 20%, средний уровень – 35%, высокий уровень – 40% в августе 2020г.. Диагностика сентября 2020г. показала уровень речевого развития воспитанников: низкий – 16%, ниже среднего – 53%, средний – 31 %. Диагностика, проведенная с целью уточнения речевых нарушений в январе 2021г, дала следующие результаты: низкий уровень – 5%, уровень ниже среднего – 11 %, средний уровень – 42%, высокий уровень – 42%. Если сравнить данные проводимых диагностик (Приложение № 2), то можно сделать вывод о стабильности результатов в положительной динамике развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В процессе коррекционно-педагогической деятельности решались следующие задачи:

  • коррекция нарушений звукопроизношения и формирование полноценных произносительных навыков;

  • развитие фонематического восприятия и представления, звукового анализа и синтеза.

Кроме того удалось достигнуть следующих результатов:

  1. развить внимание к словоизменению, согласованию слов в предложении;

  2. обогатить словарь привлечением внимания к способам словообразования;

  3. совершенствовать умение правильно составлять простое распространенное, затем – сложное предложения, употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной речи;

  4. развить связную речь в ходе работы над составлением рассказа, ведением пересказа, с постановкой задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

  5. сформировать элементарные навыки письма и чтения на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Коррекционная работа на логопункте строится на основе коррекционных образовательных программ Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, подгруппы воспитанников формируются по признаку однотипности речевого нарушения. Индивидуальная работа проводится с детьми, имеющими специфические проявления патологии речи (нарушения строения артикуляционного аппарата). Состав детей подгрупп в течение года может меняться, это обусловлено динамическими изменениями в процессе коррекционной работы.

Коррекционная работа показала свою эффективность: воспитанники научились правильно произносить звуки речи, различать и дифференцировать на слух фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки в слове. Обогатился активный словарь дошкольников, связная речь приобрела достаточный уровень для грамотного выражения своих мыслей и желаний, выстраивания речевого высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Результативность работы также подтверждают достижения воспитанников, совместно нам удалось добиться следующих результатов:

  • Победители (I место) Всероссийской викторины Время Знаний «Предлоги в словосочетаниях» (2019г.);

  • Победители (I место) Всероссийской онлайн-олимпиады «Русская матрешка», «Грамотные люди» (2019г.);

  • Победители (I место) Международного конкурса «Талантливые дети России», «Рождественский ангелочек» (2019г.);

  • Победители (I место) Международного конкурса «Талантливые дети России», «Мы Родиной зовем Россию», (2020г.);

  • Дипломанты III степени XIII Муниципального фестиваля-конкурса гражданско-патриотической песни «Афганский ветер», им.Эдуарда Шабалина (номинация: художественное слово) (2020г.);

  • Специальный приз жюри XIII Муниципального фестиваля-конкурса гражданско-патриотической песни «Афганский ветер», им.Эдуарда Шабалина (номинация: художественное слово) (2020г.);

  • Специальный приз жюри VI Муниципального этапа Всероссийского литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы», (2020г.);

  • Участники XIII Муниципального фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Золотое будущее Кировграда» (2019г.);

  • Участники VI Муниципального этапа Всероссийского литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы» (2020г.).

Практика логопедической работы в межаттестационный период показала увеличение количества детей с нарушением речи в группах общеразвивающей направленности. У многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.):

  • ощущения и восприятие:

1.нарушения фонематического восприятия;

2.бедность и недифференцированность зрительных образов;

3.непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;

4.недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;

5.пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании);

  • внимание:

1.неустойчивый характер внимания;

2.более низкий уровень произвольного внимания;

3.трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

4.трудности переключения;

5.трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

6.частые отвлечения от задания;

7.низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их);

  • память:

1.снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

2.относительно сохранно смысловое, логическое запоминание;

  • мышление:

1.отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);

2.трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;

3.недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;

4.недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

5.трудности в установлении причинно-следственных связей;

  • воображение:

1.низкий уровень продуктивного воображения;

2.быстрая истощаемость процессов воображения;

3.словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны);

  • моторика:

1.нарушения равновесия и координации движений;

2.недифференцированность движений пальцев рук;

3.недифференцированность артикуляционных движений;

  • особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности:

1.пассивность;

2.низкая работоспособность;

3.неадекватная самооценка;

4.расстройства настроения.

Речевые нарушения в сочетании с эмоционально-волевыми и психологическими особенностями в комплексе создают дополнительные сложности для качественного усвоения дошкольниками содержания основной образовательной программы ДОУ. Поэтому в настоящее время одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск средств по повышению эффективности и качества логопедического сопровождения детей дошкольного возраста в преодолении нарушений речи в условиях реализации ФГОС ДО.


1.2.Анализ условий получения результата


ФГОС ДО дает установку: сохранить уникальность и самоценность дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека, используя в воспитательно-образовательном процессе формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. По мнению выдающихся педагогов и психологов, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка.

В программе каждого учителя-логопеда присутствует блок «Коррекция звукопроизношения». Планируемый результат логопедической работы в данном блоке: дошкольник чисто и правильно произносит все звуки родного языка, слышит и умеет находить заданный звук в слове, придумывает слова на определённый звук, автоматически пользуется поставленными звуками в свободной речи.

Работа со звуком, от постановки до автоматизации его в самостоятельной речи, - выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы упражнений. Как показала практика коррекционной работы - поставить определенный звук ребенку не так сложно, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, они теряют мотивацию к самостоятельному его употреблению.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Коррекция усложняется тем, что занятия по автоматизации звуков, зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

На помощь логопеду приходят современные игровые технологии. Они являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Применение игровых технологий позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;

  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Игра – упражнение, которое помогает сформировать самостоятельность, инициативность, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Игровая мотивация превосходит учебную, но на её базе формируется готовность к обучению в школе. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Следует отметить, что педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к деятельности.

На этапе закрепления изолированного звука использую такие дидактические игры, как: «Дорожки», «Лабиринты», «Кто дольше?» «Ножки по дорожке».

При автоматизации поставленного звука в слогах ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей организую следующие дидактические игры «Слоговые дорожки» (ровная - слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, волнистая - слоги произносятся то громко, то тихо), «Пальчики здороваются», «Волшебная палочка» (слог произносится по количеству ударов молоточка, сначала действует педагог, затем - ребенок).

Когда коррекционная работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. В первую очередь начинаем работать с карточками-изображениями, в этом нам помогают игры «Фотограф», «Рыбалка», «Ромашка», «Лото», «Звуковые домики», «Улитка», «Ходилки», «Запоминалки», «Живое - неживое», «Съедобное - несъедобное», «Морской бой», «Важный звук» и др.. Все игры также решают задачу совершенствования фонематического восприятия дошкольников, кроме того можно дополнить игры усложняющими элементами: определением позиции звука в слове, делением слова на слоги, словоизменением, составлением предложений с заданными словами.

В рамках коррекционной работы я познакомилась с игровой технологией «Универсальные логопедические игры с картинками», которая создана И. Л. Лебедевой – учителем-логопедом, автором книг «Трудный звук, ты наш друг!», «Тайны шипящих звуков» и т.д. Универсальные логопедические игры предназначены для постепенного введения поставленного звука в речь. Они оказались компактны и удобны в использовании, для их проведения необходимо иметь лишь стандартный набор предметных картинок на все группы звуков и игральные кубики. Универсальными игры названы, потому что параллельно с автоматизацией звука во время игр решается целый комплекс коррекционных задач (совершенствование звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи).

Также технология И. Л Лебедевой, одновременно с качественным логопедическим тренингом, способствует «живому» общению между участниками педагогического процесса, дети учатся общаться, соблюдать правила, контролировать свои эмоции и, конечно же, получают радость и удовольствие от игры.

Как нам известно, мир ребенка заключен на кончиках пальцев его рук, поэтому в своей практике я использую игровые технологи, обязательным условием которых является осязательный контакт с называемым предметом. «Сундучки» синего и зеленого цвета для дифференциации и автоматизации групп звуков, «Веселый поезд» - называние выбранного предмета, определение позиции заданного звука в слове и размещение его в вагоны поезда (начало/середина/конец), «Клад» - поиск предметов, спрятанных в сенсорных коробках, называние предмета, «Бусы» - выбор картинок с заданным звуком, нанизывание «бусин», «Бомбочки» - разворачивание предмета, название которого содержит отрабатываемый звук, извлечение из спец.теста, называние его. В коррекционной работе практикуем объединение игр, например, «Бомбочки» + «Вагончики».

В процессе решения коррекционных задач также стала использовать игровую технологию, организованную на основе дидактического пособия «Палочки Кюизенера». Данная технология подразумевает метод наглядного моделирования, палочки Кюизенера — пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Свойства палочек: различная длина, цвет и объёмность позволили детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Совершенствование произносительной стороны речи происходило во время игр «Повтори», «Продолжи», «Звуковые/слоговые дорожки», «Раздели словечко на звуки/слоги», «Сколько», «Изобрази», кроме того, при помощи палочек Кюизенера работали над ритмической стороной речи, словоизменением и словообразованием, формировали навык составления различных конструкций предложения. Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе, в первую очередь: повышает интерес к логопедическим занятиям; развивает тактильную чувствительность и мелкую моторика; звукопроизношение у дошкольников улучшается, формируются фонематическое восприятие и слух, связная речь, улучшаются память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве.

В работе с детьми также активно использую одну из самых распространенных детских развивающих игр - логические блоки Дьенеша. Логические игры на логопедическом занятии способствуют развитию логики, внимания, памяти, мышления. Дошкольники закрепляют понятия о фигурах и цвете, форме и величине. Кроме того нам удается эффективно решать задачу: усовершенствовать произносительную сторону ребенка-логопата, это мы делаем в ходе игр «Найди картинку» - задаем картинку в произношении названия которой встречается автоматизируемый звук, «Ходилки» - поэтапное открывание элементов с проговариванием, «Вспомни» - определение местоположения заданной картинки, либо определение картинки под заданной фигурой, «Кто спрятался» - определение заданной картинки по ее части, «Выполни и расскажи» - по образцу/самостоятельно выложить из блоков картинку, составить рассказ об этом предмете и др.. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию. В данной игре кроме задач конструктивной деятельности решаются задачи познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности, формирования целостной картины мира

Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ «Круги Луллия». Содержание игр позволяет использовать их в коррекционной работе, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Круги Луллия» развиваем моторику артикуляционного аппарата, автоматизируем поставленные звуки в речи, совершенствуем навык словообразования и словоизменения, игры: «Посмотри и покажи», «Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко», «Один-много», «Называй», «Сосчитай» и др..

Используя «Круги Луллия» на групповых занятиях, работаем в 3 этапа:

1.предлагаю игру, рассказываю правила, ее развитие, окончание, распределяю участие, помогаю оформить ее словесно;

2.участвую в игре на второстепенных ролях (дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи);

3.дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

Таким образом, решая воспитательные задачи формирования навыков сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

На этапе автоматизации звука в предложениях, часто использую эффективную и полезную игру: «Живое предложение». Дети – слова, которые, взявшись за руки, образуют предложения. Игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак. Нам помогает жестовый показ знаков: сжатый кулак – точка, на кулак ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак. Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На последнем этапе автоматизации звука в связной и самостоятельной речи использую различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для дошкольника, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использую пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др.

В настоящее время активно изучаю технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», они разнообразны по содержанию, динамичны, поэтому интересны детям и эффективны в работе логопеда. На данном этапе веду работу с головоломкой «Квадрат Воскобовича», который развивает у детей образное мышление, пространственное воображение, знакомит с миром геометрических фигур, тренирует внимание, память, развивает моторику ребенка. Игра с речевым сопровождением, что особо важно в работе логопеда, так как дети учатся слушать и запоминать инструкцию, объяснять свои действия, задавать вопросы. В ходе этой работы закрепляются грамматические категории: согласование всех частей речи в предложении, родовые понятия, падежные окончания, единственное и множественное число существительных. Ребенок может обыграть получившуюся фигуру, таким образом, развивая связную речь и развивая творческое воображение. В коррекционной работе часто использую «Игровизор». Работа с игровизором помогает совершенствовать мелкую моторику (обводка картинок и штриховка – «Соедини»), помогает в четком, многократном произнесении звуков, слогов, слов («Звук заблудился», «Звуковые дорожки»), определении позиции звука в словах. «Игровизор» о удобен своим многоразовым использованием, можно выполнять работу над ошибками, что немаловажно при коррекционной работе. Применяю данную технологию можно на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Также занимаюсь самостоятельным изготовлением пособия «коврограф «ларчик»», работа с которым также поможет мне решить основные коррекционные задачи: совершенствование звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи. Развивающие игры Воскобовича многофункциональны, вариативны, системны, сказочны и комфортны, поэтому внедрение данной игровой технологии сделало наши занятия еще более интересными и динамичными, эффект от работы также дает положительную динамику.

Игровые моменты, применяемые мной в работе, вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазию, воображение, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность коррекционной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

Как специалист владею современными образовательными технологиями и эффективно их применяю:

1.технология логопедического обследования основе диагностических методик Иншаковой О.Б., – позволяет определить структуру и степень выраженности речевого дефекта;

2.технология постановки звуков Ф. Ф. Рау – позволяет применять разнообразные приемы для постановки различных групп звуков;

3.технология коррекции звукопроизношения Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной – предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;

4.личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества) – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности;

5.индивидуализации обучения В. В. Шадрикова – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей.

О некоторых сообщу подробнее.

Здоровьесберегающие технологии в моей деятельности стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. В своей практике я активно применяю дыхательные (А. Н. Стрельникова), артикуляционные и пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз (В. Х. Базарный), элементы биоэнергопластики (А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко), кинезиологические упражнения (А. Л. Сиротюк), направленные на развитие межполушарного взаимодействия, самомассаж. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Использование в работе информационно-коммуникационных технологий также помогает удержать внимание дошкольника и облегчить процесс восприятия и запоминания с помощью ярких образов. Так мной на этапе автоматизации звука в самостоятельной речи создаются различного рода мультимедийные презентации, игры для групповых и индивидуальных занятий («Веселый звук [л]», «Кому принадлежит», «Опиши предмет» и др.), которые сочетают в себе динамику, звук и изображение и позволяют выполнять практические задания. Кроме того использую интернет-ресурсы для поиска дидактического и раздаточного материала, повышения своей компетентности путем прохождения дистанционных курсов повышения квалификации и участия в вебинарах, создания материалов для работы с родителями и педагогами (презентации, буклеты, листовки), сетевое общение (электронная почта, социальные сети, сайт). Веду персональный сайт педагога: https://multiurok.ru/id61821610/.

Задачи коррекционной работы также решаю посредством технологии проектной деятельности. В своей работе я использую краткосрочные проекты «Вкусная гимнастика», «Наш ветерок», в рамках которых мне удалось воспитать у детей правильное речевое дыхание, развить моторику артикуляционного аппарата детей – основу для нормального звукопроизношения. В этом году успешно реализован интегративный проект «Детям о войне. Блокадный Ленинград», в котором активное участие приняли педагоги, родители, дети и библиотека п.Карпушиха. В настоящий момент занимаюсь разработкой проекта «Игровые технологии в развитии речи ребенка», который систематизирует накопленный опыт коррекционной работы за период 2019-2020гг., а также поможет раскрыть его для педагогов и родителей.

Большое внимание уделяю повышению уровня социальной адаптации детей, посещающих логокоррекционные занятия. Продумываю и четко выстраиваю образовательные ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Так ребенок сам становится логопедом для своего сверстника. В результате воспитанники начинают понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями образовательного процесса.

Одним из направлений моей работы также стали экскурсии. Мы с воспитанниками путешествуем по нашему поселку – независимо от времени года и погодных условий. В естественной обстановке мы наблюдаем и изучаем окружающий нас мир. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг. Экскурсии эффективно решают следующие задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Эффективной и успешной работы удается достичь только при активном взаимодействии с родителями и педагогами. Использую разнообразные формы работы: консультативные беседы, в том числе онлайн («Артикуляционная гимнастика – наша скорая помощь», «Палочки Кюизенера. Решение коррекционных задач», «Развитие связной речи»), анкетирование, оформление информационного стенда, ведение личного сайта, совместная подготовка к конкурсам и мероприятиям (заучивание стихотворений, подготовка изделий для выступления в ДОУ, муниципальный, Всероссийский и Международный уровни), практикую открытые индивидуальные занятия-консультации, что способствует повышению компетентности в вопросах самостоятельной логокоррекии, а также позволяет проводить профилактическую работу по предупреждению речевых расстройств у детей, посещающих ДОУ. Позитивные отзывы от родителей в адрес логопеда составляют 96%. В 2021-2022 учебном году планирую организовать деятельность родительского клуба «Взявшись за руки», где системно и планомерно буду обучать родителей эффективным формам взаимодействия с ребенком по коррекции нарушений речевого развития. Результатом станут конструктивные взаимоотношения с родителями, которые станут активны в организации коррекционной помощи ребенку, будут выполнять рекомендации, интересоваться успехами ребенка.

Своей работы не представляю без активного участия в работе методического объединения логопедов на муниципальном уровне: я перенимаю передовой опыт коллег; отбираю -наиболее приемлемые для своих воспитанников методы и приемы коррекционного воздействия. Кроме того делюсь собственным опытом работы (доклад «Кинезиология как метод активного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»).

Следует отметить тот факт, что пришла я работать в пустой кабинет, полностью отсутствовала методическая база и предметно-пространственная развивающая среда (далее – ППРС). В настоящее время мной созданы условия для успешного устранения у дошкольников речевого дефекта. Обстановка улучает эмоциональный фон ребенка, способствует его гармоничному развитию, имеется множество пособий, каждое из которых выполняет свои функции:

1.пособия, направленные на развитие всех компонентов речи ребенка (фонематические процессы, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь) – наборы игрушек и предметных картинок для сопровождения гимнастик, дыхательные тренажеры, иллюстративный материал, дидактические и развивающие настольно-печатные игры, инструментарий для обследования речи, сюжетные картинки и альбомы по разным лексическим темам, алгоритмы, схемы описания предметов, мнемотаблицы, аудиозаписи, презентации и игры, рабочие тетради, дидактические наборы «палочки Кюизенера», «логические блоки Дьенеша» «игровизор», «квадрат Воскобовича», картотеки игр и материалов;

2.пособия и игры для сенсорного развития - звучащие игрушки и предметы, театры, пирамидки, мел и доска, сенсорные коробочки (постоянно обновляемые), пазлы, массажные наборы, игрушки-шнуровки, мозаика, лего и др..


2.Проектная часть


Уровень речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступивших в детский сад в 2019, 2020 годах, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Нарушения речевого развития наблюдаются у большинства младших дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению речевых нарушений (снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков). Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза.

Таким образом, актуальной становится проблема раннего выявления и профилактики нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи, при использовании потенциала сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.

Данные факторы позволили определить мне основное направление профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период:

организация работы по профилактике речевых нарушений с детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса, и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, чувство музыкального темпа, счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера, ритмические упражнения, пение, упражнения в игре на музыкальных инструментах, самостоятельная музыкальная и игровая деятельность, упражнения для развития творческой инициативы.

Принцип построения перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой с включением речевого материала.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность, положительно влияют на развитие личности дошкольника. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми, эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи.

Важно то, что у ребенка нормализуется двигательная сфера, и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует расслаблению, и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения.

Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляционных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении и игре


Заключение


Одним из важнейших условий, способствующих достижению представленных результатов, является требование к собственной профессиональной компетентности. В период 2019-2020гг. изучила следующие курсы повышения квалификации:

  • 2019г., ЧОУ ДПО «Институт переподготовки и повышения квалификации», г.Новочеркасск – «Реализация ФГОС ДО для учителей-логопедов», 108 часов;

  • 2019г., АНО ДПО «Институт современного образования», г.Воронеж – «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОО согласно ФГОС ДО», 72 часа;

  • 2020г., АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», г.Пермь – «Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Прослушала вебинары:

  • «Вкусная артикуляционная гимнастика» (LOGOPEDIYA VPRAKTIKE, 2020г.);

  • «Игровые технологии в рамках программы подготовки детей к школе» (МЕРСИБО, 2020г.);

  • «Дистанционная работа с ребенком с нарушением речевого развития. Опыт, выводы, советы экспертов. Разбор ошибок и пути выхода» (ЧОУ ДПО «Логопед Профи», 2020г.).

Профессиональные достижения отмечены Грамотой за добросовестный труд и высокий уровень профессионализма, личный вклад в организацию и совершенствование воспитательного процесса детей от главы территориального управления администрации КГО поселка Карпушиха Шаяхметовой Р. А. (2020 год).

Являюсь Дипломантом I степени XIII Муниципального фестиваля-конкурса гражданско-патриотической песни «Афганский ветер», им.Эдуарда Шабалина (номинация: художественное слово). Награждена Благодарственным письмом Главы ТУ администрации КГО поселка Карпушиха Шаяхметовой Р. А. за подготовку участников (1 и 2 места) к IX Открытому Муниципальному фестивалю-конкурсу имени Павла Семкина «Играй, гармонь». Имею сертификаты участника информационно-просветительского дня «Дети с инвалидностью. Реализация возможностей» (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»2019г.), «Августовских педсоветов 2020» (ММСО, Свердловская область, (2020г.), «Осенней школы для учителей-логопедов и учителей-дефектологов Свердловской области» (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», 2020г.), сертификаты «Об успешном прохождении комплексного теста по общей логопедии» (ЧОУ ДПО «Логопед Профи», 2020г.), «Основы логопедии. Терминология, дефекты речи, методы и способы коррекции» (Всероссийское сетевое издание для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века», 2019г.). Являюсь победителем онлайн-конкурсов, тестирований «Требования ФГОС к системе дошкольного образования» (2019г.), «Формирование речи и коммуникативных навыков у дошкольников» (2019г.), «ИКТ-компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС» (2019г.), «Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» (2020г.). Награждена дипломами за подготовку детей к онлайн-конкурсам и викторинам («Время знаний», «Русская матрешка», «Талантливые дети России» - 2019г., «Талантливые дети России» - 2020г.).

В заключении можно с уверенностью отметить, что результаты коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, свидетельствуют об эффективности применения выбранных мной технологий.

Анализ педагогической деятельности показал позитивную динамику развития собственного профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма, выявил проблемы коррекционно-развивающего процесса, наметил стратегию и тактику их решения.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что моя педагогическая деятельность в 2019-2020гг. была результативна и эффективна.

Список литературы


1.Базарный Ф. В. Гимнастика для глаз / электронный ресурс: https://proglazki.ru/uprazhneniya/gimnastika-dlya-glaz-bazarnogo/

2.Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. / Белая А. Е., Мирясова В. И.: Пособие для родителей и педагогов. – М.: «Издательство АСТ», 2014. – 48с.

3.Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками - М.: Сфера, 2008.

4.Волкова Г. А. Логоритмика /Волкова Г.А..- М.: Просвещение, 1999. - 50с.

5.Волкова Л. С. Логопедия: учебное пособие. – Владос, 2009. - 527.с.;

6.Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях – Ярославль, ООО «ИПК «Индиго», 2009 г.

7.Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.

8.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения – Гном, 2016.

9.Лебедева И. Л. Серия книг «Трудный звук, ты наш друг!» / электронный ресурс: https://vk.com/wall-30895474_8631

10.Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. /Лопухина И.С.: пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256с.

11.Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи./Лопухина И.С.: Пособие для логопедов и родителей. – М.: АКВАРИУМ, 1995. – 384с.

12.Поваляева М. В. Справочник логопеда /Поваляева М.В.. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 448с.

13.Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1980. — 223 с.

14.Сиротюк Л. А. Кинезиологические упражнения https://vk.com/doc123150583_517013132?hash=6a40f19292842e1bdb&dl=2e629255a415df5b54

15.Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика / электронный ресурс: https://strelnikova.ru/upragnenija-osnovnoj-komplex

16.Ускоренная постановка звуков./Автор-сост. Е. Н. Маслова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей/Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида – М.: Просвещение, 2016.

18.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида – М.: Просвещение, 2016.

19.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. /Фомичева М.Ф.: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание».- М.: Просвещение, 1989. – 239с.

20.Харько Т. Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры – Санкт-Петербург, 2007.

21.Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового Леса" (для детей 5-7 л) – Детство – пресс, 2016.

22.Хватцев М. Е. Логопедия –Владос, 2010.

23.Ястребова А. В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей [Текст] / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. – М.: АРКТИ, 1999. – 134 с.

Приложение 1


Уровень речевого развития детей логопункта, созданного на базе МАДОУ детский сад № 15 «Малышок», 2019-2020гг.















Приложение 2


Уровень речевого развития детей логопункта, созданного на базе МАДОУ детский сад № 15 «Малышок», 2020-2021гг.
















Приложение 3


Уровни компонентов речевого развития дошкольника


Звукопроизношение


Лексика


Грамматический строй речи



Фонематические процессы